ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8344/20 от 17.12.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2020-015138-11 Дело № 2а-8344/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2020 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителя административного истца – адвоката Буренок К.А., действующего на основании ордера от ** ** ** № 467,

представителя административного ответчика ИФНС по г. Сыктывкару ФИО3, действующей на основании доверенности от ** ** **,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО1 к Инспекции ФНС по г. Сыктывкару о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

УСТАНОВИЛ

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС по г. Сыктывкару о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение от 25.09.2020 № 17-12/10310, указав в обосновании требований о недоказанности неприбытия на допрос, неотнесения его к субъекту налогового правонарушения, поскольку его вызывали в рамках налогового контроля, тогда как ст. 128 НК РФ предусматривает ответственность за неявку по делу о налоговом правонарушении и наличием иных процессуальных нарушений, поименованных в заявлении.

В судебном заседании административный истец участия не принимал, его представитель – адвокат Буренок К.А. административные требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении доводам.

Представитель административного ответчика заявленные требования не признала, указав, что в рамках налоговой проверки в качестве свидетеля был вызван ФИО4 для дачи пояснений, однако к установленному времени он не подошел, что послужило основанием для дальнейшего принятия оспариваемого решения. По существу заявленных требований представила письменное возражение.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом, который проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Согласно п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Статьей 128 НК РФ предусмотрена ответственность свидетеля за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, в виде взыскания штрафа в размере тысячи рублей.

Согласно пункта 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

Статьей 101.4 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом, должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций (пункты 1, 2).

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5).

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6).

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8).

В решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п. 9).

По обстоятельствам дела следует, что в связи с проведением налоговым органом мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки в отношении ООО «...», в адрес ФИО4 направлена повестка № 17-12/11448 от ** ** ** о его вызове на допрос в качестве свидетеля на 23.07.2020 к 10 час. в ИФНС России по ... по адресу: .... В повестке разъяснены действия лица при невозможности явки по вызову к указанному сроку и ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин в соответствии со ст. 128 НК РФ.

Повестка получена ФИО4 20.07.2020, что подтверждается почтовым уведомлением.

В связи с неявкой ФИО4 по повестке в налоговый орган, должностным лицом, в соответствии со ст. 101.4 п. 1 НК РФ составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях от 31.07.2020.

В порядке п. 7 ст. 101.4 НК РФ, 25.09.2020 должностным лицом налогового органа рассмотрен вышеназванный Акт от 31.07.2020 в присутствии ФИО4 и его представителя Буренка К.А. с дальнейшим вручением протокола.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов, 25.09.2020 заместитель руководителя налогового органа вынесла решение № 17-12/10310 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ, предусмотренное ст. 128 НК РФ, с применением положений пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ и п. 3 ст. 114 НК РФ в размере 500 руб.

Исходя из обстоятельств дела, доводов жалобы, исследованных материалов дела суд полагает, что должностное лицо налогового органа верно пришло к выводу о наличии в действиях ФИО4 налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ. Порядок привлечения ФИО4 к налоговой ответственности должностным лицом соблюден.

Позиция заявителя о посещении налогового органа и невозможности прохода через службу охраны в связи с тем, что он забыл повестку дома, не освобождает такое лицо от принятия необходимых мер для извещения вызвавшего его должностного лица. Кроме этого, данный довод административного истца ничем не подтвержден.

Кроме этого, позиция представителя административного истца о том, что его доверитель не является субъектом налогового правонарушения является несостоятельной, поскольку свидетель был вызван для дачи пояснений по проводимой налоговой проверке и неявка лица по такому вызову образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ.

Остальные доводы ФИО4 являлись предметом судебной оценки, однако безусловных и бесспорных оснований для признания решения о привлечении лица к налоговой ответственности незаконным, материалы дела не содержат.

С учетом названного, правовых оснований для отмены обжалуемого решения суд не усматривает, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление ФИО4 ФИО2 к Инспекции ФНС по г. Сыктывкару о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение от 25 сентября 2020 № 17-12/10310, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение принято 18 декабря 2020

Судья А.П. Леконцев