ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-834/20 от 18.12.2020 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-834/2020

27RS0020-01-2020-002696-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2020 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Головиной Е.Н.,

при секретаре Исаченковой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению и.о. директора муниципального автономного учреждения «Служба технического обслуживания» Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Белозерова Виталия Владимировича к прокурору Аяно-Майского района о признании незаконным требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов, выраженного в письменном запросе № 2-11-2020 от 09.11.2020 г., а также обязании прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации на основании указанного запроса,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями к административному ответчику – прокурору Аяно-Майского района, мотивируя свои требования тем, что 09.11.2020 г. прокурором Аяно-Майского муниципального района в адрес и.о. директора муниципального автономного учреждения «Служба технического обслуживания» Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Белозерова В.В. был направлен письменный запрос № 2-11-2020 от 09.11.2020 г. с требованием о предоставлении документов и информации. Основанием для такого требования прокурора послужили проверочные мероприятия, проводимые им по обращению педагога дополнительного образования МКОУ СОШ с.Аян ФИО1 по факту отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения в селе Аян по адресу: <адрес> не надлежащего содержания и благоустройства придомовой территории данного дома. Административный истец считает, что требование вышеуказанного запроса не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы руководителя учреждения, поскольку возлагает на него не предусмотренную законом обязанность и является прямым вмешательством в его оперативно-хозяйственную деятельность как руководителя учреждения, что подтверждается нижеследующим. В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно п.1 ст.21 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (в ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При этом в п.2 ст.21 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре в Российской Федерации» установлены следующие правила применительно к порядку проведения проверки: решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия. Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Исходя из абз. 3 п.1 ст.22 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 ст.26 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 2 ст.26 вышеуказанного Закона, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Из абз.1 п.2 ст.6 указанного Закона следует, что статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Исходя из п.2.3 ст.6 указанного Закона, прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки; информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Как указано административным истцом, при направлении прокурором запроса были нарушены вышеуказанные положения ФЗ от 17.01.1992 г. (ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», а именно прокурор не довел до административного истца решение о проведении проверки не позднее дня начала проведения проверки (т.е. не направил соответствующее решение), следовательно, административному истцу не известны цели, основания и предмет проверки (исполнение законов или соблюдение прав и свобод человека и гражданина), данная неопределенность (в том числе в части предмета проверки) не устранена также в само запросе прокурора, административному истцу также не известны нормативные сроки исполнения требования прокурора о предоставлении документов (поскольку в случае проверки исполнения законов данный срок составляет 2 рабочих дня, а в случае соблюдения прав и свобод человека и гражданина – 5 рабочих дней). Административный истец указывает, что если запрос связан с исполнением законов, прокурор неправильно исчислил срок исполнения требования о предоставлении документов: данный срок должен заканчиваться не 13 ноября 2020 года, а 16 ноября 2020 года, т.е. в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора, которое поступило административному истцу - 09 ноября 2020 года, поскольку до административного истца не доведено решение о проведении проверки, ее предмет, цели и основание, прокурор не вправе осуществлять какие-либо полномочия по такой проверке, в том числе требовать от административного истца какие-либо документы (информацию). Также в запросе содержится требование о предоставлении документов, не связанных с предметом проверки (в частности, требование о предоставлении документов по ФИО2.), по которым прокурором не принималось мотивированное решение о расширении предмета проверки или проведении новой проверки, в запросе прокурор требует представить нормативно-правовые акты органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, которые официально опубликованы и размещены на официальных сайтах данных органов, по своему существу проверка прокурора является прямым вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность. Со ссылкой на положения ст.93, ч.2 ст.104, ч.7 ст.5 Жилищного Кодекса РФ, положения ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», административный истец указывает, что вопросы местного значения о предоставлении служебных жилых помещений отдельным категориям граждан не могут быть предметом прокурорской проверки, поскольку данные вопросы регулируются исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (а не законами), и кроме того, проверка прокурором исполнения данных нормативных правовых актов является его вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления и подведомственных им предприятий и учреждений. Таким образом, как указывает административный истец, вопрос об отказе в предоставлении педагогу дополнительного образования МКОУ СОШ с.Аян ФИО1. служебного жилого помещения не может быть предметом прокурорской проверки, поскольку является исключительной компетенцией органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края и подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений, данный вопрос не связан с исполнением законов, так как регулируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края. В этой связи у прокурора отсутствуют правовые основания вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность МАУ «СТО» администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края. Относительно проверки прокурором надлежащего содержания и благоустройства придомовой территории жилого дома в с.Аян по адресу: <адрес> административный истец указывает следующее: прокурор Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края занимает в данном доме служебную квартиру, в связи с чем может иметь личный интерес в улучшении своих жилищных условий (в получении выгод и преимуществ в связи со своим должностным положением), что подтверждается со стороны административного истца следующим. В соответствии со ст.40 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Из части 2 статьи 10 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ следует, что в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.10 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст.11 указанного ФЗ № 273-ФЗ, лицо, указанное в части й статьи 10 данного ФЗ, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Исходя из ч.2 ст.11 указанного ФЗ № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Следовательно, как указывает административный истец, прокурора Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края не вправе был проводить проверку относительно содержания и благоустройства дома в с.Аян по адресу: <адрес>, в котором он проживает, поскольку у него возник или мог возникнуть конфликт интересов (в виде получения выгод и преимуществ в связи с исполнением должностных обязанностей при рассмотрении обращения ФИО1.), по причине чего он должен был принять все необходимые меры по предотвращению и урегулированию данного конфликта интересов, вплоть до передачи обращения ФИО1 другому не заинтересованному прокурору. В связи с этим требование прокурора о предоставлении информации и документов незаконно, поскольку проводимая им проверка уже связана с наличием у него конфликта интересов, что не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Таким образом, требование прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов, выраженное в письменном запросе № 2-11-2020 от 09.11.2020 г., нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает на него не предусмотренную законом обязанность по предоставлению данному прокурору информации и документов, у прокурора отсутствуют правовые основания для истребования у административного истца информации и документов, поскольку до административного истца не было доведено решение прокурора о проведении проверки не позднее дня начала проверки, в том числе ее предмет (исполнение законов или соблюдение прав и свобод человека и гражданина), цель и основание, также требование прокурора незаконно в связи с возникшим у него конфликтом интересов (поскольку он пытается провести проверку по вопросу содержания и благоустройства придомовой территории жилого дома, в котором он проживает, что требовало от него совершения действий, исключающих участие в данной проверке), в связи с чем административный истец просит суд признать незаконным требование прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов, выраженное им в письменном запросе № 2-11-2020 от 09.11.2020 г. и вынесенное им в отношении и.о. директора муниципального автономного учреждения «Служба технического обслуживания» Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Белозерова Виталия Владимировича, а также обязать прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края воздержаться от совершения действия по запросу документов и информации на основании указанного запроса.

В судебное заседание административный истец, административный ответчик не прибыли, все извещены в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеется соответствующие судебные извещения (электронное подтверждении о получении, прочтении сообщения суда), причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие административных истца и ответчика по имеющимся в деле материалам, поскольку их явка судом обязательной не признавалась и не является таковой по закону, по правилам ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.

Суд, изучив материалы дела, письменные возражения административного ответчика в лице прокурора Аяно-Майского района Петрова А.В., приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5, частями 3 и 6 статьи 8, частью 1 статьи 9 и пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется; гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Как установлено судом и не оспорено процессуальными участниками, в прокуратуру Аяно-Майского района Хабаровского края поступило письменное обращение педагога дополнительного образования МКОУ СОШ с.Аян ФИО1. по факту отказа в заключении с ней договора найма служебного жилого помещения в с.Аян по адресу: <адрес> а также ненадлежащего содержания и благоустройства придомовой территории данного дома.

Из анализа содержания заявления ФИО1., изложенного на 5 листах, усматривается, что она обратилась с жалобой в свази с отказом в предоставлении служебного жилого помещения ей и ее супругу ФИО2., с изложением подробных обстоятельств несогласия с отказом в предоставлении служебного жилого помещения специализированного фонда, и нарушениями со стороны администрации Аяно-Майского муниципального района и МАУ «СТО» как подведомственного предприятия, включая ненадлежащее содержание и благоустройство придомовой территории данного дома со стороны административного истца при наличии должного финансирования и отсутствия задолженности по оплате услуг ЖКХ у заявителя.

На основании поступившего обращения указанного лица и вопросов, которые заявитель просит выяснить, прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края в рамках проведения проверочных мероприятий по обращению ФИО1., в адрес и.о. директора МАУ «СТО» администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Белозерова В.В. направлен запрос за № 2-11-2020 от 09.11.2020 г., в рамках которого прокурором указано, что в связи с проведением проверочных мероприятий по вышеуказанному обращению гр. ФИО1, руководствуясь ст.ст.6,22 ФЗ «О прокуратуре» от 17.01.1992 г., административному ответчику необходимо организовать представление в срок не позднее 15.00 часов 13.11.2020 г. в прокуратуру Аяно-Майского района следующей информации: передана ли <адрес> администрацией сельского поселения «Село Аян» администрации Аяно-Майского муниципального района (приложить приемопередаточный акт муниципального жилищного фонда); предоставить выписку из управления Росреестра по Хабаровскому краю о наличии права собственности на <адрес>; предоставить муниципальный правовой акт, на основании которого полномочия по содержанию и управлению жилищным фондом переданы в МАУ «Служба технического обслуживания»; предоставить копии решений об отказе в предоставлении квартиры <адрес>ФИО1 с указанием оснований отказа, копии заявлений ФИО1 от 06.10.2020 г., 20.10.2020 г. о предоставлении служебного помещения – <адрес> протокол заседания жилищной комиссии, а также полный пакет документов, подтверждающий законность отказа в предоставлении <адрес> последней, а также иные документы, связанные с решением об отказе в предоставлении жилого помещения последней; указать причину, по которой ФИО1. не была предоставлена копия решения жилищной комиссии; предоставить копию договора служебного найма жилого помещения специализированного жилого фонда от 28.09.2017 г., заключенного между администрацией сельского поселения «Село Аян» и ФИО2., а также копию договора найма служебного помещения специализированного жилого помещения – <адрес>, заключенного 01.06.2019 г. между МАУ «СТО» и ФИО2 предоставить муниципальный правовой акт администрации района, регулирующий порядок предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда, а также иные муниципальные правовые акты, регламентирующие данные правовые отношения (действующие на момент заключения договоров с ФИО2 в 2019 г. и 2017 г.); предоставить копию положения о предоставлении служебных жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда на территории Аяно-Майского муниципального района, утвержденного постановлением администрации муниципального района от 22.10.2020 г. № 129, а также дату опубликования; предоставить копию решения о расторжении договора найма от 28.07.2019 г., а также копию уведомления за подписью директора МАУ «СТО» о расторжении договора найма с требованием освободить <адрес> в срок до 13.11.2020 г. (с приложением документов, подтверждающих законность указанного решения); предоставить муниципальный правовой акт, устанавливающий состав жилищной комиссии; предоставить муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок организации документооборота в МАУ «СТО» и администрации Аяно-Майского муниципального района относительно служебного специализированного фонда (приложить копию Порядка); предоставить муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок распределения денежных средств, получаемых МАУ «СТО» от собственников квартир <адрес> за содержание указанного дома; предоставить информацию о поступивших денежных средствах за содержание дома <адрес> в с.Аян в 2020 г., а также информацию о расходовании указанных денежных средств с приложением договоров на выполнение работ, актов выполненных работ, платежных поручения и смет работ; предоставить информацию о количестве выделенных денежных средств на благоустройство придомовой территории <адрес> источниках финансирования, целевое использование средств с приложением подтверждающих документов, а также информацию о расходовании указанных денежных средств с приложением договоров на выполнение работ, актов выполненных работ, платежных поручения и смет работ; предоставить информацию о месте и количестве забора грунта для проведения благоустройства придомовой территории <адрес> предоставить копию лицензии на пользование указанными недрами; предоставить информацию о выполненных работах в <адрес>, количестве выделенных денежных средств, копии договоров на выполнение работ, источники финансирования указанных работ, сметы договоров, акты выполненных работ, платежные поручения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Проанализировав все юридически значимые обстоятельства дела, суд не находит подлежащим удовлетворению административные исковые требования, по следующим основаниям.

Из содержания административного искового заявления следует, что до административного истца не было доведено решение о проведении проверки, административному истцу неизвестны нормативные сроки исполнения требования прокурора о предоставлении документов, прокурором неправильно исчислен срок исполнения требования о предоставлении документов, отсутствие решения о проведении проверки исключает право прокурора на реализацию каких-либо полномочий по такой проверке, в том числе требовать каких-либо документов, в требовании о предоставлении информации и документов, прокурор требует предоставить нормативные правовые акты, которые официально размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления Аяно-Майского района, проверка прокурором является прямым вмешательством ива деятельность учреждения, а также то обстоятельство, что прокурор района проживает в служебном жилом помещении в <адрес>, что исключает возможность проведения им проверочных мероприятий.

Однако административным истцом не учтено следующее.

В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Изложенное свидетельствует, что требование прокурора о предоставлении информации и документов должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней с момента поступления соответствующего требования, что прямо установлено ч.2 ст.6 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Как установлено судом из анализа материалов дела, 09.11.2020 г. прокурором направлено требование о предоставлении вышеуказанных в решении суда документов и информации с целью осуществления проверочных мероприятий по поступившему в органы прокуратуры письменному обращению гр.ФИО1., при этом как установил суд, истребование запрошенной информации и документов было необходимо прокурору для необходимости проведения первичного анализа доводов заявителя о неправомерном отказе последней в предоставлении служебного жилого помещения специализированного служебного фонда, а также о неправомерном выселении ее и членов ее семьи из <адрес>, необходимости установления ответственного лица (субъекта) в администрации муниципального района, в компетенцию которого входит урегулирование жилищных правоотношений применительно к служебному жилому фонду, анализом действующей правовой базы, регулирующей правовые отношения в области служебного жилого фонда в администрации муниципального района; общим анализом ситуации, связанной с финансированием расходов на благоустройство придомовой территории д.3 по <адрес> и содержанием муниципального жилого фонда.

Таким образом, как установил суд, вся запрашиваемая информация по пунктам в требовании прокурора от 09.11.2020 г. касалась именно предмета проверки доводов заявителя ФИО1., для проверки которых прокурор запросил информацию и документы от административного истца, с указанием мотивов обоснования направления требования в адрес административного истца, что отражено в самом требовании.

Таким образом прокурором проводились первичные проверочные мероприятия по обращению лица, а не проверка деятельности административного истца, в связи с чес данные действия полностью соответствуют требованиям ФЗ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Как установил суд из анализа материалов дела, само письменное обращение ФИО1. не содержало каких-либо документов и информации, позволяющей установить каким конкретно органом или должностным лицом предположительно могут быть нарушены права заявителя, какими конкретно действиями могут быть нарушены права заявителя, на основании каких правовых актов указанные в обращении заявителя органы и должностные лица обязаны разрешать вопросы, поставленные заявителем в обращении.

Таким образом отсутствие в прокуратуре района приведенных конкретных данных об ответственных субъектах администрации муниципального района и подведомственных учреждений не позволяло 09.11.2020 г. (на момент выставления требования прокурором) установить орган, подлежащий проверке, а отсутствие данных о действующем правовом урегулировании вопросов, отраженных в обращении ФИО1, не позволяло установить предмет и цель проверки, указанное не позволило 09.11.2020 г. вынести решение о проведении проверки со стороны административного ответчика, поскольку прокурором проводились проверочные мероприятия.

При таких обстоятельствах действия Аяно-Майского прокурора полностью соответствовали положениям ст.10 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», а также требованиям норм Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.

В пользу указанного довода свидетельствует и то, что решение о проведении проверки принимается прокурором только после установления ответственного субъекта проверки, а также конкретного перечня подлежащих проверке вопросов, когда прокурором выносится решение о проведении проверки.

Как установил суд, запрашиваемые со стороны прокурора данные об истребовании размещенных на официальном сайте администрации муниципального района нормативно-правовых актов, было вызвано наличием сбоев в работе официального сайта администрации района, невозможностью в течение 09.11.2020 г. – 18.11.2020 г. их скачивания, кроме того, как установил суд, 24.11.2020 г. административному истцу было направлено уведомление об отсутствии необходимости дальнейшего направления в прокуратуру района запрашиваемых ранее нормативно-правовых актов в связи с тем, что 19.11.2020 г. работоспособность сайта администрации муниципального района была восстановлена, и на момент рассмотрения дела по существу какие-либо права административного истца, как он полагает, в части требования официально размещенных нормативно-правовых актов, не нарушены.

Касательно доводов административного иска в части прямого вмешательства прокурора в хозяйственную деятельность административного истца, то данные обстоятельства основаны на неверном толковании норм материального и процессуального законодательства, поскольку как и ранее указано в решении суда, в соответствии с ч.1 ст.26 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст.27 указанного закона № 220-21 при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Как установил суд, в своем обращении ФИО1. были поставлены вопросы о правом регулировании вопроса предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе и членов семьи заявителя – ФИО2; соблюдения порядка и основания отказа в предоставлении заявителю служебного жилого помещения, финансирования и выполнения работ общего имущества многоквартирного <адрес> и прилегающей территории.

Разрешение указанных вопросов полностью соотносится с предметом прокурорского надзора, указанных в ч.1 ст.26, ч.1 ст.22 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и за рамки проверочных мероприятий согласно содержания обращения заявителя, прокурор не вышел.

Таким образом, указанные доводы административного искового заявления не обоснованы и не подлежат удовлетворению судом.

Суд также не находит оснований для удовлетворения административного иска в части заявленного требования о невозможности проведения прокурором проверки в связи с его проживанием в служебном помещении в <адрес> поскольку предметом разрешения обращения являлся отказ администрации муниципального района и подведомственных учреждений в заключении договора найма служебного жилого помещения с ФИО1., правовая оценка действующего муниципального правового регулирования данного вопроса, проверка бюджетного законодательства при финансировании выполнения работ в <адрес>, оценка фактического выполнения работ.

Какой-либо личной, прямой или косвенной заинтересованности со стороны прокурора Аяно-Майского района в данном случае не имеется, доводы административного истца основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку административный ответчик занимает служебное жилое помещение, собственником которого является иной субъект права – прокуратура Хабаровского края, в связи с чем административный ответчик не является и не может являться выгодоприобретателем каких-либо работ и (или) услуг, выполняемых в <адрес> а предположения административного истца о возможном приобретении каких-то выгод и преимуществ, предметом рассмотрения дела являться не может, данные утверждения являются голословными, надуманными и ничем не подтверждены, сам факт проживания административного ответчика в служебном жилом помещении в доме, который (дом) является предметом проверки по самостоятельному обращению иного лица, не свидетельствует о возникшем конфликте интересов и таковыми не является в рамках настоящего административного дела.

Исходя из изложенного оспариваемое административным истцом требование о предоставлении информации и документов, выраженное им в письменном запросе № 2-11-2020 от 09.11.2020 г. нарушений законодательства, не имеет правовых оснований для признания его необоснованным, в связи с чем отсутствуют основания и для удовлетворения административного истца в части обязания прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации на основании указанного запроса, поскольку действия административного ответчика полностью соответствует требованиям вышеприведенного действующего законодательства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований и.о. директора муниципального автономного учреждения «Служба технического обслуживания» Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Белозерова Виталия Владимировича к прокурору Аяно-Майского района о признании незаконным требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов, выраженного в письменном запросе № 2-11-2020 от 09.11.2020 г., а также обязании прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации на основании указанного запроса, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения решения суда в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.

Судья Е.Н. Головина