ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-835/20 от 16.07.2020 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-835/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 16 июля 2020 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Снегиревой Е.Г.,

при секретаре Ховрычевой В.С.,

с участием представителя административного истца - ФИО1,

административного ответчика – прокурора Чернушинского района Кривощёкова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании незаконным представления прокурора Чернушинского района <№> от 17.04.2020 года,

УСТАНОВИЛ:

ГУФСИН России по Пермскому краю обратился в суд с административным иском о признании незаконным представления прокурора Чернушинского района <№> от 17.04.2020 года,

Требования мотивированы тем, что 17.04.2020 года в ГУФСИН Росиии по Пермскому краю внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, из которого следует, что до настоящего времени ГУФСИН России по Пермскому краю не предприняты меры, направленные на взыскание с осужденных (<ФИО>4, <ФИО>5, <ФИО>6, <ФИО>10, <ФИО>7, <ФИО>11, <ФИО>12) бюджетных денежных средств, выданных для оплаты проезда при следовании к месту отбытия наказания. ГУФСИН России по Пермскому краю с вынесенным представлением не согласно. Из представления прокурора следует, что предписания выданы осужденным в 2018 г. и 2019 г.. Таким образом, срок исковой давности для взыскания денежных средств не пропущен. Действующим законодательством на ГУФСИН России по Пермскому краю не возложена обязанность по взысканию неосновательного обогащения. Просят признать незаконным представление прокурора Чернушинского района <№> от 17.04.2020 года.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании, доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала, просит признать представление незаконным. Суду пояснила, что в представлении не указаны нормы, обязывающие Главное Управление принимать меры по взысканию денежных средств с лиц, которые уклонились от прибытия к месту отбывания наказания. Представление вынесено в адрес Главного Управления в отношении осужденных, которым было назначено наказание в виде исправительных работ, работу с такими осужденными проводит Уголовно - исполнительная инспекция, которая является самостоятельным юридическим лицом, имеет свой устав, права и обязанности. Полагает, что выносить представление необходимо было в адрес начальника УИИ. Как правило, с такими исками обращается в суд прокуратура. Кроме того, полагает, что прокуратура повела себя не логично, 20.05.2020 года прокуратура выносит представление, а 25.05. 2020 года сама обращается в суд с исковыми заявлениями к осужденным. Главное Управление не имеет права, обращаться с такими исками, поскольку они не являются распорядителями денежных средств. В то же время полагает, что обращаться в суд с исками о взыскании с осужденных неосновательное обогащение это их право, а не обязанность, и этим правом они могут воспользоваться в пределах сроков исковой давности. Работа ими проводится, направляются претензии в адрес осужденных, а понуждение их к направлению исков считает вмешательством в их деятельность. Требования прокурора Чернушинского района до настоящего времени не исполнено. Просит признать представление прокурора Чернушинского района незаконным и отменить его.

Прокурор Чернушинского района Кривощёков Д.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признал, суду пояснил, что в ходе осуществления надзорной деятельности за работой УИИ был выявлен факт бездействия по взысканию растраченных бюджетных денежных средств, выданных осужденным, которые должны были отбыть в колонию-поселение, но к месту отбывания наказания они не явились, а денежные средства не были возвращены в бюджет. Исходя из проведенного обобщения по судебной практике по Пермскому краю, было выявлено, что за период 2018 года не было ни одного искового заявления от УИИ по взысканию денежных средств. Кроме того, анализ практики показал, что с указанными исками обращался лишь прокурор, больше этим вопросом никто не занимался. Приказом Минюста РФ от 06.04.2009 № 102 «Об утверждении Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания», предусмотрено, что территориальные органы ГУФСИН вручают осужденным предписание, выдают деньги на проезд, обеспечивают продуктами питания или деньгами на время проезда. Поскольку растраченные денежные средства являются федеральными, УИИ является структурным подразделением ГУФСИН, поэтому по согласованию с прокуратурой Пермского края было подготовлено представление, чтобы указать руководителю ГУФСИН Пермского края, что данной проблемой никто не занимается. В представлении, направленном в адрес Главного Управления, сообщалось о том, что фактически при выдаче денежных средств осужденным были затрачены деньги бюджета, которые в дальнейшем не были восполнены, сообщалось о необходимости контролировать взыскание необоснованно затраченных денежных средств. Говорить о том, что нигде не прописано прямой обязанности по проведению мероприятий по возмещению причиненного ущерба, неправильно. Система ГУФСИН является бюджетной организацией, поэтому должна не только тратить денежные средства, но и осуществлять контроль и возмещать необоснованно затраченные денежные средства. Целью данного представления являлось обратить внимание и устранить пробелы, которые сложились в Пермском крае по взысканию денежных средств необоснованно растраченных осужденными. Поскольку УИИ является структурным подразделением, было принято решение о вынесении представления в отношении руководителя ГУФСИН. Как следствие после внесения представления был издан приказ 10.07. 2020 года, которым возложена обязанность на руководителя УИИ по контролю и принятию мер возмещению необоснованно растраченных денежных средств, то есть фактически были приняты меры к устранению выявленных нарушений. Иски прокурора были сформированы и направлены в суд, чтобы не пропустить сроки исковой давности и защитить бюджет. Что касается привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, то было только предложено рассмотреть этот вопрос, поскольку согласно трудового законодательства это является правом, а не обязанностью работодателя.

Суд, заслушав пояснения, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из содержания статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе надзор за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В силу положений пункта 3 статьи 22 данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

На основании пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Из представленных материалов следует, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства в отношении лиц, которым судом назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием к месту наказания в колонию – поселение, с самостоятельным следованием к месту наказания.

В ходе проведения проверки прокурором выявлены факты непринятия ГУФСИН России по Пермскому краю мер, направленных на взыскание с осужденных лиц денежных средств, выданных им для оплаты проезда при следовании к месту отбытия наказания.

Непринятие мер допущено в отношении следующих осужденных:

- <ФИО>9 (на основании предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> выданы денежные средства в размере 1324 рубля);

- <ФИО>6 (на основании предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> выданы денежные средства в размере 824 рубля);

- <ФИО>10 (на основании предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> выданы денежные средства в размере 1057 рублей);

- <ФИО>7 (на основании предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> выданы денежные средства в размере 1324 рубля);

- <ФИО>11 (на основании предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> выданы денежные средства в размере 1057 рублей);

- <ФИО>12 (на основании предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> выданы денежные средства в размере 1324 рубля).

17.04.2020 года в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление прокурора Чернушинского района о принятии мер к устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника виновных должностных лиц, о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру Чернушинского района Пермского края в установленный законом месячный срок.

Не согласившись с данным представлением ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в суд с настоящим иском, просят признать представление прокурора Чернушинского района незаконным.

В силу п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ, к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с ч.1 ст. 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение. В указанном предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Порядок направления осужденных в колонию-поселение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с ч.2 ст. 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Осужденный следует в колонию-поселение за счет государства самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда производятся территориальным органом уголовно-исполнительной системы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 634 утверждены Правил оплаты проезда осужденных, самостоятельно следующих в колонию-поселение, и обеспечения их продуктами питания (деньгами) на время проезда,

В соответствии с пунктом 1 Правил, осужденным, следующим самостоятельно в колонию-поселение в соответствии со статьей 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, за счет государства оплачивается проезд к месту отбывания наказания, а также предоставляются продукты питания (деньги) на время следования в колонию-поселение.

Согласно пункту 2 Правил, оплата проезда осужденных осуществляется территориальным органом уголовно-исполнительной системы путем приобретения проездных документов.

В случае невозможности приобретения проездных документов заранее осужденному выдаются наличные денежные средства, необходимые для приобретения проездных документов исходя из маршрута следования к месту отбывания наказания.

По желанию осужденного оплата проезда может осуществляться путем возмещения ему расходов на приобретение за счет личных денежных средств проездных документов исходя из стоимости проезда, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 10 Правил, продукты питания осужденным выдаются в соответствии с минимальной нормой питания, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае невозможности предоставления осужденным продуктов питания им выдаются деньги в размере, исчисляемом исходя из средней стоимости минимальной нормы питания за предшествующий месяц в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации (пункт 11).

Оплата проезда осужденных и обеспечение их продуктами питания (деньгами) осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование уголовно-исполнительной системы (пункт 12).

Согласно п.п.1,2 п.3 "Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания", утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 06.04.2009 года N 102, территориальный орган ФСИН России:

1) вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания (приложение к Инструкции) и обеспечивает его направление в колонию-поселение не позднее 10 суток со дня получения заверенной копии приговора суда, вступившего в законную силу;

2) выдает осужденному деньги на проезд, обеспечивает продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

В соответствии с Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 года № 518, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее Главное управление), является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

Главное Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.

Основными задачами Главного управления является, в том числе и руководство подведомственными учреждениями.

Главное Управление осуществляет проведение плановых и иных ревизий (проверок) деятельности подведомственных учреждений; организацию эффективного расходования бюджетных средств.

Главное Управление возглавляет руководитель (начальник) Главного Управления, который в том числе решает вопросы поощрения работников Главного Управления и подведомственных учреждений и применения к ним мер дисциплинарного воздействия.

В соответствии с Уставом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Инспекция находится в ведении ФСИН России. Управление Инспекции осуществляет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и руководство Инспекции (начальник, его заместители). ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении Инспекции осуществляет, в том числе проведение плановых и иных ревизий и проверок деятельности Инспекции (п.5.3 Устава)

Учитывая нормы законодательства, оценив, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для признания представления прокурора незаконным не имеется. Проверка проведена прокуратурой в рамках полномочий, предоставленных Законом о прокуратуре, требования прокурора по устранению выявленных нарушений не противоречат положениям действующего законодательства.

Как указывалось выше, представление прокурором внесено в отношении Начальника ГУФСИН России по Пермскому краю в связи с ненадлежащим осуществлением ведомственного контроля за работой подчиненных. В полномочия ГУФСИН России по Пермскому краю входит организация контроля за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции.

Соблюдение требований бюджетного законодательства является приоритетным направлениям надзорной деятельности, контроль за целевым использованием бюджетных средств, меры прокурорского реагирования, принятые с целью недопущения злоупотребления правом должностными лицами, не могут быть признаны вмешательством в деятельность административного истца.

Кроме того, суд учитывает, что 10.07.2020 года Федеральным казенным учреждением уголовно-исполнительной инспекции Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю вынесен приказ № 72 « Об организации работы и утверждении алгоритма действий по возмещению ущерба в ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю».

В оспариваемом представлении не указывалось на привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности, а лишь предлагалось рассмотреть данный вопрос. Данное предложение является диспозитивным и его исполнение является прерогативой работодателя.

С учетом изложенного, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны прокурора Чернушинского района, действовавшего в рамках Закона о прокуратуре.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст.226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Г.Снегирева