ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-836/19 от 19.08.2019 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 19 августа 2019г.

Калачёвский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием административного истца помощника прокурора Калачёвского района ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Калачёвского района <адрес>, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц и муниципального образования, к администрации Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> о понуждении к принятию мер о постановке на учёт бесхозяйных объектов,

у с т а н о в и л :

Прокурор Калачёвского района <адрес>, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц и муниципального образования, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> о понуждении к постановке на учёт бесхозяйных объектов, указав в обоснование заявленных исковых требований следующее.

Прокуратурой Калачёвского района проведена проверка законодательства о государственной и муниципальной собственности.

В ходе проверки установлено, что встроенное нежилое помещение, площадью 93,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Калачёвский район, <адрес> совхоза «Волго-Дон», <адрес>, является бесхозяйным объектом. Администрация Береславского сельского поселения не является собственником данного имущества, иные собственники также не известны. Установлено, что до мая 2018г. указанное помещение было передано администрацией Береславского сельского поселения в безвозмездное пользование по договору от 06.03.2013г. ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» по ФАП. В мае 2018г. учреждение обратилось в администрацию Береславского сельского поселения с заявлением о пролонгации договора сроком на 5 лет.

Администрацией сельского поселения в пролонгации договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом учреждению отказано, по причине того, что данный объект недвижимости в Реестре 01 недвижимого имущества не числится. Сведений в Едином государственном реестре недвижимости на указанный объект не имеется.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 225 ГК РФ, администрация Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес>, действуя как орган местного самоуправления в интересах муниципального образования добросовестно и разумно, обязана принять меры к обращению в муниципальную собственность встроенного нежилого помещения, площадью 93,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Калачёвский район, <адрес> совхоза «Волго-Дон», <адрес>, поскольку отсутствие собственника данного помещения, в том числе, влечёт за собой нарушение прав граждан на повышение доступности оказания медицинской помощи.

Не постановка данного помещения на учёт препятствует принятию его в муниципальную собственность, а также передачи во владение (или) пользование третьим лицам.

Ненадлежащее содержание данных объектов нарушает права и интересы неопределённого круга лиц, которым в последующем указанное помещение может быть предоставлено по договору аренды или другим основаниям.

В судебном заседании помощник прокурора Калачёвского района ФИО4 заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, изложив их вышеуказанным образом, и просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес>, надлежащим образом извещённый о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против заявленных исковых требований не возражали.

Суд, с учётом мнения прокурора ФИО4, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика по делу.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Часть 3 указанной статьи предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт и снятия с учёта бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно п. 5 данного Приказа, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований.

В судебном заседании установлено.

Прокуратурой Калачёвского района проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности.

В ходе проверки установлено, что встроенное нежилое помещение, площадью 93,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Калачёвский район, <адрес> совхоза «Волго-Дон», <адрес>, является бесхозяйным объектом. Администрация Береславского сельского поселения не является собственником данного имущества, иные собственники также не известны. Установлено, что до мая 2018г. указанное помещение было передано администрацией Береславского сельского поселения в безвозмездное пользование по договору от 06.03.2013г. ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» по ФАП. В мае 2018г. учреждение обратилось в администрацию Береславского сельского поселения с заявлением о пролонгации договора сроком на 5 лет.

Администрацией сельского поселения в пролонгации договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом учреждению отказано, по причине того, что данный объект недвижимости в Реестре 01 недвижимого имущества не числится. Сведений в Едином государственном реестре недвижимости на указанный объект не имеется.

Не постановка данного помещения на учёт препятствует принятию его в муниципальную собственность, а также передачи во владение (или) пользование третьим лицам.

Ненадлежащее содержание данных объектов нарушает права и интересы неопределённого круга лиц, которым в последующем указанное помещение может быть предоставлено по договору аренды или другим основаниям.

Таким образом, на администрацию Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> должна быть возложена обязанность о постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – встроенное нежилое помещение, площадью 93,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Калачёвский район, <адрес> совхоза «Волго-Дон», <адрес>, что до настоящего времени не сделано, что подтверждается материалами гражданского дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

В силу ст. 333.36 НК, и административный истец, и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, поскольку административный истец прокурор, а административный ответчик – орган местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.176-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Заявленные исковые требования прокурора Калачёвского района <адрес>, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц и муниципального образования, к администрации Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> о понуждении к принятию мер о постановке на учёт бесхозяйных объектов, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> по непринятию мер по осуществлению мероприятий по постановке на учёт объекта недвижимого имущества, а именно встроенного нежилого помещения, площадью 93,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Калачёвский район, <адрес> совхоза «Волго-Дон», <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества – встроенное нежилое помещение, площадью 93,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Калачёвский район, <адрес> совхоза «Волго-Дон», <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд, через Калачёвский районный суд <адрес> в течение месяца, со времени изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: