ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8377/20 от 30.04.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

№2а-999/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Челябинск 30 апреля 2021 г.

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Карпинской Ю.А., при секретаре Дюсимбаевой Г.Д.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Кыштымский медеэлектролитный завод» (далее – АО «КМЭЗ») обратилось в суд с иском о признании незаконным и отмене пунктов 5, 9, 10 предписания Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований административный истец указал, что по результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в городе Челябинске было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, а именно: привести в соответствие с требованиями трудового законодательства документы, связанные с трудовой деятельностью инвалидов, работников с вредными и опасными условиями труда; произвести мониторинг документов, связанных с обучением и допуском работников к управлению ГПМ с пола, обеспечить обучение работников согласно требованиям действующего законодательства; разработать производственные инструкции, определяющие обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность по профессиям, видам работ, используемым работодателем в ходе производственного процесса «Стропальщик», «Стропальщик, допущенный к управлению ГПМ с пола и т.д.». Ознакомить и выдать указанный документ работникам под роспись. Данные пункты предписания административный истец считает незаконными, поскольку работодателем не было допущено нарушений. Работник ФИО3 имеет вторую группу инвалидности, ей предоставляется сокращенный рабочий день и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Сокращенный рабочий день для работников-инвалидов, имеющих третью группу инвалидности, законом не предусмотрен. Обучение работников производится, инструкции имеются, что подтверждается документами.

Представитель административного истца АО «КМЭЗ» ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на изложенные в иске основания.

Административные ответчики Государственная инспекция труда в Челябинской области, государственный инспектор ФИО2, заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили.

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Частью 1 ст. 353 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой ст. 357 ТК РФ).

Согласно ст. 360 ТК РФ, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Как установлено судом и подтверждается письменными материалами административного дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2020 год, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «КМЭЗ» проведена плановая выездная проверка по соблюдению законодательства о труде, в ходе которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание об устранении нарушений работодателю -1 от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения данной проверки выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п.5 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, работодателем допущены нарушения ст. 92, 110 ТК РФ, для устранения которых необходимо: привести в соответствие с требованиями трудового законодательства документы, связанные с трудовой деятельностью инвалидов, работников с вредными и опасными условиями труда и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Государственную инспекцию труда в <адрес> документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия.

Согласно п.9 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, работодателем допущены нарушения ст. 212 ТК РФ, для устранения которых необходимо: произвести мониторинг документов, связанных с обучением и допуском работников к управлению ГПМ с пола, обеспечить обучение работников согласно требованиям действующего законодательства и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Государственную инспекцию труда в <адрес> документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия.

Согласно п.10 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, работодателем допущены нарушения ст. 212 ТК РФ, для устранения которых необходимо: разработать производственные инструкции, определяющие обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность по профессиям, видам работ, используемым работодателем в ходе производственного процесса «Стропальщик», «Стропальщик, допущенный к управлению ГПМ с пола и т.д.». Ознакомить и выдать указанный документ работникам под роспись и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Государственную инспекцию труда в <адрес> документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия.

Довод представителя административного истца о том, что работодателем не было допущено нарушений трудового законодательства, опровергаются материалами проверки в отношении АО «КМЭЗ».

На основании ст. 92 ТК РФ, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю; для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Согласно ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

В ходе проверки государственным инспектором труда ФИО5 были выявлены нарушения трудового законодательства в отношении инвалидов. Работодателем не обеспечена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, предельная норма рабочего времени, составляющая 36 часов, исключает возможность ненормированного рабочего дня, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ч.2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

На основании ст. 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

В силу ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Из представленных в ходе проверки работодателем документов следует, что между работодателем и работниками заключены соглашения о выполнении работ стропальщика и стропальщика, допущенного к управлению грузоподъемными кранами с пола. Срок выполнения работы – на время заключения трудового договора. При этом должность стропальщика, допущенного к управлению грузоподъемными кранами с пола, отсутствует в штатном расписании. Специальная оценка условий труда на рабочем месте стропальщика и стропальщика, допущенного к управлению грузоподъемными кранами с пола, не проведена, вредные факторы, гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочем месте, работодателем не определены, дополнительная плата за дополнительный объем работы не установлен.

В соответствии со ст. 60 ТК РФ, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, в ходе проведенной Государственной инспекции труда в <адрес> проверки были выявлены нарушения трудового законодательства АО «КМЭЗ», которые подтверждены письменными материалами.

Довод представителя истца о наличии у работодателя необходимых документов, не опровергают выводов государственного инспектора о наличии выявленных нарушений трудового законодательства.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ АО «КМЭЗ» направило в адрес руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> письмо исх. (л.д.75) о рассмотрении и выполнении предписаний, с приложением документов на 213 листах.

Таким образом, АО «КМЭЗ» признало факт наличия нарушений трудового законодательства и приняло необходимые меры к исполнению требований предписания Государственной инспекции труда в <адрес>.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку предписание об устранении нарушения в оспариваемой части вынесено государственным инспектором труда в пределах предоставленных ему трудовым законодательством полномочий, при наличии к тому законных оснований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Судья п/п Ю.А. Карпинская

Решение суда в полном объеме изготовлено 10.05.2021 г.

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Ю.А. Карпинская

Секретарь