ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-837/19 от 18.04.2019 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-837/2019

УИД 26RS0003-01-2019-000713-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Ширяева А.С.,

при секретаре Радченко Н.В.,

с участием истца Протасовой И.Е.,

представителя ответчика Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону по доверенности Мурадян Н.С.,

представителя заинтересованного лица Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону по доверенности Мурадян Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Протасовой Ирины Евгеньевны к Администрации г. Ростова-на-Дону, Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону о признании незаконным заключения, признании незаконными бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Протасова И.Е. обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону о признании незаконным заключения, признании незаконными бездействия.

В обоснование заявленных требований указано, что она является собственником жилого помещения в многоквар­тирном доме по адресу: <адрес> жилые комнаты 6,7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 61 АГ № 228957 от 19.08.2006г.

09 августа 2017г. года административным истцом (в лице представителя Павленко С.Д,) в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жи­лищного фонда и частного жилищного фонда Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону в соответствии с п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жи­лого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и под­лежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 28.01.2006 N47 было подано Заявление о признании жилого помеще­ния непригодным для проживания.

К заявлению были приложены следующие документы, предусмотренные п. 45 Поло­жения утвержденного Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 28.01.2006 N47: копия свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от 19.08.2006г.; копия технического паспорта; копия акта отключения бытового газоиспользующего оборудования; заключение о результатах экспертного исследования специализированной органи­зации, проводившей обследование <адрес>, выполненное Ростовским цен­тром судебных экспертиз, № 00580/И от 26.07.2017г.; копия доверенности.

Во исполнение решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2018г. о признании незаконным бездействия комиссии в отношении Протасовой И.Е., обязании меж­ведомственной комиссии Администрации города Ростова-на-Дону, Департамента ЖКХ и энер­гетики рассмотреть заявление Протасовой И.Е. о признании жилого помещения непригодным для проживания по представленным документам 22.11.2018 Комиссией для оценки жилых по­мещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова- на- Дону было принято решение в виде заключения (копия заключения №109 от 22.11.18 прилагается) о выявлении оснований для признания жилого помещения (<адрес>,) расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

17.01.2019 Администрацией города Ростова-на-Дону принято Постановление №17 (ко­пия прилагается) «О признании жилых помещений (комнаты 6,7 <адрес>), расположен­ных по адресу: <адрес> зорь, 1, литер В, непригодными для прожи­вания».

Административный истец считает Заключение межведомственной комиссии от 22.11.2018 года N 109 в части не признания жилого помещения аварийным и бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившегося в не издании распоряжения с указа­нием о дальнейшем использовании помещения незаконными, поскольку они противоре­чат Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригод­ным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или рекон­струкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, ст. 2 Жилищного кодекса РФ и нарушают права и законные интересы адми­нистративного истца, а именно.

В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения о признании помещения жилым поме­щением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварий­ным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правитель­ства РФ от 28 января 2006 года N 47, Положение устанавливает требования к жилому поме­щению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания явля­ется наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позво­ляют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристики, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фунда­мента, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения эле­ментов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способ­ности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие при­знания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом про­водится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации прожи­вающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиениче­ских нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологиче­ских веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов, источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микро-климата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положе­ния).

Заключение межведомственной комиссии Администрации г. Ростова-на-Дону от 22.11.2018 года N 109 о признании жилого помещения (жилых комнат 6.7 в <адрес>,) расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для про­живания было вынесено в том числе и на основании заключения о результатах экспертного исследования специализированной организации, проводившей обследование <адрес>, выполненное Ростовским центром судебных экспертиз, № 00580/И от 26.07.2017г.

Из данного заключения следует, что общее техническое состояние всего исследуемого объекта в целом определено как аварийное, согласно классификации, принятой по СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», что соответствует 5 категории (аварийное состояние), согласно классификации, принятой в «Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций». Выявленное по факту аварийное, недопустимое и ограниченно-работоспособное техническое состояние не­сущих строительных конструкций (каркасно-щитовых стен, каменных стен из ракушечника, конструкций чердачного покрытия и конструкций пола) согласно СП 13-102-2003 свидетельствуют об исчерпании данными конструктивными элементами запаса прочности; как след­ствие возможно внезапное обрушение данных конструкций, что создает угрозу жизни и здо­ровью граждан (копии стр.67-69 заключения о результатах экспертного исследования Ростовского центра судебных экспертиз № 00580/И от 26.07.2017г. прилагаются).

Выводы указанного заключения Административным ответчиком не опровергнуты, а приведены в качестве оснований о признании жилого помещения непригодным для проживания в Заключении № 109 от 22.11.18., т.е. Комиссией признан факт технического состояния обследуемого помещения, соответствующим п.34 Положения, что влечет за собой необхо­димость признания жилого помещения непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Кроме того, межведомственной комиссией в нарушение пункта 43 Положения не при­влекались в целях фактического обследования жилого помещения и жилого дома в целом органы государственного надзора (контроля) для определения параметров микроклимата помещения, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара (с уче­том потери эластичности изоляции проводов), санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, что свидетельствует о том, что обстоятельства, имеющее юри­дическое значение, комиссией не учитывались.

В силу ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обес­печивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохран­ностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Из смысла закона следует, что администрация г. Ростова-на-Дону как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодатель­ства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссией, которая про­водит обследование и дает соответствующее заключение. Несмотря на это Администрация принимает заключение межведомственной комиссии №109 от 22.11.18 и на его основании выносит Постановление о признании помещения непригодным для проживания без издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения (в нарушение п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструк­ции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).

Таким образом, Администрацией нарушен 30-дневный срок о принятии решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 Положения (Постановление № 17 принято по истечении 56 дней), и срок издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, которое на сегодняшний день не принято.

Просит обязать административного ответчика - межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда утвержденная постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> жилые комнаты 6,7, собственником которого является административный истец, аварийным в соответствии с заключением о результатах экспертного исследования специализированной организации, проводившей обследование <адрес>, выполненное Ростовским центром судебных экспертиз, /И от 26.07.2017г. Признать незаконными бездействие административного ответчика - Администрации г. Ростова-на-Дону по непринятию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, собственником которого является административный истец. Обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Протасова И.Е. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании 11.04.2019 года, представитель ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности Шпигорь В.С., возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 7 указанного Положения орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренным пунктом 7 (1) данного Положения. В состав Комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем Комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав Комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно- эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Таким образом, по правовой природе межведомственная комиссия является коллегиальным органом, который создаётся в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 (абзацы 3, 4 пункта 7 Положения) и является независимой структурой, включающей в свой состав представителей различных государственных и муниципальных органов.

Полномочия указанной Комиссии, а также процедура принятия решений регламентированы действующим на территории муниципального образования «город Ростов-на-Дону» Порядком работы городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 27.06.2013 года № 248.

В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 данного Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным в указанном Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В соответствии с пунктом 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы Комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

09 августа 2017 года, 28 августа 2017 года от Протасовой Ирины Евгеньевны в адрес межведомственной комиссии поступили заявления о признании непригодным для проживания помещения, расположенного по адресу: г Ростов-на-Дону <адрес> жилые комнаты 6,7.

Межведомственной комиссией при рассмотрении вышеуказанных заявлений и обследования оцениваемых помещений принято решение о проведении дополнительного обследования (протоколы заседания от 23.08.2017, от 19.09.2017), собственнику предложено представить заключение специализированной организации, основанное на детальном инструментальном обследовании спорного жилого помещения.

Актом обследования Комиссией с учетом экспертного заключения Ростовского центра судебных экспертиз от 26.07.2017 № 00580/И, было установлено, что фактическое состояние обследуемого помещения с учетом перепланировок не соответствует данным технического паспорта от 04.02.2005 и свидетельству о государственной регистрации права собственности - в помещении № 6 жилая комната (нумерация принята согласно техническому паспорту от 04.02.2005), возведена гипсокартонная перегородка, по металлическому каркасу, разделяющая данное помещение на 2 самостоятельных. Таким образом, фактическое состояние помещений по состоянию на 15.06.2018 не соответствовало правоустанавливающим документам, в том числе техническому паспорту. Заявителю были даны рекомендации, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: принять меры охранного порядка, привести правоустанавливающие документы в соответствие с фактическим состоянием жилых помещений, Комиссией было принято решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения в соответствии с пунктом 46 Положения.

Во исполнение решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2018 по делу № 2а-1479/2018, спорный объект был повторно обследован межведомственной комиссией. В ходе обследования было установлено, что на момент обследования объект исследования не эксплуатируется, ранее выявленный факт перепланировки жилого помещения № 6 путем возведения перегородки из гипсокартона по металлическому каркасу, разделяющего данное помещение на 2 самостоятельных, устранен путем сноса перегородки и приведения жилого помещения № 6 в соответствие с правоустанавливающими документами.

По результатам работы Комиссия, в соответствии с пунктом 47 Положения (утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006) принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Содержащийся в пункте 47 Положения перечень решений, которые может принять Комиссия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

При этом, пунктом 47 Положения не предусмотрена возможность принятия Комиссией решения о выявлении оснований для признания отдельных жилых помещений аварийными, решение о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть принято только в отношении многоквартирного дома.

22 ноября межведомственной комиссией принято решение в виде заключения о выявлении оснований для признания жилого помещения (жилых комнат 6, 7 в <адрес>), расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения (утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006) - на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с абзацем 7 пункта 7 Положения (утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006) - решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 17.01.2019 № 17 жилое помещение (комнаты 6, 7 <адрес>), расположенное по адресу: <адрес>, литер В, признано непригодным для проживания. При этом, при признании непригодным для проживания отдельного помещения, действующим законодательством не предусмотрено издание органом местного самоуправления распоряжения о дальнейшем использовании помещения.

По информации межведомственной комиссии, заявления о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным не поступало. В связи с чем, учитывая, что порядок признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции носит заявительный характер, правовые основания для принятия Комиссией решения о выявлении оснований / отсутствии оснований для признания вышеуказанного дома аварийным отсутствовали. Следовательно, у Администрации города Ростова-на-Дону отсутствовали основания к изданию распоряжения о дальнейшем использовании помещения. Таким образом, действия административных ответчиков в полном объеме соответствуют нормам действующего законодательства, не нарушают прав, свобод и законных интересов Протасовой И.Е.

В судебном заседании представитель ответчика Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону и заинтересованного лица Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону по доверенности Мурадян Н.С., поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ разрешение вопроса о пригодности или непригодности для проживания жилого помещения входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Процедура признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определяется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.

Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43).

Процедура проведения оценки изложена в п.44 Положения. Она включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключение соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление заключения, акта обследования (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление рекомендаций, указанных в акте, принятие соответствующим органом исполнительной власти решения по итогам работы комиссии; передача решения собственнику жилого помещения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений, предусмотренных в п.47 Положения.

Из изложенных норм права следует, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Свидетельством о государственной регистраций права от 19.08.2006 года подтверждается, что административный истец являются собственником жилых комнат 6,7, <адрес>, в жилом доме по адресу: <адрес>.

09 августа 2017 года административный истец обратился в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону с заявлением о проведении обследования жилых комнат 6,7, <адрес>, в жилом доме по адресу: <адрес>, на предмет установления пригодности (непригодности) для проживания, что подтверждается материалами дела.

Во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.06.2018 года, о признании бездействий Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону незаконными, 22.11.2018 года межведомственной комиссией было проведено обследование жилых комнат 6,7 в <адрес> по адресу: <адрес>, на предмет установления пригодности (непригодности) жилых комнат для проживания.

Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону №109 от 22.11.2018г. исследуемый объект строительства создает угрозу жизни и здоровью граждан, конструкции объекта исследования, являются небезопасными для пребывании в ней (или нахождения рядом) человека, так как общее техническое состояние всего исследуемого объекта в целом определено как аварийное. Межведомственная комиссия приняла заключение о том, что в соответствии с пунктом 34,37 постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» о выявлении оснований для признания жилого помещения (жилых комнат 6,7 в <адрес>) расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

В процессе оценки технического состояния жилых комнат межведомственной комиссией были использованы: заключение Ростовского центра судебных экспертиз от 26.07.2017г. № 00580/И, представленное собственником помещения и акт обследования от 15.06.2018г, акт обследования от 25.10.2018г.

Из заключения №109 от 22.11.2018г, объяснений сторон следует, что обследование производилось и решение принималось полномочным составом межведомственной комиссии, поскольку в нем участвовали все члены комиссии. В заключении имеются подписи всех членов комиссии. В состав межведомственной комиссии включены лица, указанные в п. 7 Положения, а именно: представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов.

В соответствии с п.7 Положения собственник жилого помещения привлекалась к работе комиссии, уведомлялась о времени и месте заседаний комиссии.

Административный истец в обоснование своих требований ссылается на заключение Ростовского центра судебных экспертиз от 26.07.2017г. № 00580/И, указывая на то, что выводы данного заключения приведены в качестве оснований о признании жилого помещения непригодным для проживания в Заключении № 109 от 22.11.18., т.е. Комиссией признан факт технического состояния обследуемого помещения, соответствующим п.34 Положения, что влечет за собой необходимость признания жилого помещения непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Данные доводу истца суд находит необоснованным, поскольку, согласно заключению Ростовского центра судебных экспертиз от 26.07.2017г. № 00580/И на решение эксперту были поставлены следующие вопросы:

1. Определить техническое состояние и пригодность для проживания <адрес>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>?

2. Создает ли угрозу жизни и здоровью проживания в <адрес>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>?

Согласно поставленным вопросам экспертом проводилось обследование не всего многоквартирного дома, а только <адрес>. После чего сделаны выводы о том, что <адрес> расположенная в уровне мезонина, на 2-м этаже многоквартирного жилого дома лит «В», расположенного по <адрес>, не является пригодным для проживания. Таким образом, из выводом заключения Ростовского центра судебных экспертиз от 26.07.2017г. № 00580/И не следует, что не пригодным для проживания является весь многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Утверждения административного истца о том, что межведомственная комиссия должна учитывать лишь заключение Ростовского центра судебных экспертиз от 26.07.2017г. № 00580/И, не состоятельны, так как обследование помещения специалистом проводилось в отсутствие представителей межведомственной комиссии.

В соответствии с п.7 Положения решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относится к компетенции межведомственной комиссии, в связи с чем, суд не вправе возлагать на межведомственную комиссию обязанность признать помещение непригодным для проживания в соответствии с заключением Ростовского центра судебных экспертиз от 26.07.2017г. № 00580/И.

Понуждение межведомственной комиссии к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Истец так же просит признать незаконными бездействие административного ответчика - Администрации г. Ростова-на-Дону по непринятию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Вместе с тем, наличие незаконного бездействия со стороны администрации города Ростова-на-Дону не установлено.

Как следует из материалов дела в заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 09.08.2017г. истец просит рассмотреть вопрос о признании жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, пом. 6,7 не соответствующим требованиям, установленным действующим законодательством.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону 22.11.2018г. было принято решение о признании непригодным для постоянного проживания только жилого помещения, собственником которого является Протасова И.Е.

Таким образом, отсутствует принятое компетентным органом в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., решение о том, что дом является аварийным, непригодным для проживания и подлежит сносу, необходимое для решения Администрацией в пределах компетенции вопроса о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции.

В связи с чем, оснований для принятия решения, указанного в абзаце седьмом пункта 7 Положения у администрации города Ростова-на-Дону не имелось, поскольку заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссией по заявлению Протасовой И.Е. либо других лиц принято не было, а было принято решение о признании непригодным для постоянного проживания только жилого помещения, собственником которого является истец.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными бездействие административного ответчика - Администрации г. Ростова-на-Дону по непринятию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, собственником которого является административный истец, об обязании возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей, у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Протасовой Ирины Евгеньевны к Администрации г. Ростова-на-Дону, Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда г. Ростова-на-Дону об обязании административного ответчика - межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда утвержденная постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> жилые комнаты 6,7, собственником которого является административный истец, аварийным в соответствии с заключением о результатах экспертного исследования специализированной организации, проводившей обследование <адрес>, выполненное Ростовским центром судебных экспертиз, № 00580/И от 26.07.2017г;

признании незаконными бездействие административного ответчика - Администрации г. Ростова-на-Дону по непринятию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, собственником которого является административный истец;

обязании административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.04.2019г.

Судья подпись А.С.Ширяев