Дело №2а-837/2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 июля 2017 года г. Белогорск Белогорский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Балема Т.Г., при секретаре - Муртазаевой В.Н., с участием прокурора - Диденко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске административное дело по иску Прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круша лиц к администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о признании незаконным бездействия исполнительного органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о признании бездействия администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района по охране окружающей природной среды, защите граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при содержании, использовании и эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства РФ гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности поселения, о понуждении администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу: разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений, а также правила их эксплуатации; оснастить гидротехнические сооружения техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; заключить договора обязательного страхования гражданской ответственности об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; произвести оценку безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить регулярное обследование гидротехнических сооружений; подготовить и содержать материальные ресурсы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнических сооружений; принять иные меры по соблюдению требований законодательства РФ при содержании, использовании и эксплуатации гидротехнических сооружений. Свои требования мотивирует тем, что проведенной проверкой установлено, что в муниципальной собственности Зуйского сельского поселения Белогорского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся: гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <данные изъяты>; гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <данные изъяты> гидротехническое сооружение пруда <адрес>. Администрация Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым в нарушение указанных требований законодательства РФ, как собственник гидротехнических сооружений, не обеспечила: оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; разработка критериев безопасности гидротехнических сооружений, а также правил их эксплуатации; заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; оценки безопасности гидротехнических сооружений; регулярное обследование гидротехнических сооружений; подготовка и содержание материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнических сооружений. Указанное бездействие администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым влечет экологический риск, при котором возможно наступление событий, имеющих неблагоприятные последствия для окружающей среды, а также безопасности, жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель административного ответчика - администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования признал в полном объеме, высказал обязательство об исполнении требований указанных в иске в течение года. Заслушав прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защита нарушенных или спариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. Ст. 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Судом установлено, что прокуратурой района на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ в администрации Зуйского сельского поселения проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым законодательства при содержании, использовании и эксплуатации гидротехнических сооружений, полноты принимаемых мер в части выявления бесхозяйных гидротехнических сооружений, признании их бесхозяйными и оформления права на них (л.д. 12). В ходе проведенной проверки выявлено, что в муниципальной собственности Зуйского сельского поселения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся: гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <данные изъяты>»; гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <адрес>; гидротехническое сооружение пруда <данные изъяты>; гидротехническое сооружение пруда <адрес>. Администрация Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым в нарушение указанных требований законодательства РФ, как собственник гидротехнических сооружений, не обеспечила: оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; разработка критериев безопасности гидротехнических сооружений, а также правил их эксплуатации; заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; оценки безопасности гидротехнических сооружений; регулярное обследование гидротехнических сооружений; подготовка и содержание материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнических сооружений. С целью устранения выявленных нарушений при содержании и эксплуатации гидротехнических сооружений муниципальной собственности Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым, а также причин и условий им способствующих прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ за исх.№исх-16 в адрес администрации поселения внесено представление (л.д. 9-10). Однако действенные меры по устранению выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ не приняты, нарушения не устранены, экологический риск и угроза обеспечения безопасности жизни и здоровья людей остаются. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий Под благоприятной окружающей средой понимается такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Экологическим риском при этом является вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Согласно ст. 1, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно принимают меры, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций. При этом под предупреждением чрезвычайных ситуаций необходимо понимать комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. К тому же, потенциально опасным объектом в понимании указанного федерального закона является объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющих обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Согласно п.3 свода правил СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения», утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 623, гидротехническим сооружением являются - сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов и т.п. В соответствии с п.п. 3 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований - представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и п. 4 Приказа Ростехнадзора от 02.10.2015 № 395 «Об утверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. К тому же, согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Согласно абз. 1 пп. 2 п.1 ст. 49 Устава муниципального образования Зуйское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденного решением Зуйского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Устав поселения), администрация поселения управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно п. 8 ст. 49 Устава поселения администрация Зуйского сельского поселения организует и обеспечивает осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечивает создание местных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Крым о признании незаконным бездействия исполнительного органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: административный иск удовлетворить. Признать бездействия администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района по охране окружающей природной среды, защите граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при содержании, использовании и эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства РФ гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности поселения незаконным. Обязать администрацию Зуйского сельского поселения Белогорского района в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу: разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений, а также правила их эксплуатации; оснастить гидротехнические сооружения техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; заключить договора обязательного страхования гражданской ответственности об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; произвести оценку безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить регулярное обследование гидротехнических сооружений; подготовить и содержать материальные ресурсы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнических сооружений; принять иные меры по соблюдению требований законодательства РФ при содержании, использовании и эксплуатации гидротехнических сооружений. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: |