Дело № 2А-8385/2023
УИД: 03RS0017-01-2023-001983-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2023 года город Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Биккининой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Бакаевой К.Р.,
с участием представителя административного истца адвоката по ордеру Ярославова А.В., представителя заинтересованного лица по доверенности Колесник Е.В., заинтересованного лица Ямлиханова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Ямлиханова М.Я. к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ года
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Ямлиханов М.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, в котором с учетом уточнения просит признать незаконным постановление Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в интересах ПАО «Газпром газораспределение Уфа» установлении публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 23821 кв.м. в составе земельного участка общей площадью 880000+/-8208 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного производства, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> по ходатайству ПАО «Газпром газораспределение Уфа» и его отменить, восстановить срок для его обжалования.
В обосновании исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан вынесено постановление №, согласно которому в интересах ПАО «Газпром газораспределение Уфа» установлен публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 23821 кв.м в составе земельного участка общей площадью 880000+/-8208 кв.м категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район по ходатайству ПАО «Газпром газораспределение Уфа», которое обратилось к Администрации с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении вышеуказанного земельного участка сроком на 10 лет. Изучив документы, истец пришел к выводу о том, что документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.41 ЗК РФ, подтверждающих объективную невозможность размещения линии газопровода за пределами участка с кадастровым номером №, а также расчетов и доводов о наиболее рациональном способе установления публичного сервитута ПАО «Газпром газораспределение Уфа» представлено не было. По мнению истца в виде отсутствия необходимого обоснования и иных сведений, предусмотренных ЗК РФ, Администрация должна была отказать в установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута в отношении данного земельного участка может затруднить его использование. Что нарушает прав истца.
Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Транснефть-Урал», МКУ «Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан».
Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечена Прокуратура Стерлитамакского района Республики Башкортостан.
Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ямлиханов М.М.
Административный истец Ямлиханов М.Я. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, судебное извещение, направленное в его адрес возращено отправителю с отметкой «Истек срок хранения».
Представитель административного истца Ямлиханова М.Я. по ордеру адвокат Ярославов А.В. в судебном заседании уточнённые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что поводом для обращения в суд послужило то, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района Стерлитамакский район было вынесено постановление №, согласно которому в интересах ПАО «Газпром газораспределение Уфа» был установлен публичный сервитут в отношении земельного участка за номером последние цифры 2517 площадью 23821 кв.м в составе земельного участка площадью 880000+/-8208 кв.м из категории земель земли сельхозназначения. По ходатайству ПАО «Газпром газораспределение Уфа», которое обратился в администрацию муниципального района Стерлитамакский район был установлен публичный сервитут сроком на 10 лет. Доверитель считает, что не было надлежащим образом проведена работа предшествующая установлению сервитутов, этим нарушаются его права, в тексте искового заявления приводятся ссылки на нормы материального права, ЗК РФ, ГК РФ. Процедура установления сервитута была проведена с нарушением ЗК РФ ст. 39.37, 39.38, 39.40, 39.41. Администрация района не учитывала права арендатора земельного участка Ямлиханова М.М., который разовыми договорами каждый год берет в аренду данный земельный участок и использует его для нужд сельхозпроизводства. Просил вынести решение по имеющимся в деле доказательствам, требование удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом, что подтверждается распиской, ранее представителем по доверенности Юскаевой Э.Р. суду представлено письменное возражение, в котором просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром газораспределение Уфа» по доверенности Колесник Е.В. в судебном заседании с исковыми требования Ямлиханова М.Я. не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, поддержала возражения Администрации Стерлитамакского района. Считает, что публичный сервитут установлен в соответствии с действующим Земельным кодексом, процедура не нарушена. Строительство газопровода было запланировано и построено в целях реализации причем в поэтапный план график газификации населенного пункта. Проектом было предусмотрено частичное прохождение по земельному участку административного истца. Перед началом осуществления строительства была проведена работа по предварительному согласованию указанного проекта. По электронной почте и Почтой России был направлен проект на согласование, был разговор с самим представителем заинтересованного лица, который на сегодняшний день является арендатором земельного участка, приглашали в Газпром на разговор по проектированию трассы Ямлиханова сына. Трасса согласована со всеми эксплуатационными службами. Было выбрано три альтернативные трассы. Трасса, которая прошлась по землям Ямлиханова наиболее целесообразна, затрагивает наименьшее количество земельных участков. Был приобщен сравнительный анализ трех трасс, где наглядно перечислены земельные участки, по которым проходит, первая трасса по землям Ямлиханова пересекает сколько земельных участков и остальные две альтернативные трассы. Зеленым цветом выделено те земельные участки, которые совпадают по всем трем трассам, желтым цветом выделены земельные участки иные отличные от трассы основной которой проходит по землям Ямлиханова. Доводы о том, что имеются земельные участки, которые не обременены правами иных третьих лиц являются несостоятельными, поскольку трассы другие, которые выбирались в качестве альтернативных, они имеют по протяженности большую трассу, по пересечению с другими земельными участками больше, трасса 1 имеет 17 пересечений, трасса 2 альтернативная имеет пересечений 22, основная трасса, которая проходит по землям Ямлиханова - 12. Земельный участок после строительства газопровода может использоваться по целевому назначению. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом по муниципальному земельному контролю Администрации муниципального района проведен визуальный осмотр, в результате чего был составлен акт. В ходе осмотра установлен, что земельный участок пригоден для использования соответствии с его целевым назначением, разрешенным использованием. Основная трасса выбрана в связи с тем, что на газоснабжение д. Марьевка было предусмотрено ответвление от другого построенного газопровода и был выбран оптимальный вариант, обоснование, которое было приложено к ходатайству, содержит данные доводы. Экономическое обоснование также делалось, расчеты приложены. В выписке из ЕГРН о том, что Ямлиханов является арендатором земельного участка не было, на совещании у директора Ямлиханов, который представлял интересы своего отца, также не заявлял, что он является арендатором земельного участка. Процедура установления публичного сервитута была соблюдена. Линейные объекты в подземном исполнении не мешают использованию земельного участка по их целевому назначению. В качестве доказательств представлен полный пакет документов, экспертное заключение не является перечнем документов, которое прикладывается к ходатайству об установлении публичного сервитута.
Заинтересованное лицо Ямлиханов М.М. в судебном заседании пояснил, что не смог посеять 2,5 га, частично посеять тот который вдоль дороги, понес убытки. Он как сельхозтоваропроизводитель ущемлен в своих правах, прокладка газопровода несет обременение, т.е. устанавливаются определенные нормы, по нормам охранных зон ущемляется технологичность производимых процессов на данном земельном участке. Нарушает использование данного земельного участка по назначению, т.е. обработка почвы, маршруты обработки, рентабельность использования данного земельного участка падает. Права собственника нарушены.
Представитель заинтересованного лица АО «Транснефть-Урал» в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом, ранее представителем по доверенности Бережной Р.М. суду был представлен письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан» в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом.
Представитель Прокуратуры Стерлитамакского района Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом.
Суд, решая вопрос о рассмотрении дела в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельном участком (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Статьей 23 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (часть 2).
Публичный сервитут может устанавливаться для: использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (пункт 8 часть 4 статья 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (часть 5 статья 23 ЗК РФ).
Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 18 статьи 23 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района (подпункт 5 статьи 39.38 ЗК РФ).
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Постановлением Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент «Установление публичного сервитута в отношении земельный участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации» в муниципальном районе Стерлитамакский район Республики Башкортостан.
Судом установлено, что Ямлиханов М.Я. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 880000+/-8208 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, участок относиться к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, зарегистрировано ограничение прав и обременение в пользу АО «Транснефть-Урал», что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден сводный план-график догазификации Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 525 которого в ДД.ММ.ГГГГ году предусмотрено выполнение ПАО «Газпром газораспределение Уфа» работ по газификации д. <адрес> Стерлитамакского района Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Газпром газораспределение Уфа» обратилось в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» с ходатайством об установлении публичного сервитута сроком на 10 лет в отношении части земельного участка с кадастровым номером № площадью 23821 кв.м в целях строительства (размещения) линейного объекта системы газоснабжения в целях газификации д. Марьевка Стерлитамакского района.
Постановлением Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 23821 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в целях размещения (строительства) распределительного газопровода для газификации д<адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>».
Не согласившись с приведенным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Ямлиханов М.Я. обратился в суд с настоящим административным иском.
ПАО «Газпром газораспределение Уфа» осуществляет на территории Республики Башкортостан подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения в порядке, установленном Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее Правила).
В соответствии с Правилами, исполнитель обязан обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления за установлением публичного сервитута для строительства сетей газораспределения, необходимых для подключения объекта капитального строительства заявителя, в случае строительства сетей газораспределения на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц (при недостижении согласия с собственником земельного участка) (п. 52, 72).
ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту истца направлен для согласования проект строительства распределительного газопровода <адрес> по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> (далее Объект).
Возражений административного истца относительно проекта строительства Объекта в адрес ПАО «Газпром газораспределение Уфа» не поступило.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № в адрес административного истца почтовым отправлением направлен запрос на согласование места размещения проектируемого Объекта (ШПИ №, согласно сведениям сайта АО «Почта России» почтовое отправление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ).
В адрес Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № № об оказании содействия в получении согласия на размещение газопровода на земельном участке, принадлежащем административному истцу (ШПИ №).
Каких-либо возражений относительно места размещения проектируемого газопровода от административного истца в адрес ПАО «Газпром газораспределение Уфа» не поступало.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ПАО «Газпром газораспределение Уфа» предприняло все необходимые действия по согласованию проекта строительства газопровода с административным истцом.
В связи с отсутствием согласия собственника земельного участка на строительство газопровода ПАО «Газпром газораспределение Уфа» в порядке, установленной Главой V.7 ЗК РФ ПАО «Газпром газораспределение Уфа» обратилось с ходатайством в Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об установлении публичного сервитута в целях строительства линейного объекта системы газоснабжения, являющегося объектом регионального значения и необходимым для организации газоснабжения населения (пункт 1 ст. 39.37 ЗК РФ).
В ходатайстве ПАО «Газпром газораспределение Уфа» отражены сведения, перечисленные в ст.39.41 ЗК РФ. Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута соблюдены (приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 года № П/0150).
В обоснование установления публичного сервитута указано на включение газопровода в перечень сводного план-графика догазификации Республики Башкортостан и пообъектного план-графика догазификации Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 525); также приведена ссылка на то обстоятельство, что при выборе трассы газопровода был рассмотрен и принят к проектированию наиболее оптимальный и целесообразный вариант прохождения трассы.
В целях выявления правообладателей земельного участка в целях установления публичного сервитута в газете «Сельские Нивы» от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано информационное сообщение о возможном установлении публичного сервитута в отношении земельного участка кадастровым номером №.
В течении 30 календарных дней с момента опубликования в адрес органа местного самоуправления возражения заинтересованных лиц не поступило (п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ).
Учитывая, что оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не имелось, Администрацией муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута в целях размещения (строительства)_ распределительного газопровода для газификации д. <адрес> по <адрес>, <адрес>., <адрес>., <адрес><адрес>., <адрес><адрес>., <адрес>., <адрес>.».
При выборе трассы газопровода был рассмотрен и принят к проектированию наиболее оптимальный и целесообразный вариант прохождения трассы.
Так место врезки объекта строительства «Распределительный газопровод <адрес>., <адрес><адрес>., <адрес>., <адрес>., <адрес>., <адрес><адрес>., <адрес>., <адрес>.» выбрана в существующий газопровод высокого давления ПЭ 100 ГАЗ SDR11-225х20,5, идущего с ГРС Стерлитамак-3 г. Стерлитамак РБ для чего предусмотрено ответвление с отключающим подземным шаровым краном за территорией ООО «Птицефабрика «Ашкадарская» на земельном участке № с левой стороны по ходу движения из <адрес> до <адрес> от автомобильной дороги Стерлитамак-Раевский. При условиях строительства газопровода по правой стороне по ходу движения из <адрес> до <адрес> от автомобильной дороги Стерлитамак-Раевский приводило к увеличению протяженности трассы газопровода на 150 метров и соответственно удорожанию проекта на сумму более 1,5 млн. рублей по причине укладки газовой трубы за переделами полосы отвода автомобильной дороги Стерлитамак-Раевка, а также за пределами укладки кабелей связи ПАО «МТС», ООО «ИСБ», ПАО «Башинформсвязь», ОАО «Мегафон» методом ННБ. При условиях строительства газопровода вдоль реки <адрес> через <адрес> (во первых, охранная зона водоема) приводило к увеличению протяженности трассы газопровода на 1263 метра и соответственно удорожанию проекта на сумму более 5,5 млн. рублей. При увеличении протяженности газопровода ухудшается пропускная способность трубопровода, вследствие чего также необходимо увеличивать диаметр, что ведет к удорожанию реализации проекта.
При этом в материалы дела заинтересованным лицом ПАО «Газпром газораспределение Уфа» приложены расчеты, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута.
Изложенное свидетельствует о том, что установление публичного сервитута обусловлено в данном случае общественными интересами (социальными потребностями), так как укладка газопровода была осуществлена в целях газоснабжения населенного пункта д. <адрес>.
Таким образом, исходя из того, что поступившее в Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ходатайство ПАО «Газпром газораспределение Уфа» об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы соответствуют требованиям закона, а само установление публичного сервитута в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка отвечает целям, указанным в пункте 5 статьи 39.39 ЗК РФ, оснований для отказа в установлении публичного сервитута, предусмотренных в статье 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось.
Оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением установленного законом процедуры, порядка и формы его принятия, прав административного истца не нарушает.
Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ согласно Уведомления № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах публичного сервитуту с присвоением реестрового номера №.
Согласно пункта 7 статьи 39.37 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ№-Н, выполненного АО «Эксперт-Оценка» размер платы за публичный сервитут сроком на 10 лет составляет 260 968 руб.
Согласно пункта 5 статьи 39.47 ЗК РФ подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка, указанному в пункте 2 настоящей статьи, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлен проект об осуществлении публичного сервитута заказным письмом с описью вложения, ДД.ММ.ГГГГ данное почтовое отправление получено административным истцом (ШПИ №).
Согласно пункта 11 статьи 39.47 ЗК РФ если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истек 30-тидневаный срок со дня получения административным истцом проекта соглашения, ни возражений, ни подписанного проекта соглашения об установлении сервитута в адрес ПАО «Газпром газораспределение Уфа» не поступило.
ДД.ММ.ГГГГ на депозит нотариуса ФИО1 перечислены денежные средства в размере 260 968 руб.
Обосновывая требование об отмене оспариваемого постановления, административный истец ссылается на нарушение его прав на возмещение убытков в связи с размещением на предоставленном ему земельном участке подземного газопровода и наличием охранной зоны.
Подпунктом «е» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 определено понятие «охранная зона газораспределительной сети» - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В силу пункта 7 Правил для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны.
В данном случае возможность взыскания убытков не связана с вынесением уполномоченным органом постановления об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, используемого административным истцом. Установление публичного сервитута не препятствует административному истцу обратиться за взысканием убытков в связи с размещением на земельном участке газопровода и его охранной зоны.
Учитывая изложенное, обстоятельства, приведенные административным истцом не подтверждают нарушение оспариваемым постановлением его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заключением специалиста ООО «КапиталЪ» от ДД.ММ.ГГГГ№, представленное представителем административного истца, не является доказательством о невозможности пользования земельным участком в соответствии с его целевым назначением при установлении публичного сервитута. Вопрос, поставленный перед специалистом, является вопросом определения размера выплат, предусмотренных за пользованием публичным сервитутом.
Пунктом 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Само по себе установление публичного сервитута не является нарушением прав собственника земельного участка.
Доказательств подтверждающие, что установление публичного сервитута в границах, указанных в ходатайстве повлечет невозможность использование административным истцом земельного участка согласно его назначению и разрешенному использованию в материалы дела не представлено. Довод административного истца о нарушении его прав документально не подтвержден.
Кроме того, согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным главным специалистом по муниципальному земельному контролю отдела муниципального контроля Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО2, земельный участок с кадастровым номером № не имеет ограждений, доступ не ограничен, плодородный слой почвы восстановлен, работы по рекультивации проведены, земельный участок пригоден для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Кроме того суд также отмечает, что по земельному участку с кадастровым номером № проходят линейные объекты: магистральный газопровод Ишимбай-Уфа DN700, газопровод конденсатопровод «Оренбург-Салават-Уфа» III, IV нитка, кабельная линия связи (КЛС) Ишимбай-Уфа, кабель ВОЛС Салават-Черкассы, кабель связи АО «Связьтранснефть», магистральный нефтепровод «Салават-Уфа». Проект строительства распределительного газопровода <адрес> д., <адрес>., <адрес>., <адрес>., <адрес>., <адрес>., <адрес>., <адрес><адрес>., <адрес>. согласован со всеми эксплуатирующими организациями по пересечению или параллельному следованию проектируемого газопровода с существующими линейными объектами.
Часть 2 статьи 78 ЗК РФ определяет, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Отнесение земельного участка к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения и к особо ценным сельскохозяйственным угодьям не препятствует установлению публичного сервитута для строительства газопровода.
Таким образом, установление публичного сервитута не препятствует использованию земельного участка его собственником по его целевому назначению, а невозможность использования части земельного участка, дает право административному истцу требовать соразмерной платы. Данные ограничения не исключают возможность использования земельных участков в целях выращивания сельскохозяйственных культур.
Доводы административного истца о том, что его право пользования земельным участком будет существенно ограничено весь срок, на который устанавливается сервитут, основан на предположениях и в настоящее время является преждевременным.
Довод представителя административного истца о наличии альтернативных вариантов прокладки газопровода минуя земельный участок, принадлежащий административному истцу, судом отклоняется, так как иные варианты прокладки газопровода не отвечают целям обеспечения надежного и бесперебойного газоснабжения, достаточной пропускной способности, кроме того при выборе трассы газопровода был рассмотрен и принят к проектированию наиболее оптимальный и целесообразный вариант прохождения трассы, место врезки объекта строительства выбрано в существующий газопровод.
По смыслу приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересам конкретного собственника земельного участка, а общественным интересам (социальным потребностям) и не связано непосредственно и исключительно с нуждами определенных лиц. Установление публичного сервитута обусловлено в данном случае общественными интересами (социальными потребностями), так как укладка газопровода была осуществлена в целях газоснабжения населенного пункта д. Марьевка Стерлитамакского района.
Исходя из смысла ст.ст. 226,227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.
Поскольку совокупность оснований, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным Постановления Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно материалам дела с настоящим административным иском об оспаривании постановления административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, оснований для его восстановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Ямлиханова М.Я. к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о признании незаконным постановление Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в интересах ПАО «Газпром газораспределение Уфа» установлении публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 23821 кв.м. в составе земельного участка общей площадью 880000+/-8208 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного производства, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район по ходатайству ПАО «Газпром газораспределение Уфа» и его отмене, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Т.А. Биккинина
Копия верна. Судья: Т.А. Биккинина