ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-838/19 от 18.06.2019 Волоколамского городского суда (Московская область)

<данные изъяты> Дело № 2а-838/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волоколамск 18 июня 2019 года

Волоколамский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи И.С. Кочновой

при секретаре судебного заседания Л.М.Хлебниковой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Продовольственная безопасность» к Государственному казенному учреждению «Мособллес» Московской области, государственному лесному инспектору филиала ФИО1 ичу о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований лесного законодательства,

Установил:

Административный истец ООО «Продовольственная безопасность» обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному лесному инспектору филиала ГКУ «Мособллес» Московской области ФИО1 о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований лесного законодательства. Свои требования мотивирует тем, что 23.04.2019 г. административным ответчиком в адрес административного истца составлен административный протокол № 03-084/2019 и вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства № 03-084/2019, которым предписано в срок до 20.05.2019 г. на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:145 прилегающую к лесному фонду территорию опередить противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером. Считает данное предписание незаконным, поскольку п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах не противоречит федеральным законам, поскольку его применение должно осуществляться лишь после установления начала пожароопасного сезона нормативным актом субъекта РФ. На момент осмотра 05.04.2019 г. пожароопасный сезон на территории Московской области не был установлен. Кроме того, указанный земельный участок находится в аренде ООО «Серебрянопрудская зерновая компания» ( договор аренды от 30.05.2018 г.), зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области 27.06.2018 г. Просит предписание государственного лесного инспектора Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО Мособллес ФИО1 об устранении нарушений лесного законодательства от 23.04.2019 г. признать не законным и отменить.

Определением суда от 06.06.2019 г. по данному делу привлечено в качестве соответчика ГКУ «Мособллес» Московской области.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержали в полном объеме. Также пояснил, что в оспариваемом предписании отсутствует информация о наличии планового (рейдового) задания должностного лица.

Государственный лесной инспектор филиала ГКУ «Мособллес» Московской области ФИО1, представитель ГКУ «Мособллес» Московской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам письменных возражений.

Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данным законом предусмотрена обязательная процедура назначения и проведения проверок, оформление акта с указанием выявленных нарушений, а также принятие соответствующих мер реагирования.

По смыслу статьи 17 указанного Федерального закона предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

На необходимость применения положений вышеназванного Федерального закона при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) прямо указано в части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу положений статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор вправе осуществлять уполномоченные должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 данной статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими. К числу таких учреждений в Московской области относится и ГКУ МО "Мособллес".

На основании ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органов государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Должностное лицо при осуществлении мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах руководствуется Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах и Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора ( лесной охраны), утвержденным Приказом Минприроды России от 12.04.2016 г. № 233.

Согласно п.п. 8 п.15 Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора ( лесной охраны). должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, имеют право:

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения требований лесного законодательства нарушений, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда лесам, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда, а также других мероприятий, обязательных для выполнения в соответствии с федеральными законами (далее - предписание об устранении выявленных нарушений), и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В судебном заседании установлено, что ООО «Продовольственная безопасность» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:145 площадью 632 345 кв м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

05.04.2018 г. в 10 часов 30 минут в рамках федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах, осуществлено патрулирование лесных участков в квартале 2 выделах 19,10,11,20,21 Волоколамского сельского участкового лесничества Волоколамского лесничества вблизи д.Чащь Теряевского сельского поселения Волоколамского района Московской области. Патрулирование проводилось на основании распоряжения заместителя директора филиала ГКУ «Мособллес» Московской области Р-20 от 04.04.2019 г. При патрулировании установлено, что к кварталу 2 выделам 19,10,11,20,21 Волоколамского сельского участкового лесничества Волоколамского лесничества примыкает земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:145, который не очищен от сухой травянистой растительности т других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либр не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером от территории лесного фонда, что является нарушением п. 9(1) «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417.

Согласно п. 9(1) Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 17.04.2019) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

По итогам указанного обследования был составлен протокол от 23.04.2019 г. в отношении ООО «Продовольственная безопасность» об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам указанного обследования лесным инспектором ФИО1 было вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства № 03-084/2019 от 23.04.2019 г., согласно которому ООО «Продовольственная безопасность» необходимо устранить следующие нарушения :провести мероприятия на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:145 прилегающем к территории лесного фонда в квартиле 2 выделах 19,10,11,20,21 вблизи д.Чащь Теряевского сельского поселения Волоколамского района Московской области, в соответствии с п. 9(1) «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, т.е. прилегающую к лесному фонду территорию отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м или противопожарным барьером в срок до 20.05.2019 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. В преамбуле названного закона подчеркивается, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В статье 1 приведенного закона раскрываются основные понятия, применяемые в целях этого закона, а именно:

"пожарная безопасность" - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

"противопожарный режим" - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;

"меры пожарной безопасности" - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

"нормативные документы по пожарной безопасности" - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

"профилактика пожаров" - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

"первичные меры пожарной безопасности" - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает названный федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона о пожарной безопасности).

Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим (статья 16 Закона о пожарной безопасности).

Пожароопасный сезон в лесу - это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 19 декабря 1983 г. N 6263). С учетом природно-климатических факторов Правительство Российской Федерации определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. Начало пожароопасного сезона в соответствии с пунктом 490 Правил противопожарного режима ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.

В соответствии с Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области № 29п-809 от 10.04.2019 г., начало пожароопасного сезона на территории Московской области установлено с 10.04.2019 г.

Протокол об административном правонарушении и предписание об устранении нарушений лесного законодательства в отношении ООО «Продовольственная безопасность» вынесены 23.04.2019 г., то есть после установления в Московской области пожароопасного сезона.

Доводы представителя административного истца о том, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку земельный участок арендован ООО «Серебрянопрудская зерновая компания» у ООО «Продовольственная безопасность», признаются судом несостоятельными.

В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:145, в связи с чем, предписание вынесено в отношении ООО «Продовольственная безопасность». Сведений о передаче земельного участка в аренду иному юридическому лицу в рамках разрешения дела об административном правонарушении ООО «Продовольственная безопасность» представлено не было.

В пункте 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.

Как усматривается из материалов дела, предметом маршрутного патрулирования не определена именно деятельность ООО «Продовольственная безопасность» и на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, проведено маршрутное патрулирование участков лесного фонда Волоколамского участкового лесничества на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

Данное мероприятие - маршрутное патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.

Должностные лица службы по контролю производят визуальный осмотр объектов с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов.

На основании изложенного и руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу, что обжалуемое предписание от 23.04.2019 г.об устранении выявленных нарушений лесного законодательства Российской Федерации является законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Положением о государственном лесном контроле и надзоре.

Руководствуясь ст.ст. 178—180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л :

В административном исковом заявлении ООО «Продовольственная безопасность» к Государственному казенному учреждению «Мособллес» Московской области, государственному лесному инспектору филиала ФИО1 ичу о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований лесного законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Волоколамский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья :