Дело № 2а-839/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2016 года г.Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,
при секретаре Лучкине И.А.,
с участием представителя административного истца прокурора Московского района города Твери на основании доверенности Машуто Д.А.,
представителя административного ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и заинтересованного лица администрации города Твери на основании доверенностей ФИО1,
представителя административного ответчика департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери на основании доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери материалы дела по административному иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, департаменту дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, департаменту дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери, в котором с учетом внесенных в заявление дополнений и уточнений в его последней редакции просил суд обязать департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обеспечить сбор документов, подтверждающих, что сеть (сооружения) дренажной системы д.Бортниково (ул.Сибирская, ул.ФИО5, ул.ФИО6, ул.Буровая, ул.Нефтяников, ул.Бортниковская) не имеет собственника или собственник неизвестен, после чего передать их в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери в срок до 01.09.2016; обязать департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери направить заполненные декларации на бесхозяйные объекты сети (сооружения) дренажной системы д.Бортниково (ул.Сибирская, ул.ФИО5, ул.ФИО6, ул.Буровая, ул.Нефтяников, ул.Бортниковская), акт технического описания и топографическую съемку в департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери до 01.11.2016; обязать департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери организовать оформление всех необходимых документов для постановки на учет бесхозяйных объектов д.Бортниково (ул.Сибирская, ул.ФИО5, ул.ФИО6, ул.Буровая, ул.Нефтяников, ул.Бортниковская) – сетей (сооружения) дренажной системы и представить их в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки объектов на учет как бесхозяйное имущество в срок до 01.03.2017.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на следующие обстоятельства. Прокуратурой Московского района г.Твери по обращению жителей пос.Бортниково проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего постановку на учет бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства (сети коммунального водоотведения; сети (сооружения) ливневой и дренажной системы) и сетей наружного освещения, расположенных в пос.Бортников Московского района города Твери. В ходе проверки было установлено, что орган местного самоуправления уклонился от реализации полномочий по постановке на учет бесхозяйного имущества с последующим обращением его в муниципальную собственность, что создало угрозу необеспечения населения муниципального образования, т.е. неопределенного круга лиц, коммунальными услугами, гарантированными жилищным законодательством. Вместе с тем, сети (сооружения) дренажной системы пос.Бортниково не имеют собственника, право которого было бы зарегистрировано в соответствии с положениями статьи 131 ГК РФ, следовательно, являются бесхозяйными.
Определениями суда, занесенными в протоколы судебных заседаний от 18.02.2016, от 14.03.2016, от 30.03.2016 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Московского района города Твери, ООО «ПСО «ГлавТверьстрой», ООО «Тверь Водоканал».
Представитель административного истца прокурора Московского района города Твери Машуто Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что сеть дренажной системы д.Бортниково не охватывает улицу Бортниковская, в связи с чем данная улица была указана в иске излишне.
Представитель административного ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и заинтересованного лица администрации города Твери ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных к департаменту требований, ссылаясь на отсутствие бездействия с его стороны. При существующих обстоятельствах выполнение заявленных прокурором требований не представляется возможным.
Представитель административного ответчика департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных к департаменту требований, полагая его ненадлежащим ответчиком. Поддержал доводы письменных возражений на иск, в которых указал, что без выполнения администрацией города Твери необходимых действий по принятию постановления об определении специализированной организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные объекты дренажной системы водоотведения, и составления данной организацией акта технического описания объекта, исковые требования прокурора к департаменту являются неисполнимыми. Кроме того, отвод воды в сети дренажной системы водоотведения не является коммунальным ресурсом и не предоставляется как коммунальная услуга. Следовательно, отсутствие учета сети (сооружения) дренажной системы как бесхозяйной не является нарушением прав жителей д.Бортниково по обеспечению коммунальными услугами надлежащего качества. Административным истцом не представлено доказательств того, что в д.Бортниково г.Твери установлена бесхозяйная городская система ливневой канализации и она расположена на объектах улично-дорожной сети г.Твери, а не на придомовой территории жителей поселка.
Представители заинтересованных лиц администрации Московского района города Твери, ООО «ПСО «ГлавТверьстрой», ООО «Тверь Водоканал», надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца прокурора Московского района города Твери Машуто Д.А., представителя административного ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и заинтересованного лица администрации города Твери ФИО1, представителя административного ответчика департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери на основании доверенности ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям пункта 4 статьи 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В рассматриваемом случае прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что бездействие ответчиков не отвечает требованиям действующего законодательства, создает угрозу необеспечения населения муниципального образования коммунальными услугами, гарантированными жилищным законодательством, приводит к нарушениям в сфере защиты здоровья населения, создает угрозу жизни неопределенного круга лиц.
Таким образом, обращение прокурора в суд с рассматриваемым административным иском в интересах неопределенного круга лиц отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства РФ, в предусмотренном которым порядке рассматриваются и разрешаются административные дела об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц (пункт 2 статьи 1 КАС РФ).
Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании их незаконными и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частями 9, 10 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Центрального района города Твери 26.08.2015 обратился житель улицы Буровой г.Твери ФИО3 с заявлением о принятии мер в отношении бесхозяйных коммунальных сетей (канализации и дренажа), а также сети уличного освещения. В заявлении указано, что жители поселка не имеют отношения к постройке этих объектов, хотя пользуются ими и вынуждены их обслуживать собственными силами на протяжении 20 лет. Администрация города не хочет признавать их бесхозяйными и проводить процедуру обретения права муниципальной собственности. Данное бездействие создает угрозу отключения жилых помещений от городских магистралей и нарушает права жителей, поскольку любая аварийная ситуация на бесхозяйном участке коммуникаций, а также при их отключении, приведет к тому, что жилые помещения станут непригодными для проживания вследствие залития фекальными и дренажными водами, а последствия аварии жителям придется устранять за свой счет.
Из пункта 2 статьи 1 Устава города Твери следует, что город Тверь является единым муниципальным образованием и на основании закона Тверской области имеет статус городскогоокруга.
Пунктом 1 статьи 39 Устава города Твери предусмотрено, что администрация города Твери является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из подпунктов 3, 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В силу статьи 12, части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона №7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из сообщения администрации города Твери от 24.09.2015, адресованного прокуратуре Московского района города Твери, следует, что по сведениям администрации Московского района в городе Твери станция водозабора и КНС п.Бортниково находятся в собственности ООО «ПСО ГлавТверьстрой» (застройщик п.Бортниково, в том числе инженерной инфраструктуры), которое не направляло в адрес администрации сведений о передаче объектов систем инженерно-технического обеспечения на обслуживание специализированным организациям.
18.09.2015 департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери направил в департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери обращение гражданина ФИО4 по вопросу балансовой принадлежности ливневого (дренажного) водоотведения, имеющего признаки бесхозяйного имущества, расположенного в п.Нефтяников г.Твери.
Из сообщения ООО «Тверь Водоканал» от 28.09.2015, адресованного прокуратуре Московского района города Твери, следует, что заявлений о заключении договоров на прием сточных вод в организацию не поступало.
Из сообщения департамента архитектуры и строительства города Твери от 02.03.2016 следует, что разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию сетей ливневой и хозфекальной канализации, а также дренажной системы в районе индивидуальной жилой застройки в пос.Бортниково не выдавались.
Из сообщений Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 13.04.2016 и Территориального управления Росимущества в Тверской области от 08.04.2016 следует, что сведения о сетях (сооружениях) ливневой и дренажной системы в пос.Бортниково отсутствуют в реестре государственного имущества Тверской области и базе федерального имущества.
Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Неисполнение органом местного самоуправления полномочий по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде дренажной системы водоотведения с последующим обращением его в муниципальную собственность ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 года, Уставом города Твери, в целях урегулирования вопросов, связанных с выявлением и учетом бесхозяйного имущества, постановлением Главы администрации города Твери от 20.11.2007 №3570 утверждено Положение о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Твери.
Указанное положение регулирует порядок выявления и последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, расположенные на территории муниципального образования город Тверь (пункт 1.1 Положения).
Положением также определены органы, уполномоченные на осуществление мероприятий по постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества, собственник которого не установлен.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что сведения о бесхозяйных объектах недвижимого имущества могут предоставлять структурные подразделения администрации города Твери, муниципальные учреждения, предприятия и иные заинтересованные лица путем направления соответствующего заявления в департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери. Бесхозяйное имущество может быть выявлено в процессе проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры, обнаружено иными способами.
В рассматриваемом административном иске требования прокурором заявлены в отношении сети (сооружения) дренажной системы д.Бортниково (ул.Сибирская, ул.ФИО5, ул.ФИО6, ул.Буровая, ул.Нефтяников).
В материалы дела представлена схема дренажного водоотведения п.Бортниково, из которой усматривается наличие единой сети дренажной системы, проходящей по улицам Сибирская, ФИО5, ФИО6, Буровая, Нефтяников г.Твери.
Как установлено при рассмотрении дела, сведения о возможном отсутствии собственника указанной сети дренажной системы поступили в департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что после получения информации о бесхозяйном объекте недвижимого имущества департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в месячный срок (за исключением объектов инженерной инфраструктуры, в том числе подземных): организует проведение проверки поступившей информации с выездом на место и составлением соответствующего акта; запрашивает в Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области сведения о наличии объекта в реестре государственной собственности Тверской области; запрашивает в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тверской области сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности; запрашивает в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на объект; в случае необходимости подготавливает и направляет запросы в налоговую службу о наличии в едином государственном реестре юридических лиц юридического лица, а также запрос юридическому лицу, являющемуся возможным балансодержателем имущества.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Положения, если выявленный бесхозяйный объект является сооружением ливневой и дренажной системы, копия заявления с приложенной к нему документацией направляется департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери.
При рассмотрении дела установлено, что предусмотренная Положением документация о сети дренажной системы (ул.Сибирская, ул.ФИО5, ул.ФИО6, ул.Буровая, ул.Нефтяников) в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери не поступила, что свидетельствует о неисполнении департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обязанности, предусмотренной пунктами 2.4, 2.5.2 Положения о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Твери.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.5.5 Положения по представленному департаментом дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери заключению на бесхозяйный объект департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери запрашивает сведения о наличии объекта в реестрах государственной собственности Тверской области и федеральной собственности, а также о государственной регистрации прав на объект. Полученную информацию департамент направляет в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери.
Прокурор при обращении в суд просил возложить на департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обязанность по обеспечению сбора документов, подтверждающих, что сеть (сооружения) дренажной системы д.Бортниково (ул.Сибирская, ул.ФИО5, ул.ФИО6, ул.Буровая, ул.Нефтяников, ул.Бортниковская) не имеет собственника или собственник неизвестен, после чего передать их в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери в срок до 01.09.2016.
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 3 указанной статьи в резолютивной части решения в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению должно быть указано на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Таким образом, в силу положений КАС РФ, для возложения на административного ответчика обязанности по совершению определенного действия необходимо установление факта незаконности его бездействия, о чем свидетельствуют в совокупности два обстоятельства: несоответствие бездействия требованиям законодательства и нарушение в результате бездействия прав и законных интересов административного истца (в данном случае неопределенного круга лиц).
Пунктом 2.7 Положения предусмотрено, что в случае если бесхозяйный объект является сетью или сооружением ливневой и дренажной системы водоотведения, в том числе подземным, департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери осуществляет следующие мероприятия: запрашивает в ресурсонабжающей организации копии договоров с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с потребителями и определяет пользователей (потребителей), подключенных к бесхозяйному объекту; запрашивает в организациях, занимающихся эксплуатацией сетей или сооружений ливневой и дренажной системы водоотведения, сведения о физических или юридических лицах, обслуживающих объект; по результатам мероприятий направляет информацию о характеристиках объектов в департамент.
В соответствии с пунктом 2.7.2 Положения, если по результатам проведенных мероприятий, указанных в пункте 2.5.5 настоящего положения, собственник имущества не установлен, департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по согласованию с департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери осуществляет подготовку проекта постановления администрации города Твери об определении специализированной организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные объекты ливневой и дренажной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 2.7.3 Положения, специализированные организации, уполномоченные содержать и обслуживать бесхозяйные объекты ливневой и дренажной системы водоотведения в течение 30 (тридцати) рабочих дней после вступления в силу постановления администрации города Твери об определении специализированной организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные объекты ливневой и дренажной системы водоотведения направляют в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери акт технического описания объекта, который должен содержать: адрес (местоположение) объекта; наименование (назначение) объекта; сведения об объекте (год постройки, технические характеристики, площадь); для объектов инженерной инфраструктуры - протяженность, диаметр, материал трубопроводов и т.д.; сведения о пользователях объекта и возможных собственниках; схему (план) размещения объекта.
На основании полученных актов технического описания департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери изготовляет топографическую съемку на сети ливневой и дренажной системы водоотведения (пункт 2.7.4 Положения).
Согласно пункту 2.7.5 Положения, после изготовления топографической съемки на линейно-протяженные объекты, в том числе подземные, и схем (планов) департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери направляет в департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери заполненные декларации на бесхозяйные объекты сетей или сооружений ливневой и дренажной системы, акт технического описания и топографическую съемку, необходимые для изготовления технической документации, требуемой для постановки на учет объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области в качестве бесхозяйного имущества.
На основании полученных сведений об отсутствии объекта в реестрах государственной собственности Тверской области и федеральной собственности, а также отсутствии сведений о государственной регистрации прав на объект департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери осуществляет постановку объекта на кадастровый учет. После изготовления кадастрового паспорта на объект департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери формирует пакет документов, в том числе удостоверяющих отсутствие собственника, и представляет их в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки объекта на учет как бесхозяйное имущество (пункты 2.8, 3.1 Положения).
Как установлено судом, предусмотренная Положением документация о заявленной в иске сети дренажной системы (ул.Сибирская, ул.ФИО5, ул.ФИО6, ул.Буровая, ул.Нефтяников) департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери не направлена, что свидетельствует о неисполнении обязанности, предусмотренной пунктами 2.4, 2.5.2 Положения о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Твери. Неисполнение указанных обязанностей по выявлению наличия либо отсутствия собственника объекта для определения возможности дальнейшей постановки на учет бесхозяйного имущества с последующим обращением его в муниципальную собственность ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, в связи с установлением необходимой, предусмотренной частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ совокупности условий, суд приходит к выводу об установлении факта незаконности бездействия департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в вышеуказанной части.
В целях устранения нарушений заявленных административным истцом прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд считает необходимым возложить на департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обязанность по сбору информации о бесхозяйном объекте недвижимого имущества – сети дренажной системы <...> ФИО5, ФИО6, Буровая, Нефтяников) и направлению ее в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери для проведения дальнейших мероприятий, связанных с постановкой на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества.
Так как для выполнения указанным административным ответчиком установленных судом обязанностей необходимо прохождение предусмотренных действующим законодательством процедур, в частности, по истребованию сведений о наличии объекта в реестрах государственной собственности Тверской области и федеральной собственности, а также о государственной регистрации прав на объект, суд полагает возможным установить для исполнения требований со стороны ответчиков предложенный административным истцом срок до 01.09.2016.
При этом, для случаев выявления информации о собственнике объекта при наличии его намерений по содержанию имущества пунктом 2.9 Положения предусмотрено принятие департаментом решения о прекращении работ по сбору документов для постановки на учет в качестве бесхозяйного.
Оснований для удовлетворения исковых требований в оставшейся части суд не усматривает, поскольку предусмотренная Положением о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Твери обязанность департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери по направлению заполненных деклараций на бесхозяйные объекты сети (сооружения) дренажной системы возникает только в том случае, если по результатам проведенных мероприятий, указанных в пункте 2.5.5 настоящего положения, собственник имущества не установлен, постановлением администрации города Твери определена специализированная организация, уполномоченная содержать и обслуживать бесхозяйные объекты ливневой и дренажной системы водоотведения, которая направила в департамент акт технического описания объекта, после чего департаментом изготовлена топографическая съемка сети дренажной системы водоотведения.
Оснований для возложения на департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обязанности по организации оформления всех необходимых документов для постановки на учет бесхозяйных объектов д.Бортниково – сетей (сооружений) дренажной системы и представить их в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки объектов на учет как бесхозяйное имущество, у суда не имеется, поскольку обязанность по выполнению указанных мероприятий у департамента возникает в соответствии Положением о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Твери только после получения от дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери заполненных деклараций и иных документов (акт технического описания, топографической съемки) на бесхозяйные объекты.
Поскольку вышеуказанные документы в департаменты администрации города Твери не поступали, необходимые условия для выполнения заявленной части мероприятий на дату рассмотрения дела судом не наступили, факт бездействия административных ответчиков в указанной части судом не установлен.
Таким образом, заявленные прокурором Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявленные административные исковые требования прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, департаменту дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства – удовлетворить частично.
Возложить на департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обязанность по обеспечению сбора и направления информации о бесхозяйном объекте недвижимого имущества – сети дренажной системы <...> ФИО5, ФИО6, Буровая, Нефтяников) г.Твери в департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери в срок до 01.09.2016 для проведения дальнейших мероприятий, связанных с постановкой на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, департаменту дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.Я. Панасюк
Мотивированное решение составлено 24.05.2016.