ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-83/20 от 29.01.2020 Саракташского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-83/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 января 2020 года пос. Саракташ

Саракташский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего: судьи Тошеревой И.В.,

при секретарях Юниной Ю.С., Барчуковой Ю.П.,

с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителей административного ответчика - ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, измененным в порядке ст.46 КАС РФ, к администрации МО Саракташский район Оренбургской области о признании незаконным решения. В обоснование которого сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и административным ответчиком, в лице главы администрации Ж.Б.Н. был заключен договор аренды земельного участка Т, по условиям которого: "Арендодатель" предоставляет "Арендатору" земельный участок площадью кв.м. с кадастровым номером , место положение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Отделом архитектуры и строительства администрации Саракташского района выдано разрешение на строительство на строительство нежилого здания (кафе) сроком до ДД.ММ.ГГГГ, на основании градостроительного плана было определено место допустимой застройки и наличии санитарно-защитных зон. В рамках подготовки документов на выдачу разрешения на строительство в архитектуре Саракташского района был истребован градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ. Градостроительный план готовился 8 месяцев, что повлияло на позднюю выдачу разрешения на строительство и начало самого строительства объекта. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца пришло письмо от ДД.ММ.ГГГГ которым заместитель главы администрации Л.В.Н. уведомил истца об отзыве разрешения на строительство , данный отзыв разрешения не был обоснован нормами действующего законодательства. В настоящее время на земельном участке возведен объект незавершенного строительства, на строительство которого были израсходованы денежные средства порядка полутора миллионов рублей. Истец несет убытки, поскольку денежные средства на строительство были взяты в кредитной организации. Строительство приостановлено, в связи с отзывом разрешения на строительство. До настоящего времени истцу не вручено Постановление (Распоряжение) администрации МО Саракташского района Оренбургской области об отзыве разрешения на строительство нежилого здания (кафе) по адресу: <адрес>. Ссылаясь на ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный истец просит: признать незаконным решение администрации МО Саракташского района Оренбургской области, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2, действуя в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ, измененные исковые требования поддержали, обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердили.

Представители административного ответчика ФИО3, ФИО4, действуя на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными административными требованиями не согласились, указав, что какого-либо решения о прекращении действия разрешения на строительство принято не было. Принято решение об отзыве действия разрешения на строительство для устранения, допущенных нарушений земельного законодательства.

Выслушав участников процесса, проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, представленные лицами, участвующими в деле и их представителями в обоснование своей позиции, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Частью 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах, направленных в том числе на обеспечение устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий и т.д. (статья 2 Градостроительного кодекса).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка Т от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием Саракташский район Оренбургской области, именуемого в дальнейшем «арендодатель», в лице главы района Ж.Б.Н. и ФИО1, именуемой в дальнейшем "арендодатель", "арендодатель" предоставляет, а "арендатор" принимает в аренду земельный участок, площадью кв.м., с кадастровым номером местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли.

Согласно п. 2.1 указанного договора, срок аренды составляет 18 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор вступает в силу с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (п.2.2.)

В соответствии с п. 3 договора аренды земельного участка, размер годовой арендной платы за участок установлен протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 16400 рублей, арендная плата за первый год аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вносится единым платежом до подписания договора. С ДД.ММ.ГГГГ до окончания срока действия договора арендная плата вносится ежемесячно равными долями от начисленной годовой арендной платы не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

П. 4.1.2 указанного договора предусмотрено право арендодателя требовать от арендатора устранения нарушений, связанных с использованием участка не по целевому назначению и использованием, не отвечающим виду его разрешенного использования, а также прекращения применения способов использования, приводящих к его порче. При этом арендодатель может потребовать досрочного расторжения настоящего договора в судебном порядке при использовании арендатором участка не по целевому назначению и не в соответствии с видом его разрешенного использования, при использовании способами, приводящими к его порче, в случаях невнесения арендатором более двух раз подряд арендной платы.

Арендатор имеет право использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования (п.4.3.1).

Пунктом 6.1 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что все изменения и (или) дополнения в настоящий договор оформляются в письменной форме.

В соответствии с п. 6.3, арендодатель вправе требовать досрочного расторжения настоящего договора в случаях, предусмотренных в п.4.1.2 настоящего договора и по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Передача земельного участка в аренду арендатору подтверждена актом приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Отдел по архитектуре и градостроительству администрации Саракташского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), в котором просила выдать разрешение на строительство ресторана-кафе.

Градостроительным планом земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью га, предусмотрено размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами .

Из разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что отдел архитектуры и градостроительства администрации Саракташского района в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешает строительство объекта капитального строительства - нежилого здания (кафе), общей площадью кв.м., на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Решением заместителя главы администрации района Л.В.Н., оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ отозвано разрешение на строительство нежилого здания (кафе) по адресу: <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта обследования незавершенного строительства нежилого здания – кафе по адресу: <адрес> следует, что арендатором земельного участка начато строительство (возведен фундамент) нежилого здания – кафе с нарушением земельного и градостроительного законодательства, фундамент объекта находится в непосредственной близости с многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>. Расстояние от границы участка до многоквартирного дома составляет м, что противоречит п. 6 раздела ДД.ММ.ГГГГ «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», при проверке документов установлено, что земельный участок использовался не по своему назначению. Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного ФИО1 по договору аренды, предназначен для строительства на нем магазина (код 4.4 приложения к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков»), однако в соответствии с проектом арендатор начал строительство кафе.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права в отношении объекта незавершенного строительства, площадью застройки кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что разрешение на строительство нежилого здания - кафе от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленному в договоре аренды земельного участка Т от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, при выдаче разрешения на строительство кафе уполномоченным органом не учтены требования к установлению санитарно-защитных зон.

В соответствии с п.п.6,7 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Согласно п.1 ст.48 названного выше Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно справке администрации Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, по земельному участку с кадастровым номером вид разрешенного использования не изменялся.

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком решения о прекращении разрешения на строительство нежилого здания (кафе) не принималось, в связи с чем, ссылка административного истца и его представителя на нарушение норм ст.51 Градостроительного кодекса РФ не состоятельна.

Административным ответчиком было принято решение об отзыве действия разрешения на строительство для устранения, выявленных нарушений норм земельного законодательства.

Таким образом, действия административного ответчика по реализации прав органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ, направлены на устранение нарушения законодательства, исключительно на устранение нарушений, имевших место при выдаче разрешения на строительство, и прав административного истца не нарушают.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что обжалуемое решение заместителя главы администрации Саракташского района, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве разрешения на строительство нежилого здания (кафе) по адресу: <адрес>, ул. <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями ст. 7, п. 6 ст. 43, п. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принято уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления в пределах его компетенции, отзыв разрешения обусловлен нарушением земельного законодательства ч.2 ст.7 ЗК РФ, п.6 раздела ДД.ММ.ГГГГ СанПиН "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", что является обоснованным, суд находит требования административного истца о признании незаконным решения заместителя главы администрации <адрес>, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве разрешения на строительство нежилого здания (кафе) по адресу: <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административные требования ФИО1 к администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области о признании незаконным решения заместителя главы администрации Саракташского района, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве разрешения на строительство нежилого здания (кафе) по адресу: <адрес>, ул. <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Тошерева

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2020 года.

Председательствующий И.В. Тошерева