ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-83/2022УИД520051-01-2022-000084-14 от 04.08.2022 Тонкинского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-83/2022 УИД 52RS0051-01-2022-000084-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Болотина И.Д.,

с участием: представителя административного истца – Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Дахно А.С.,

при секретаре судебного заседания Потехиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий и о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Тонкинский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий и о понуждении к совершению действий.

В обоснование административного искового заявления указано на то, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 года № 965, министерство является органом исполнительной власти , обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием . Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.

Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, установление и описание границ охранных зон особо, охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории охранной зоны памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Так, на территории Тонкинского муниципального района расположены следующие памятники природы регионального значения: «Еловый лес у », созданный решением исполнительного комитета Совета народных депутатов № 154 от 28.06.1991 года; «Участок высоковозрастного ельника близ », созданный распоряжением Губернатора Нижегородской области № 1479-р от 13.11.1996 года.

Паспортами на вышеуказанные государственные памятники природы регионального (областного) значения установлено, что вокруг памятников природы выделяются охранные зоны.

Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах охранной зоны вышеуказанной особо охраняемой природной территории в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.

До настоящего времени, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области описание границ охранной зоны особо охраняемой территорий в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушение закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищает гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Административный истец просит признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения «Еловый лес у », «Участок высоковозрастного ельника близ », расположенных в границах Тонкинского муниципального района .

Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения «Еловый лес у », «Участок высоковозрастного ельника близ », расположенных в Тонкинском муниципальном районе , с указанием размеров охранной зоны – минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах; представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения «Еловый лес у », «Участок высоковозрастного ельника близ », расположенных в Тонкинском муниципальном районе .

Определением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 06.07.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Нижегородской области.

Административный ответчик – представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представили в суд отзыв, в котором указали, что с исковыми требованиями не согласны, ссылаясь на то, что охранные зоны памятников природы не могут существовать без собственно самих ООПТ. Постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения, включая их охранные зоны, осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 года № 306, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным Минэкологии Нижегородской области учреждением ГБУ НО «Экология региона» по государственному заданию. Планирование кадастровых работ исходит из того, что постановка на кадастровый учет охранной зоны конкретной ООПТ регионального значения осуществляется совместно с внесение в ЕГРН сведений о самой ООПТ. В соответствии с государственным заданием ГБУ НО «Экология региона» документацию для внесения в ЕГРН сведений о памятниках природы регионального значения «Еловый лес у », «Участок высоковозрастного ельника близ » и их охранных зонах планируется направить в орган кадастрового учета в 2023 году. Считают требования административного истца об указании минимальной и максимальной ширины охранной зоны (в км) при описании границ неправомерным. Указание требуемых природоохранной прокуратурой сведений, не предусмотрены приказом Минэкономразвития России от 23.21.2018 года № 650 регламентирующим требования к форме описания границ зон с особыми условиями использования, к которым относятся и охранные зоны ООПТ регионального значения, при проведении кадастровых работ для внесения сведений о таких зонах в ЕГРН. Постановка на кадастровый учет самой ООПТ и охранной зоны конкретной ООПТ регионального значения требует определенных временных и финансовых затрат. Указывают, что на постановку ООПТ регионального значения на кадастровый учет требуется от 18 до 24 месяцев, поскольку определение границ ООПТ регионального значения осуществляется только в летний период. Просят установить срок для исполнения исковых требований Нижегородского природоохранного прокурора – в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заинтересованные лица Министерство финансов Нижегородской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области в судебное заседание не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.

Административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель административного истца – Шарангский межрайонный прокурор Нижегородской области Дахно А.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные тексту административного искового заявления.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО3 не возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Исследовав и оценив представленные доказательства, на предмет их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В силу статьи 26 вышеуказанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.

В соответствии с частью 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться ограничения прав на землю, такие как ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 года № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природные территорий, установления их границ, определения режима охраны к использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающем решение о ее создании.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 года № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природные территорий, установления их границ, определения режима охраны к использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

В силу статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определяется статьей 10 Федерального Закона № 218-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ зон и территорий, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно статье 44 Федерального Закона № 218-ФЗ государственные кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органам осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость сделок с ней.

Приказом Минприроды России от 19.03.2012 года № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственно кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняем природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (далее ООПТ), а также указывается режим охранной зоны ООПТ (приводя следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охран зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (ъ описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственно деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимы объемы природопользования).

Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.

Судом установлено, что на территории Тонкинского муниципального района расположены памятники природы регионального значения: «Еловый лес у », созданный решением исполнительного комитета Совета народных депутатов № 154 от 28.06.1991 года; «Участок высоковозрастного ельника близ », созданный распоряжением Губернатора Нижегородской области № 1479-р от 13.11.1996 года.

Паспортами на вышеуказанные государственные памятники природы регионального (областного) значения установлено, что вокруг памятников природы выделяются охранные зоны.

Вместе с тем сведения об охранных зонах государственных памятников природы регионального (областного) значения в ЕГРН не внесены, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 года № 965, Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в соответствии с разделом 3 Положения участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.

Суд, с учетом приведенных положений нормативных правовых актов приходит к выводу, что обязанность, возложенная на упомянутый орган исполнительной власти в силу закона, не исполнена, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об охранных зонах особо охраняемых природных территорий регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования.

Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Определяя срок для исполнения административным ответчиком настоящего решения, суд приходит к выводу, с учетом заслушанного мнения сторон и объективной необходимости временных затрат на выполнения соответствующих мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства, суд полагает возможным установить срок 18 месяцев для исполнения решения суда со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь статьями 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий и о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения: «Еловый лес у », «Участок высоковозрастного ельника близ », в границах Тонкинского муниципального района .

Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 18 (восемнадцать) месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: «Еловый лес у », «Участок высоковозрастного ельника близ », расположенных в Тонкинском муниципальном районе , с указанием размеров охранной зоны – минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах; представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения «Еловый лес у », «Участок высоковозрастного ельника близ », расположенных в Тонкинском муниципальном районе .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тонкинский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Д. Болотин