ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-841/20 от 29.04.2020 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-841/2020

УИД 91RS0022-01-2020-000373-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2020 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Стародуба П.И.,

при секретаре Майоровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по исковому заявлению Верезуб И.В. к Администрации города Феодосии Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым, о признании постановления органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

В феврале 2020 года Верезуб И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам с требованиями о признании незаконным постановления Администрации г. Феодосии Республики Крым от 18 ноября 2019 года № 3854 «Об отказе в удовлетворении заявления гражданке Российской Федерации Верезуб И.В. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав», по адресу: <адрес> площадью 2500 кв.м, понуждении Администрации г. Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Верезуб И.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером бесплатно в собственность в порядке завершения оформления прав (л.д. 33-39).

Административное исковое заявление мотивировано тем, что решением 52-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16 июля 2010 года № 2724, истцу дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома с последующей передачей в собственность, по адресу: <адрес> площадью 0,25 га, категория земель: жилая и общественная застройка.

Решением 11 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета № 311 от 14 июля 2011 года утверждено градостроительное обоснование размещения земельных участков общей площадью 2,00 га для индивидуальных жилых домов, включая Верезуб И.В.

Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета № 231 от 23 ноября 2011 года, земельному участку присвоен адрес: <адрес>

Решением 22 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета № 662 от 02 марта 2012 года «О продлении срока действия решений Щебетовского поселкового совета», срок действия решения продлен до 02 марта 2013 года.

Решением 40 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета № 1042 от 01 марта 2013 года, срок действия решения от 16 июля 2010 года № 2724 продлен до 01 марта 2014 года.

В рамках реализации требований земельного законодательства и решения 52-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16 июля 2010 года № 2724, по заказу истца в 2011 – 2013 годах выполнены геодезические работы, заказан проект землеустройства по отводу земельного участка, произведен и оплачен межевой план, который на электронном носителе сдан в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Впоследствии земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера .

31 июня 2019 истцом через своего представителя Шипулина С.В. в Администрацию г. Феодосии подано заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке процедуры завершения оформления прав.

18 ноября 2019 года Администрацией г. Феодосии Республики Крым принято постановление №3854 «Об отказе в удовлетворении заявления гражданке Российской Федерации Верезуб И.В. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав», в связи с невозможностью представления земельного участка с учетом градостроительной документации, поскольку земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий в составе населенных пунктов СХ-8, которая не предусматривает основной вид разрешенного использования, позволяющий использовать заявленный земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома со ссылкой на Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 12 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва 29 марта 2019 года № 1171.

Административный истец считает, что принятое постановление является незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок был отнесен к категории земель: жилая и общественная застройка, что усматривается из решения 52 сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16 июля 2010 года № 2724. Указанное решение не отменено, не признавалось незаконным. Основание в оспариваемом решении не подтверждается градостроительной документацией, документацией по планировке территории.

Определением суда от 02 марта 2020 года, административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело с назначением даты судебного заседания на 02 апреля 2020 года.

Определением суда от 02 апреля 2020 года, в порядке процессуального правопреемства административный ответчик МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений Администрации г. Феодосии» заменен правопреемником Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым, рассмотрение дела отложено на 29 апреля 2020 года.

В судебное заседание административный истец и ее представитель не явились, в адрес суда подали заявление о рассмотрение дела в свое отсутствие. На удовлетворении исковых требований настаивали.

Представителем административного ответчика администрации города Феодосии Республики Крым Нетребой А.А. поданы письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г. Феодосии и Управления, в удовлетворении иска просил отказать.

Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым при надлежащем извещении, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении либо письменной позиции по административному делу в адрес суда не поступало.

Учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, а также заявленное представителем администрации г. Феодосии ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, суд согласно ст.ст. 150, 226 КАС РФ, Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации №821 от 08.04.2020 года, учитывая угрозу распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (2019-nCoV), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Изучив доводы административного искового заявления, ознакомившись с письменными возражениями, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судебным разбирательством по делу установлено, что решением 52-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16 июля 2010 года № 2724, Верезуб И.В. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,25 га, расположенного в <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома с последующей передачей в собственность за счет земель, непереданных в собственность или постоянное пользование, в том числе по угодьям: открытые земли без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, в том числе другие земли (67,71) в границах <адрес>. Категория земель: жилая и общественная застройка. Указанным решением возложена обязанность в срок до 16 июля 2011 года выполнить проекты отвода земельных участков и предоставить на рассмотрение заседания сессии Щебетовского поселкового совета (л.д. 10).

Решением 11 сессии 6-го созыва Щебетовского сельского совета от 14.07.2011 № 311 утверждено градостроительное обоснование размещения земельных участков общей площадью 2,00 га для индивидуальных жилых домов в том числе Верезуб И.В. в <адрес> (л.д. 11).

Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета №231 от 23 ноября 2011 года «О присвоении адресов расположению земельных участков в с. Краснокаменка», земельному участку в <адрес> выделенного для строительства и обслуживания жилых домов Верезуб И.В. присвоен адрес: <адрес> (л.д. 12).

Решением 22 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета № 662 от 02 марта 2012 года «О продлении срока действия решений Щебетовского поселкового совета», срок действия решения 52 сессии 5 созыва № 2724 от 16 июля 2010 года продлен до 02 марта 2013 года (л.д.13).

Решением 40 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета № 1042 от 01 марта 2013 года, срок действия решения 52 сессии 5 созыва № 2724 от 16 июля 2010 года продлен до 01 марта 2014 года (л.д. 14).

В рамках реализации требований земельного законодательства и решения 52-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16 июля 2010 года № 2724, по заказу истца в 2011 – 2013 годах выполнены геодезические работы, заказан и проведен проект землеустройства по отводу земельного участка (л.д. 54-88).

02 июля 2019 года земельный участок площадью 2500 кв.м+/- 18 кв.м, по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер . Категория земель - земли населенных пунктов, сведения об объекте имеют статус «актуальные», правообладатель – муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, вид права – собственность, ограничений прав и обременений объекта недвижимости – не зарегистрировано (л.д. 48-50).

В соответствии с п.п. «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.

Согласно ст. 23 Закона №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Частью 1.1 ст. 12.1 Закона №6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК), в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно ч. 7 ст. 13 Закона №38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2020 года.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок).

Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона №6-ФКЗ, на основании документов, указанных в ст.ст. 3 и 13 Закона №38-ЗРК.

В соответствии с п. 4 Порядка, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно п. 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона №38-ЗРК.

Частью 6 ст. 13 Закона №38-ЗРК установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27.02.2019 № 770 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».

Административный регламент устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 31 июля 2019 года Верезуб И.В. через своего представителя Шипулина С.В. обратилась в Администрацию г. Феодосии Республики Крым с заявлением о переоформлении прав на земельный участок в котором просила предоставить в собственность земельный участок площадью 2500+/- кв.м, кадастровый номер по адресу: <адрес> на основании ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК и решения 52-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16 июля 2010 года № 2724.

Во исполнение нормы Закона №6-ФКЗ был принят Закон Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", пунктом 3 статьи 13 которого (действующего на дату спорных правоотношений) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.

Учитывая требования указанной нормы закона, постановлением главы Администрации г. Феодосии Республики Крым Бовтуненко С.Н. № 3854 от 18 ноября 2019 года Верезуб И.В. отказано в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на основании п. 3 ст. 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29.03.2019 № 1171, вышеуказанный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий в составе населенных пунктов СХ-8, которая не предусматривает основной вид разрешенного использования, позволяющий использовать заявленный земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома.

Пунктом 9.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Необходимые документы, указанные в перечне, представителем заявителя были предоставлены.

Подпункты 1-3 п. 13.2 Административного регламента в качестве оснований для отказа в предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: наличие оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении и разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдача государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим лицом или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости

Между тем, с выводами Администрации города Феодосии Республики Крым, изложенными в оспариваемом постановлении, согласиться нельзя, учитывая следующее.

Действительно, п. 3 ст. 13 Закона №66-ЗРК/2015, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.

Вместе с тем из преамбулы указанного Закона №66-ЗРК/2015 следует, что настоящий Закон устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

При этом имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что 31.07.2019 г. Верезуб И.В. обратилась в администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о переоформлении прав на земельный участок, в котором просила предоставить в собственность вышеуказанный земельный участок именно на основании ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК и решения 52-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16.07.2010 г. №2724, то есть в порядке завершения оформления прав на испрашиваемый земельный участок, что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений Закона №66-ЗРК/2015.

Кроме того пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями ч.ч. 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно ответам в рамках межведомственных запросов, Администрацией г. Феодосии было установлено, что испрашиваемый земельный участок не соответствует правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, поскольку расположен в зоне сельскохозяйственных угодий в составе населенных пунктов СХ-8.

При этом решением 52-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 16.07.2010 г. №2724 Верезуб И.В. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома с последующей передачей в собственность за счет земель, не переданных в собственность или постоянное пользование, в том числе по угодьям: открытые земли без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, в том числе другие земли (67,71) в границах с. Краснокаменка. Категория земель: жилая и общественная застройка.

02 июля 2019 года земельный участок площадью 2500 кв.м+/- 18 кв.м, по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер . Категория земель - земли населенных пунктов, сведения об объекте имеют статус «актуальные», правообладатель – муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, вид права – собственность, ограничений прав и обременений объекта недвижимости – не зарегистрировано.

В силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 г.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что как земельное, так и градостроительное законодательства исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории.

Тот факт, что при подготовке Правил землепользования и застройки и определении границ территориальных зон не была учтена сложившаяся планировка и существующее землепользование не может являться препятствием для реализации административным истцом принадлежащего ему права на земельный участок в порядке завершения оформления прав, при том, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что эксплуатация земельного участка опасна для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае у Администрации города Феодосии не имелось оснований для отказа Верезуб И.В. в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, административный истец имеет право на приобретение испрашиваемого земельного участка, в порядке завершения оформления прав по изложенным судом основаниям.

Отсутствие сведений об ограничениях, обременений объекта недвижимости, о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации города Феодосии расценивается, как нарушающее права административного истца и несоответствующее требованиям действующего законодательства, в связи с чем, признается судом незаконным.

При этом, согласно части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, на административного ответчика Администрацию г. Феодосии следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Верезуб И.В. о предоставлении земельного участка в порядке завершения прав, с учетом установленных обстоятельств, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Верезуб И.В. об исполнении решения по административному делу с принятием по нему решения по существу.

О своем нарушенном праве административный истец узнал 18 ноября 2019 года, изначально обратившись в суд с настоящим иском 07 февраля 2020 года, что позволяет считать, что административное заявление подано в установленный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, с Администрации г. Феодосии Республики Крым в пользу Верезуб И.В. подлежит взысканию, уплаченная ею сумма госпошлины в размере 300 руб., уплата которой подтверждена документально (л.д. 1).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,-

р е ш и л:

Административное исковое заявление Верезуб И.В. – удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Феодосии Республики Крым № 3854 от 18.11.2019 года «Об отказе в удовлетворении заявления гражданке Российской Федерации Верезуб И.В. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав».

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым, с учетом установленных судом обстоятельств, повторно рассмотреть заявление Верезуб И.В. от 31 июля 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, площадью 2500 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый номер в порядке завершения оформления прав.

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Верезуб И.В. об исполнении решения суда по административному делу.

Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Верезуб И.В. 300 (триста) руб. в счет уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Стародуб П.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 мая 2020 года.

Председательствующий: Стародуб П.И.