Дело № 2а-842/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации "13" марта 2019 г. г. Челябинск Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Володько П.В., при секретаре Яновой Т.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика прокуратуры Челябинской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к прокуратуре Тракторозаводского района г. Челябинска, прокуратуре Челябинской области об оспаривании ответа, установил: ФИО1 обратился в суд с административным иском к прокуратуре Тракторозаводского района г. Челябинска, прокуратуре Челябинской области об оспаривании ответа № от 25.07.2017, просил признать незаконным принятое решение, обязать административного ответчика подтвердить факт заключенного с прокуратурой досудебного соглашения. В ходе производства по делу в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Челябинской области (л.д. 12-15). В обоснование административного иска указано, что 22.08.2017 ФИО1 обратился в прокуратуру Тракторозаводского района г. Челябинска о выдаче копий документов из материалов уголовного дела №, а именно досудебного соглашения о сотрудничестве. Ответом прокуратуры Тракторозаводского района г. Челябинска № от 25.07.2017 в выдаче указанного соглашения отказано. Административный истец полагает данный ответ незаконным, поскольку в ходе ознакомления с материалами уголовного дела следователем ФИО4 было предложено ФИО1 заключить досудебное соглашение с прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска. ФИО1 дал свое согласие и написал соглашение на имя прокурора района ФИО5 Однако об отсутствии данного соглашения ФИО1 узнал в судебном заседании по рассмотрению в отношении него уголовного дела. в связи с чем, полагает ответ прокуратуры Тракторозаводского района г. Челябинска незаконным и необоснованным. Административный истец ФИО1, принявший участие в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, заявленные им требования поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика прокуратуры Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д. 51), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать. Представитель административного ответчика прокуратуры Тракторозаводского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 28). Суд, заслушав объяснения административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика прокуратуры Челябинской области ФИО2, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. В соответствии со ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращения граждан закреплены в Федеральном законе от 05.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно ст.ст. 2, 10 названного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Из материалов дела следует, что 22.08.2017 ФИО1 обратился в прокуратуру Тракторозаводского района г. Челябинска о выдаче копий документов из материалов уголовного дела №, а именно досудебного соглашения о сотрудничестве. 25.08.2017 (исх. №) на указанное заявление прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска за подписью заместителя прокурора района ФИО5 дан ответ со следующим содержанием: "Проведенной проверкой установлено, что указанное уголовное дело рассмотрено Челябинским об частным судом 04.07.2016. Приговором Челябинского областного суда, вступившим в законную силу 10.11.2016, Вы признаны виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "а, г" части 2 статьи 105, частью 1 статьи 244 и частью 1 статьи 158 Уголовного Кодекса Российской Федерации, назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. При несогласии с вынесенным приговором, Вы вправе обжаловать его в порядке, установленном главами 47.1 и 48.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Разъясняю, что, выдача документов (копий документов) из материалов уголовного дела осуществляется судом, в чьем производстве находится уголовное дело. При таких обстоятельствах, Вы вправе обратиться с заявлением о выдаче требуемых документов в Челябинский областной суд, до адресу: <адрес>. Также сообщаю, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой района относительно доводов о наличии какого-либо соглашения между Вами и прокуратурой, указанная информация своего объективного подтверждения не нашла. Досудебное соглашение о сотрудничестве, предусмотренное главой 40.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в порядке статей 317.2 и 317.3 Уголовно-процессуального кодекса РФ с Вами е заключалось. В случае несогласия с настоящим ответом Вы вправе обжаловать его вышестоящему прокурору либо в суд." В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Как указано в п.п. 1, 3 ст. 3 названного Закона, а также в п.п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Под заявлением понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. В соответствии с п.п. 3 ст. 5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; "разъяснено" - направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; "принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка; "направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности. В силу п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день. Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в пунктах 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 настоящей Инструкции, - в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры (п. 2.3 Инструкции). Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме (абз. 2 п. 6.1 Инструкции). Согласно п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. В силу п. 6.4 Инструкции ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что обращение ФИО1 от 22.08.2017 рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом, ответ дан по сути обращения в установленные законодательством сроки. Кроме того, в ходе исследования материалов надзорного производства судом также не установлено наличие досудебного соглашения ФИО1 Обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении административными ответчиками обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, при рассмотрении дела судом не установлены. Как разъяснено в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Прокуратура субъекта самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, и суд не вправе его обязать принять по итогам рассмотрения обращения гражданина то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется ему верным. Суд полагает, что по обращению ФИО1 ему был дан мотивированный ответ, в котором доступно изложена информация, касающаяся вопросов, изложенных в обращении административного истца. Несогласие административного истца ФИО1 с содержанием полученного от прокуратуры Тракторозаводского района г. Челябинска ответа не свидетельствует о нарушении административными ответчиками прав и законных интересов ФИО1 при рассмотрении его обращения. Как указано в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд вправе удовлетворить административное исковое заявление об оспаривании решения должностного лица органа государственной власти лишь в том случае, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. Незаконных действий либо бездействия административных ответчиков при рассмотрении обращения ФИО1, нарушающих его права и свободы, допущено не было. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд решил: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к прокуратуре Тракторозаводского района г. Челябинска, прокуратуре Челябинской области об оспаривании ответа отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска. Председательствующий: П.В. Володько |