ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-842/2022 от 24.02.2022 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2022-000843-47

Дело № 2а-842/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.

при секретаре судебного заседания Григорьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению департамента сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, судебному приставу исполнителю ОСП по г. Биробиджану №1 УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1 о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства,

у с т а н о в и л:

Департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.12.2020 № 515-пп управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области переименовано в департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области) (далее – Департамент) обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – ОСП по г. Биробиджану № 1) ФИО1 о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства. Административный иск мотивирован тем, что судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 28.01.2022 № 12509/22/27029-ИП об обязании Департамента произвести ФИО2 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,08 га, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета. Решение суда по данному делу предполагает обращение взыскания на средства бюджета и подлежит исполнению в порядке, установленном БК РФ. Таким образом, судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление в нарушение пункта 8 части 1 статьи 31 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве Данным постановлением нарушено право административного истца, поскольку предоставляет судебному приставу-исполнителю право на применение к Департаменту мер принудительного взыскания. Просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 1 ФИО1 от 28.01.2022 о возбуждении исполнительного производства № 12509/22/27029-ИП.

07.02.2022 судьей Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области возбуждено производство по административному исковому заявлению Департамента к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Биробиджану № 1 ФИО1 о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № 12511/22/27029-ИП от 28.01.2022 (№ 2а-866/2022).

07.02.2022 судьей Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области возбуждено производство по административному исковому заявлению Департамента к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Биробиджану № 1 ФИО1 о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № 12482/22/27029-ИП от 28.01.2022 (№ 2а-865/2022).

07.02.2022 судьей Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области возбуждено производство по административному исковому заявлению Департамента к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Биробиджану № 1 ФИО1 о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № 12506/22/27029-ИП от 28.01.2022 (№ 2а-843/2022).

Определением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФК по Еврейской автономной области, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

Определением от 18.02.2022 производства по административным делам № 2а-842/2022, № 2а-843/2022, № 2а-865/2022, 2а-866/2022 объедены в одно производство.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6, требования и доводы административного иска поддержала. Нарушение прав Департамента оспариваемыми постановлениями заключается в возможности применения судебным приставом мер принудительного взыскания. Просила суд административный иск удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО1, представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО7 в судебном заседании возражали против доводов административного иска. Пояснили, что в исполнительном документе указан предмет исполнения – обязать должника произвести выплату, сумма выплаты в исполнительных листах не указана, есть ссылка на расчет исходя из площади гибели сельскохозяйственных культур, в связи с чем, исполнительные документы подлежат исполнению службой судебных приставов. ОСП по г. Биробиджану № 1 обратилось в суд, вынесший решение с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа. Кроме того, в рамках возбужденных исполнительных производств, к должнику меры принудительного исполнения не применялись, штрафные санкции не налагались, постановления о взыскании исполнительного сбора не выносились. Считают, что административным истцом не доказано нарушений прав Департамента оспариваемыми постановлениями о возбуждении исполнительного производства. Просили административные исковые требования оставить без удовлетворения.

В судебном заседании помощник прокурора Ляш Н.П. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в исполнительном документе не указана сумма подлежащая перечислению должником. Полагает, что оспариваемые постановления о возбуждении исполнительного производства вынесены судебным приставом-исполнителем законно. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель УФК по Еврейской автономной области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, из которых следует, что в порядке статьи 242.1 БК РФ исполняются исполнительные документы, в которых указаны суммы, подлежащие взысканию в валюте РФ; на дату возбуждения оспариваемых постановлений в Управлении лицевой счет получателя бюджетных средств департамента сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области закрыт на основании обращения правительства области от 21.09.2021; просил административный иск оставить без удовлетворения.

В судебное заседание заинтересованные лица не явились, о дате, месте и времени извещались надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ и части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 229-ФЗ одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов.

Согласно положениям части 1 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Перечень оснований для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства установлен в части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.

В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 15.04.2021, исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов ФИО2 к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки, удовлетворены. Признано за ФИО2 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,08 га. На управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести ФИО2 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,08 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Решение суда вступило в законную силу 28.07.2021 года. 08.11.2021 выдан исполнительный лист ФС № 020150182.

28.01.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 12509/22/27029-ИП в отношении должника Департамента, с предметом исполнения: обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести ФИО2 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,08 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 09.04.2021, исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов ФИО3 к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки, удовлетворены. Признано за ФИО3 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,10 га. На управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести ФИО3 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,10 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Решение суда вступило в законную силу 28.07.2021 года. 08.11.2021 выдан исполнительный лист ФС № 020150179.

28.01.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 12506/22/27029-ИП в отношении должника Департамента, с предметом исполнения: обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести ФИО3 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,10 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 14.05.2021, исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов ФИО4 к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки, удовлетворены. Признано за ФИО4 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,04 га. На управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести ФИО4 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 04 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Решение суда вступило в законную силу 20.08.2021 года. 08.11.2021 выдан исполнительный лист ФС № 02015018312511.

28.01.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 12506/22/27029-ИП в отношении должника Департамента, с предметом исполнения: обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести ФИО4 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,04 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 15.04.2021, исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов ФИО5 к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки, удовлетворены. Признано за ФИО5 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,15 га. На управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести ФИО5 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 15 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Решение суда вступило в законную силу 30.07.2021 года. 08.11.2021 выдан исполнительный лист ФС № 020150180.

28.01.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 12482/22/27029-ИП в отношении должника Департамента, с предметом исполнения: обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести ФИО5 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,15 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

Федеральным законом № 229-ФЗ, установлены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим физическим лицам, юридическим лицам или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 239 БК РФ).

В силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В пункте 1 статьи 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Исключение из этого правила установлено пунктом 12 статьи 242.5 БК РФ, согласно которому в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановление № 13) организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю денежных средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (статья 242.3 БК РФ).

Как, установлено в судебном заседании административный истец открытого лицевого счета в УФК по Еврейской автономной области не имеет; финансовым органом правительства области определен департамент финансов правительства Еврейской автономной области.

Из материалов дела усматривается, что предметом исполнения оспариваемых постановлений о возбуждении исполнительного производства является обязание Департамента произвести выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455 (с изм. от 23.09.2020) утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) (далее – Правила).

Согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании, в соответствии с указанными Правилами субсидия на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области поступила и выплачена всем пострадавшим, предоставившим правоподтверждающие документы на земельные участки. Не использованные денежные средства возвращены в федеральный бюджет. В настоящее время в областном бюджете отсутствуют денежные средства, выделенные из федерального бюджета на выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур.

Из пункта 6 Правил следует, что для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, содержащее обязательство субъекта Российской Федерации по реализации соответствующих мероприятий.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 14.09.2010 № 330-пп. Департамент является органом исполнительной власти, формируемым правительством области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере агропромышленного комплекса области, финансирование его деятельности осуществляется в пределах средств, выделяемых из областного бюджета на его содержание.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данном случае исполнение требований исполнительных документов не подлежит исполнению в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, поскольку требует совершения определенных действий в соответствии с Правилами для поступления в бюджет Еврейской автономной области субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона № 229-ФЗ.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В административном иске и в пояснениях в судебном заседании не указано в чем заключаются нарушение прав Департамента оспариваемыми постановлениями о возбуждении исполнительного производства.

Меры принудительного исполнения к административному истцу не применялись, постановления о взыскании исполнительского сбора не вынесены, что не оспаривалось представителем Департамента в судебном заседании.

Доводы представителя административного истца о том, что исполнительный лист подлежит исполнению в порядке статьи 242.1 БК РФ, суд признает несостоятельным по вышеуказанным основаниям.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-177 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

Административное исковое заявление департамента сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, судебному приставу исполнителю ОСП по г. Биробиджану №1 УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1 о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Хроленок

Мотивированное решение составлено 05.03.2022 г.