ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-844/2017 от 22.06.2017 Каширского городского суда (Московская область)

Административное дело №2а-844/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московская область

Каширский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Юдиной О.Н.,

при секретаре судебного заседания Галкиной Е.П.,

с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира по доверенности ФИО2 и ФИО3, представителя административного ответчика ГУ МВД России по Московской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-844/2017 по административному иску Малхасяна ФИО15 к ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира, ГУ МВД России по Брянской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным заключение проверки УФМС России по Брянской области, признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратился с указанным административным иском к административным ответчикам ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира, ГУ МВД России по Брянской области и просит суд: признать незаконным заключение проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира ФИО1 в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации; обязать ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира выдать ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации взамен изъятого.

В порядке ч.5 ст.41 КАС РФ судом к участию в административном деле в качестве соответчика привлечено ГУ МВД России по Московской области.

Свои административные требования административный истец ФИО1 мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ответ на его заявление об оказании государственной услуги по замене паспорта <данные изъяты> ему (ФИО1) от имени ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира было выдано уведомление об отказе. В качестве основания было указано, что ранее оформленный на его (ФИО1) имя паспорт был выдан в нарушение установленного порядка. При этом, в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги содержится ссылка на заключение проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. О данной проверке его (ФИО1) не уведомляли и не выдали копии документов по результатам указанной проверки, о результатах которой ему (ФИО1) стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время правопреемником УФМС является ГУ МВД России по Брянской области. В связи с неуведомлением его (ФИО1) о проводимой проверке и непредоставлением ему права на ознакомление с результатами проверки, им (ФИО1) не могут быть приложены доказательства, подтверждающие данные обстоятельства (ч.8 п.2 ст. 220 КАС РФ). ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт изъятия паспорта гражданина РФ, согласно которому паспорт на его (ФИО1) имя серия <данные изъяты> выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел <адрес> и <адрес> был изъят. Административный истец ФИО1, ссылаясь на нормы материального права указанные в административном иске, считает, что настоящими действиями нарушаются его законные права и интересы. На территории РФ он (ФИО1) проживает с ДД.ММ.ГГГГ по приезду из <данные изъяты>. Впоследствии во время его (ФИО1) проживания в <адрес>) им было получено гражданство РФ, о чем был выдан соответствующий вкладыш в паспорт согласно действовавшему в то время Закону «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (копии указанного документа не сохранилось). С указанного времени он (ФИО1) постоянно проживал на территории Российской Федерации, не покидая пределы РФ. При этом, им исполнялись обязанности гражданина РФ, что выражается в уплате налогов и других обязательных платежей, регистрации приобретенного имущества, в том, числе недвижимого имущества, а также автотранспорта. В настоящее время он (ФИО1) не состоит в гражданстве других государств, заявлений об отказе от гражданства РФ им не подавалось и устно не выражалось. В результате обжалуемых действий: заключения проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ; решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО1 чинятся препятствия в реализации его законных прав. В частности, право на передвижение в пределах РФ, поскольку им (ФИО1) не может быть исполнена обязанность регистрации по месту пребывания. Также нарушается его право на распоряжение имуществом, созданы препятствия в реализации избирательных и других законных прав. По утверждению административного истца ФИО1 указанные обжалуемые им действия органов государственной власти не соответствуют закону, поскольку не учитывают то обстоятельство, что до выдачи ему впоследствии изъятого паспорта, якобы выданного в нарушение установленного порядка, у него уже имелось <данные изъяты>, полученное в законном порядке. Следовательно, признать его (ФИО1) не состоявшим в гражданстве РФ не имелось законных оснований. ФИО1 также указывает, что ему в установленном порядке был выдан заграничный паспорт , который не признан недействительным и у него не изъят, а также страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования , которое в том числе подтверждает его принадлежность к гражданству РФ. Обжалуемыми действиями ответчики неправомерно лишили его (ФИО1) гражданства РФ, что является грубым нарушением действующего законодательства (л.д.6-8 – административные исковые требования).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. ФИО1 даны дополнительные пояснения по административному исковому заявлению, из которых следует, что во время его (ФИО1) проживания в <адрес>) им было получено гражданство РФ, о чем был выдан соответствующий вкладыш в паспорт. Данное обстоятельство не опровергается ответчиком, и, по мнению ФИО1 подтверждено материалами дела. ФИО1 указывает на то, что его гражданство не может быть прекращено, поскольку это противоречит Конституции РФ. Согласно принципу административного законодательства (права) любые неустранимые сомнения или противоречия должны были быть истолкованы в его (ФИО1) пользу. Однако в нарушение действующего законодательства его (ФИО1) лишили законных прав гражданина и ограничили в правах, связанных с гражданством РФ. Обжалуемыми действиями его (ФИО1) неправомерно лишили гражданства РФ, что является грубым нарушением действующего законодательства. ФИО1 не согласен с представленным ответчиком в материалы дела апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которое не может считаться основанием для отказа в его административном иске, поскольку указанным судебным постановлением, установлены иные обстоятельства, чем обстоятельства настоящего административного дела (л.д. 94-95).

Представители административного ответчика ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира - ФИО2 и ФИО3, представитель административного соответчика ГУ МВД России по Московской области – ФИО2 просили в удовлетворении заявленных требований ФИО1 к ОМВД России по городскому округу Кашира отказать в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных в материалы дела. ОМВД России по городскому округу Кашира не согласен с заявленными ФИО4 исковыми требованиями по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ отделом по вопросам миграции ОМВД России по городскому округу Кашира был направлен ответ гражданину ФИО1, что в соответствии с п. 37 приказа ФМС от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации» в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина РФ ему отказано, в связи с тем, что ранее оформленный на его имя паспорт гражданина РФ <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> и <адрес>, признан выданным в нарушении установленного порядка, и таким образом он признан не состоящим в гражданстве Российской Федерации. Основанием в отказе в предоставлении государственной услуги ФИО1 по замене паспорта гражданина РФ послужило заключение проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. Заключением проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 гражданином Российской Федерации не является. В своем заявлении ФИО1 указывает, что во время его проживания в <адрес> им было получено гражданство Российской Федерации, о чем ему был выдан соответствующий вкладыш в паспорт, однако, копии указанных документов у него не сохранились. Паспортом гражданина Российской Федерации впервые ФИО1 был документирован лишь ДД.ММ.ГГГГ, ранее имел паспорт <данные изъяты>, который гражданство Российской Федерации не подтверждал, до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не заявлял о своем желании приобрести гражданство России. В качестве документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации в ОВД <адрес> и <адрес> ФИО1 был представлен паспорт <данные изъяты> образца ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты> - <данные изъяты> с отметкой о принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации», скрепленной печатью МВД. На ксерокопии данного паспорта, представленной ОУФМС России по Брянской области в г. Дятьково, проставлена отметка о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ Однако со слов ФИО1, до ДД.ММ.ГГГГ г. он был зарегистрирован и проживал в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ г. приехал на заработки в <адрес>. Аналогичные сведения ФИО1 указывает в своем административном исковом заявлении. При проверке по учетам базы данных АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» и АИС «Гражданство» ФМС России, КД МИД России, сведения о приобретении ФИО1 гражданства Российской Федерации в установленном законодательством порядке в полномочных органах на территории Российской Федерации и за ее пределами отсутствуют. В базе данных АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» имеются сведения о въезде ФИО1 на территорию Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ гг. по армянскому национальному заграничному паспорту <данные изъяты>. Административный ответчик ОМВД России по городскому округу Кашира указывает на то, что в гражданстве Российской Федерации ФИО1 не состоял, паспорта, выданные ему с нарушением установленного законом порядка, то есть без проверки установления оснований приобретения гражданства, обоснованно были признаны недействительными и изъяты (л.д.44-67).

Административный ответчик ГУ МВД России по Брянской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен, что подтверждается телефонограммой. ГУ МВД России по Брянской области заявлена к суду просьба о рассмотрении дела без участия и представлено в материалы дела оспариваемое административным истцом ФИО1 заключение проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90, л.д.70-83).

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика ГУ МВД России по Брянской области.

Проверив материалы административного дела, выслушав пояснения административного истца, возражения административных ответчиков, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ: суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением истцом ФИО1 не пропущен (ст.219 КАС РФ).

Из обстоятельств административного дела следует, что на обращение ФИО1 по вопросу замены паспорта гражданина Российской Федерации Отделом по вопросам миграции ОМВД России по городскому округу Кашира в соответствии с п.37 Приказа ФМС от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации» в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина РФ дан ДД.ММ.ГГГГ за письменный отказ, в связи с тем, что ранее оформленный на его имя паспорт гражданина РФ <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> и <адрес>, признан выданным в нарушении установленного порядка, и таким образом он признан не состоящим в гражданстве Российской Федерации. ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира в указанном отказе ссылается на заключение проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Акт изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, экземпляр которого получен ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяет изъятие паспорта, выданного незаконно в нарушение установленного порядка серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оформленного ОВД г. Дятьково и Дятьковского района Брянской области на имя Малхасяна ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> (л.д.10).

По сообщению УМВД России по <адрес> Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ «Барышский» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ гр. Малхасян ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <данные изъяты> по сведениям Отдела адресно-справочной работы УМВД России по <адрес> значится зарегистрированным по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д.88).

Согласно сообщению УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по сведениям отдела по вопросам гражданства УФМС России по <адрес> гр. Малхасян ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как приобретший гражданство Российской Федерации не значится. По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном порядке не обращался (л.д.39).

Отказ за от ДД.ММ.ГГГГ ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира административному истцу ФИО1 в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации основан на Заключение проверки УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, законность которого также оспаривается ФИО1 в рамках настоящего административного спора.

Заключением УФМС России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации на имя ФИО1 установлено следующее:

ДД.ММ.ГГГГ Малхасян ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> по паспорту <данные изъяты> образца ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты>, выданному ДД.ММ.ГГГГ Ленинским РУВД <адрес>.

ФИО1 ОВД <адрес>а <адрес> документирован паспортом <данные изъяты> образца ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты>.

ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

ФИО1 ОВД <адрес> и <адрес> документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> в связи с обменом.

В графе заявления по форме П на данный паспорт «состоял ли ранее в иностранном гражданстве и когда принят в российское гражданство» внесена запись «ст. 13.1».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

ФИО1 документирован ФМС (<адрес>) заграничным паспортом серии <данные изъяты>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

В качестве документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации в ОВД <адрес> и <адрес> ФИО1 был представлен паспорт <данные изъяты> образца ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты> с отметкой о принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации», скрепленной печатью МВД. На ксерокопии данного паспорта, представленной ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, проставлена отметка о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Со слов ФИО1, до ДД.ММ.ГГГГ г. он был зарегистрирован и проживал в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ г. приехал на заработки в <адрес>, где обратился в компетентные органы по вопросу приема в российское гражданство и был документирован вкладышем о принадлежности к российскому гражданству и паспортом; с ДД.ММ.ГГГГ г. проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ г. - в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ г. - в <адрес>.

По информации УФМС России по <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) документально подтвердить регистрацию ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>, не представляется возможным, поскольку в домовых и похозяйственных книгах <адрес> сельского поселения сведения о регистрации ФИО1 отсутствуют. Адресный листок прибытия в ТП УФМС <адрес>а <адрес> не сохранился по причине пожара в ДД.ММ.ГГГГ г.

По учетам УФМС России по <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) Малхасян ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по вопросу приема в российское гражданство в установленном законодательством порядке не обращался.

Трудовая деятельность ФИО1 на территории Российской Федерации документально подтверждается лишь с ДД.ММ.ГГГГ г. в ОАО «Каширская ЭЛЭК» (трудовая книжка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

При проверке по учетам базы данных АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» и АИС «Гражданство» ФМС России, КД МИД России, сведения о приобретении ФИО1 гражданства Российской Федерации в установленном законодательством порядке в полномочных органах на территории Российской Федерации и за ее пределами отсутствуют. В базе данных АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» имеются сведения о въезде ФИО1 на территорию Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ гг. по армянскому <данные изъяты>.

При проверке по имеющимся учетам УФМС России по Брянской области установлено, что ФИО1 с заявлением о приеме в российское гражданство в установленном законодательством порядке в полномочные органы на территории <адрес> и <адрес> также не обращался.

При проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии у ФИО1 гражданства РФ, установлено отсутствие факта проживания его на территории Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ, принадлежность ФИО1 к гражданству Российской Федерации не установлена.

На основании изложенного, есть основания полагать, что сведения о принадлежности ФИО1 к гражданству Российской Федерации внесены в паспорт <данные изъяты> образца ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты> необоснованно.

Решение о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> принимал начальник ОПВС Дятьковского ГРОВД Брянской области подполковник внутренней службы ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, образование высшее, в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ, в должности начальника ОПВС <данные изъяты><данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Кадровое подразделение УФМС России по Брянской области сведениями о дате увольнения ФИО22 не располагает. Опросить ФИО23 об обстоятельствах документирования паспортом гражданина РФ ФИО1 в ходе проведенной проверки не представилось возможным в связи с его увольнением из ОВД. Таким образом, ФИО1 документирован ОВД г<данные изъяты> Брянской области паспортом гражданина Российской Федерации в нарушение Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , поскольку Малхасян ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданство Российской Федерации не приобретал. В ходе проверки проведенной УФМС России по Брянской области установленные факты свидетельствуют о том, что ФИО1 гражданином Российской Федерации не является. В связи с чем, указанным Заключением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: паспорт серии <данные изъяты>, оформленный ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> и <адрес> на имя Малхасяна Гагика ФИО25ДД.ММ.ГГГГ г.р. признан выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию; заграничный паспорт серии <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГГГ ФМС <данные изъяты> на имя Малхасяна ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ г.р. объявлен недействительным (л.д.71-74).

Согласно п. "а" ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 13, статьей 32 того же Закона установлен заявительный порядок оформления приобретения гражданства РФ.

В силу ч.7 ст.4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

В силу ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации издало 8 июля 1997 г. Постановление N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".

В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.

Норма пункта 7 Постановления Правительства РФ предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.

Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания изъятия паспорта: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).

В соответствии с приведенными законоположениями УФМС России по Брянской области было вправе осуществить проверку законности выдачи ФИО1 паспорта гражданина РФ, в том числе проверить факт постоянного проживания ФИО1 на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" и по результатам составить мотивированное заключение о результатах проверки.

Из материалов дела усматривается, что требования действующего законодательства УФМС России по Брянской области, функции которого в настоящее время осуществляет ГУ МВД России по Брянской области, были соблюдены.

Как установлено судом по представленным в дело доказательствам, которые согласуются с пояснениями административного истца ФИО1, последний на территории РФ проживает с ДД.ММ.ГГГГ года по приезду из <данные изъяты> с паспортом <данные изъяты> и паспортом гражданина Российской Федерации впервые ФИО1 был документирован лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом ФИО1 не представлено доказательств получения им гражданства Российской Федерации (копии соответствующего вкладыша в паспорт, в материалы дела не представлено, так как он у ФИО1 не сохранился).

Между тем по учетам базы данных АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» и АИС «Гражданство» ФМС России, КД МИД России, сведения о приобретении ФИО1 гражданства Российской Федерации в установленном законодательством порядке в полномочных органах на территории Российской Федерации и за ее пределами отсутствуют. База данных АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» содержит сведения о въезде ФИО1 на территорию Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ гг. по армянскому <данные изъяты> паспорту (л.д.56-62).

С учетом изложенного в оспариваемом заключении миграционный орган власти пришел к заключению, что ФИО1 не состоял в гражданстве Российской Федерации, в связи, с чем упомянутый паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, признан выданным в нарушение установленного порядка, он объявлен недействительным, подлежащим изъятию.

Разрешая административные требования по существу, суд приходит к выводу, что ФИО1 не опроверг результаты проведенной в отношении него в установленном законом порядке проверки, доказательств о выдаче вкладыша о принадлежности к гражданству РФ в материалах дела не имеется, паспортом гражданина Российской Федерации впервые ФИО1 был документирован лишь ДД.ММ.ГГГГ, ранее имел паспорт гражданина <данные изъяты>, который гражданство Российской Федерации не подтверждал, до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не заявлял о своем желании приобрести гражданство России.

Изложенное опровергает доводы ФИО1 о том, что он приобрел гражданство на основании ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N "О гражданстве Российской Федерации".

В соответствии с названной нормой права, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, гражданами РСФСР признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 24.10.1994 N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", действовавшим до 1 июля 2002 года - за исключением статей 18 - 20, статьи 41, которые подлежат применению до настоящего времени, в целях защиты права человека на гражданство и обеспечения законных интересов бывших граждан РСФСР, возвращающихся на жительство в Россию, было постановлено, что в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243; 1993, N 29, ст. 1112) считать гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992 г.), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о принадлежности к гражданству Российской Федерации производится при их личном волеизъявлении. Органам внутренних дел Российской Федерации оформлять материалы о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях, независимо от срока их регистрации (прописки) на территории России по месту жительства.

Согласно п.45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325; в редакции от 31 декабря 2003 г.) наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.

Отметка на ксерокопии паспорта гражданина <данные изъяты> образца ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты> о принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации», скрепленной печатью МВД, представленного ФИО1 ОУФМС России по Брянской области в г. Дятьково, содержащего сведения о регистрации ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ г. опровергаются как пояснениями административного истца ФИО1 утверждавшего о его проживании и регистрации до ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты>, так и данными УМВД России по Ульяновской области Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ «Барышский» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО1 по месту жительства только с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Совокупность указанных обстоятельств применительно к названным нормам права, регулирующим спорные правоотношения, свидетельствует, что в гражданстве Российской Федерации ФИО1 не состоял, паспорта, выданные ему с нарушением установленного законом порядка, то есть без проверки установления оснований приобретения гражданства, обоснованно были признаны недействительными и изъяты.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным заключение проверки УФМС России по Брянской области, признания незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации взамен изъятого. Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных административных требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Малхасяна ФИО27 к ОВМ ОМВД России по городскому округу Кашира, ГУ МВД России по Брянской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным заключение проверки УФМС России по Брянской области, признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья: О.Н.Юдина