ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8453/19 от 22.10.2019 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22.10.2019г. Автозаводский районный суд

г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреева А.П.,

при секретаре Давыдовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а по административному иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании не законным решения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <адрес> о признании не законным уведомления от 20.05.2019года об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102157:859, расположенного по адресу: <адрес>, г.о.Тольятти, <адрес>, уч. 18-6/1, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102157:859, расположенного по адресу: <адрес> уч. 18-б/1.

В обоснование требований истец указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. является собственником нежилого здания, назначение: нежилое, 63:09:0102157:664, расположенного по адресу: <адрес>-Б, строение 1.

Истец обратился в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0102157:32, общей площадью 15697 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с изменением разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования - склады, в аренду.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Мэрия г.о.Тольятти указала, что большая площадь испрашиваемого земельного участка не занята объектами недвижимости и указанный ранее при формировании земельного участка вид разрешенного использования «для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации помещения для авиационного двигателя» не соответствует установленным градостроительным регламентам.

С учетом приведенных замечаний была подготовлена схема раздела спорного земельного участка на земельные участки, площадью 8267 кв.м. и площадью 7430 кв.м.

Постановлением Администрации г.о.Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок », утвержден раздел исходного земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0102157:32, площадью 15697 кв.м. с предварительным согласованием предоставления ФИО1 земельного участка, площадью 8267 кв.м. (условный :ЗУ1), также изменен и вид разрешенного использования земельного участка на склады.

В последующем, на основании подготовленных межевых планов и вышеуказанного Постановления Администрации г.о.Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком был произведен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на образованные в результате раздела земельные участки (ЗУ1 - сформированного по заявлению и предоставляемого истцу и ЗУ2).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Администрацией г.о.Тольятти заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования , предметом которого является предоставление во временное владение и пользование (аренду) земельного участка с КН: 63:09:0102157:859, площадью 8267 кв.м. с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок .

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о.Тольятти обратилась в Росреестр с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление приостановило государственную регистрацию прав до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с направлением запроса в администрацию <адрес>, в последующем регистрация была приостановлена по заявлению до ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ спорного земельного участка.

Истец считает отказ в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка незаконным, необоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что истец, получив отказ, обратился в ООО «Роспроект» для составления акта о возможном разделе спорного участка, кадастровый инженер выехал на территорию, произвел фотографирование и сделал вывод, что раздел не возможен.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признал, указав, что согласно сведениям ЕГРН на спорном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0102157:664, общей площадью 10,8 кв.м., которое принадлежит на праве собственности ФИО1

При этом большая часть указанного земельного участка не занята объектами капитального строительства, а площадь предоставляемого земельного участка значительно превышает площадь объекта недвижимости, находящемся на нем.

Факт безосновательного использования земельного участка не может являться основанием для реализации исключительного права на приобретение публичного земельного участка на льготных условиях без торгов и обоснованием необходимости приобретения прав на земельный участок именно такой площадью.

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся в ведении г.о. Тольятти, осуществляется в соответствии с Положением о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ/П, согласно которого предоставление земельных участков для организации площадок по отстою служебного автотранспорта, погрузочно- разгрузочных, разворотных площадок осуществляется в аренду с соблюдением предусмотренной Положением процедуры, а именно, информирование населения, и при наличии двух и более заявлений в отношении одного земельного участка - предоставление его по результатам проведения торгов.

Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Тольятти в судебном заседании заявленные требования поддержала, указала, что из представленных административным истцом документов следует, что договор аренды от 27.11.2017г. земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102157:859, оформлен согласно требованиям гражданского законодательства, к форме и содержанию договора аренды земельного участка у сторон претензий не имеется, указанный договор подписан уполномоченными лицами и содержит все существенные условия для договоров данного вида, соответствует требованиям ст.ст. 39.16, 39.20 ЗК РФ, п. 4 ст. 50 Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти утвержденных решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Считают, что на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям действующего законодательства, и достаточные для проведения регистрации договора аренды, из чего следует, что отказ регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит ст.ст. 30, 38 ГК РФ и ст. 11.9 ЗК РФ, а представленный на регистрацию договор аренды земельного участка соответствует всем требованиям действующего законодательства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из содержания п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, то есть действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 37 ГК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).

Согласно подп. 2 п. 6 ст. 30 ГК РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно п. 1 ст. 38 ГрК РФ могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1): минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (пункт 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (пункт 4); иные показатели (пункт 5).

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником нежилого здания, назначение: нежилое, 63:09:0102157:664, расположенного по адресу: <адрес>-Б, строение 1.

Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Мэрию г.о. Тольятти о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0102157:32, общей площадью 15697 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с изменением разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования - склады, в аренду.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Мэрия г.о.Тольятти указала, что большая площадь испрашиваемого земельного участка не занята объектами недвижимости и указанный ранее при формировании земельного участка вид разрешенного использования «для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации помещения для авиационного двигателя» не соответствует установленным градостроительным регламентам.

С учетом приведенных замечаний была подготовлена схема раздела земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0102157:32, общей площадью 15697 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на земельные участки, площадью 8267 кв.м. (КН: 63:09:0102157:32:3У1) и площадью 7430 кв.м. (КН:63:09:0102157:32:ЗУ2), направленная на утверждение в Мэрию г.о.Тольятти письмом №В-436/5.2 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Администрацией г.о.Тольятти заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования , предметом которого является предоставление во временное владение и пользование (аренду) земельного участка с КН: 63:09:0102157:859, площадью 8267 кв.м. на основании п.п.9 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, Постановления Администрации г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-п/1 «О предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок ».

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о.Тольятти обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление приостановило государственную регистрацию прав до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с направлением запроса в администрацию <адрес>.

В целях выяснения оснований для направления запроса в администрацию другого муниципального образования и необходимости предоставления дополнительных документов, регистрация была приостановлена по заявлению до ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с КН: 63:09:0102157:859, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок ».

Так же судом установлено, что в качестве основания для проведения регистрационных действий Администрацией г.о. Тольятти был представлен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрация г.о. Тольятти на основании постановления Администрации г.о. Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39,6 ЗК РФ предоставляет в аренду ФИО1 указанный земельный участок с разрешенным использованием - склады, сроком на 49 лет.

Согласно сведениям ЕГРН на спорном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0102157:664, общей площадью 10,8 кв.м., которое принадлежит на праве собственности ФИО1

При этом большая часть указанного земельного участка не занята объектами капитального строительства, а площадь предоставляемого земельного участка значительно превышает площадь объекта недвижимости, находящемся на нем.

Из ответа Администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102157:859 расположен один объект капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0102157:664, площадью 10,8 кв.м., а также щебеночные и цементные площадки, на которых размещены открытые склады полимерных автокомпонентов.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст.1, 30, 38 Градостроительного кодекса РФ, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков определяются соответствующими градостроительными регламентами применительно к установленным этими регламентами видам разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Истец ссылается на необходимость получения в аренду земельного участка площадью 8267 кв.м., поскольку размер испрашиваемого в аренду земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением принадлежащего заявителю на праве собственности объекта недвижимого имущества (объект логистической деятельности), сославшись, при этом, в качестве доказательства на заключение ООО «СТС».

Однако, как указал представитель ответчика, объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, в качестве объекта логистической деятельности не проектировался и не создавался.

В представленном истцом заключении ООО «СТС» обоснование площади спорного участка приводятся с учетом щебеночных и цементных площадок, на которых размещены открытые склады полимерных автокомпонентов, в числе площади застройки капитальными строениями. Однако, данные площадки не являются собственностью заявителя и их нахождение на спорном земельном участке не может служить основанием для приобретения на льготных условиях прав на публичный земельный участок площадью 8267 кв.м.

Более того, факт безосновательного использования земельного участка не может являться основанием для реализации исключительного права на приобретение публичного земельного участка на льготных условиях без торгов и обоснованием необходимости приобретения прав на земельный участок именно такой площадью.

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся в ведении г.о. Тольятти, осуществляется в соответствии с Положением о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ/П.

В соответствии с указанным Положением предоставление земельных участков для организации площадок по отстою служебного автотранспорта, погрузочно- разгрузочных, разворотных площадок осуществляется в аренду с соблюдением предусмотренной Положением процедуры, а именно, информирование населения, и при наличии двух и более заявлений в отношении одного земельного участка - предоставление его по результатам проведения торгов.

Статьей 39.6 ЗК РФ также предусмотрено предоставление публичных земельных участков в аренду для подобных целей на торгах.

Так же суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств использования, принадлежащего ему нежилого здания в качестве объекта логистической деятельности.

Желание в будущем заниматься каким-либо видом деятельности или использовать принадлежащее административному истцу имущество не является основанием для приобретения прав на публичный земельный участок, во много раз превышающий площадь застройки расположенного на нем здания, в порядке реализации исключительного права на его приобретение на льготных условиях без торгов.

Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ

На основании ст. 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст. 37,30 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102157:859, расположенного по адресу: <адрес>, г.о.Тольятти, <адрес>, уч. 18-6/1, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102157:859, расположенного по адресу: <адрес> уч. 18-б/1– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.П. Андреев