ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-845/20 от 07.07.2020 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-845/2020

УИД 59RS0011-01-2020-000803-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Березники 07 июля 2020 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Крюгер М.В.,

при секретаре судебного заседания Кушель Е.В.,

с участием представителя административного истца Булановой Н.В., действующей на основании ордера,

административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения Межмуниципального отдела №2 Управления Росреестра по Пермскому краю и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском (с учетом уточненного административного искового заявления) к административным ответчикам о признании незаконным решения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и возложении обязанности. В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... за ФИО2 признано право собственности на ..... долю в праве собственности в жилом одноэтажном доме по адресу..... жилым домом блокированной застройки, общей площадью 12,6 кв.м. Прекращено право общей долевой собственности ФИО2 на жилой одноэтажный дом по адресу...... Решение суда является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН. ..... ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании решения суда от ...... Решением от ..... была приостановлена процедура государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Мотивом принятого решения явилось то, что ФИО2 не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а представленные документы имеют нарушения. ФИО2 не согласился с принятым решением и ..... обратился с заявлением в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии. ..... апелляционной комиссией было вынесено решение , которым ФИО2 было отказано. ..... от административного ответчика ФИО2 получил уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, поскольку ФИО2 не были представлены дополнительные документы. ФИО2 с решением ответчика о приостановлении, а в последующем об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не согласен, полагает, что его права, как собственника, нарушены. Просит с учетом уточненных требований признать решение административного ответчика от ..... незаконным, обязать административного ответчика внести изменения в ЕГРН в отношении жилого дома, расположенного по адресу: ..... в соответствии с решением от ..... и определением суда от ......

В судебном заседании административный истец ФИО2 не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие с учатием представителя адвоката Булановой Н.В.

Представитель административного истца Буланова Н.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала административный иск, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административными требованиями не согласилась, обосновала доводами, изложенными в письменных возражениях. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель МО ..... Росреестра по ..... участие в судебном заседании не принимал о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело , суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... за ФИО2 признано право на ..... долю в праве собственности в жилом одноэтажном доме по адресу: ....., принадлежащую ФИО2, жилым домом блокированной застройки, общей площадью 12,6 кв.м. Право общей долевой собственности ФИО2 на жилой одноэтажный дом по адресу: ..... прекращено. Указано, что решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение вступило в законную силу ......

..... ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании решения суда от ......

Уведомлением от ..... была приостановлена процедура государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Мотивом принятого решения явилось то, что ФИО2 не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а представленные документы имеют нарушения. Заявителю указано на необходимость предоставления дополнительных документов (исправленный технический план, соглашение о разделе объекта недвижимости – при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц, заявление сособственников исходного объекта недвижимости о постановке на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости с уплатой государственной пошлины в размере предусмотренном п.п.22 п.1 ст.333.33 НК РФ).

ФИО2 не согласился с принятым решением и ..... обратился с заявлением в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии.

..... апелляционной комиссией было вынесено решение , которым ФИО2 было отказано.

..... ФИО2 получил уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, мотивом принятого решения указано, что ФИО2 не были представлены дополнительные документы.

Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд с административным иском с требованиями о признании его незаконным, полагая, что отказ вынесен в нарушение действующего законодательства.

Государственная регистрация прав и (или) кадастровый учет осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.

Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным федеральным законом. Пунктом 7 части 1 статьи 16 указанного закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Согласно ч.2 ст.42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом.

Как указано в п. 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы, в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, удостоверяется в: 1) надлежащем оформлении копии судебного акта; 2) вступлении судебного акта в законную силу; 3) наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.

Вышеуказанные нормы не относят к полномочиям названного органа проверку законности вступивших в законную силу решений судов.

Обстоятельств, при которых вступивший в законную силу судебный акт можно не исполнять, действующее законодательство не предусматривает.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Проанализировав содержание оспариваемого решения об отказе в регистрации права, положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Пермскому краю, изложенное в Уведомлении от ....., не соответствует требованиям законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку требование, изложенное в Уведомлении от ....., предоставлении указанных в уведомлении дополнительных документов прямо противоречит вышеуказанным нормам действующего законодательства.

Кроме того, определением Березниковского городского суда Пермского края от ..... по заявлению государственного регистратора Отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю гр.Ш.А. о разъяснении исполнения решения суда по гражданскому делу , было дано разъяснение исполнения решения Березниковского городского суда Пермского края от ..... следующим образом.

«При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: ....., соглашение о разделе объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым номером , заявление сособственников исходного объекта недвижимости о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием нового объекта, образование недвижимости при разделе его на дома блокированной застройки, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не требуется».

Определение суда Пермского края от ..... вступило в законную силу ......

Таким образом, суд приходит к выводу, что уведомление от ..... не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права административного истца.

На основании изложенного, административные исковые требования ФИО2 к Управлению Росреестра по Пермскому краю, МО № 2 г.Пермь Управления Росреестра по Пермскому краю о признании Уведомления от ..... незаконным, подлежат удовлетворению.

В части обязания административного ответчика устранить допущенное нарушение его прав, свобод и законных интересов, возложив обязанность на административного ответчика внести изменения в ЕГРН в отношении жилого дома, расположенного по адресу: ..... в соответствии с решением от ..... и определением суда от ....., суд считает необходимым указать, что принятие соответствующих решений о регистрации прав на недвижимое имущество находится в компетенции органов Росреестра, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика данной обязанности, не имеется. Суд считает возможным возложить обязанность на Управление Росреестра по Пермскому краю устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО2 в соответствии с требованиями действующего законодательства

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения Межмуниципального отдела №2 Управления Росреестра по Пермскому краю и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным Уведомление от 10.03.2020 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Возложить на Управление Росреестра по Пермскому краю обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО2.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).

Судья /подпись/ М.В.Крюгер

Копия верна. Судья