ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-845/2018 от 08.06.2018 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

Дело *а-845/18

Р Е Ш Е Н И Е

И*1

08 июня 2018 года *

Поронайский городской суд * в составе:

председательствующего судьи Домниковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания *2,.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Министерству лесного и охотничьего хозяйства * о признании бездействия, связанного с непринятием мер к созданию охранной зоны особо охраняемого природной территории регионального значения - памятника природы «Водопад на реке Нитуй», незаконным, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и внести * предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территорий регионального значения памятника природы - «Водопад на реке Нитуй»,

у с т а н о в и л:

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Министерству лесного и охотничьего хозяйства * с указанными выше требованиями, указав в обоснование иска, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в отношении особо охраняемых природных территорий (далее по тексту - ООПТ), созданных на территории *, которой было установлено, что на территории Поронайского городского округа функционирует ООПТ регионального значения памятник природы – «Водопад на реке Нитуй», который согласно сведениям государственного кадастра был создан в 1990 году, его площадь составляет 30 га. Режим охранной зоны данного памятника природы отсутствует. Причиной отсутствия охранной зоны, указанной в письме *.28-9490/17 от дата , является отсутствие обосновывающих материалов создания охранной зоны и установления её границ и режима. Полномочия в части образования охранной зоны особо охраняемой природной территории ответчиком длительное не исполняются, поскольку денежные средства на создание охранной зоны из областного бюджета не предусматривались, и только в 2018 году стал решаться вопрос о выделении денежных средств на указанные мероприятия. По мнению истца, указанное свидетельствует о незаконном бездействии ответчика, которое препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного, и искусственного происхождения, нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны памятника природы – «Водопад на реке Нитуй».

В связи с изложенным, просит суд признать бездействие ответчика незаконным, возложить на него обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и внести губернатору * предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территорий регионального значения памятника природы - «Водопад на реке Нитуй».

Представитель истца *3 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил суд об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил суду отзыв на заявленные исковые требования, в котором просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Также просил суд о рассмотрении иска в отсутствие своего представителя.

Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Выслушав мнение представителя истца, изучив материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от дата №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов

Отношения в области организации, охраны и использования ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от дата № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № ЗЗ-ФЗ).

В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 2 Федерального закона от дата №33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. В соответствии с п. 5 указанного закона памятники природы могут быть отнесены к особо охраняемым территориям федерального или регионального значения.

Из пункта 2 статьи 26 Закона № ЗЗ-ФЗ следует, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона № ЗЗ-ФЗ, п. 3 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от дата */ государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

В соответствии с п.п. 2 пункта 35 Раздела V указанного Порядка сбор, обработка, обновление и представление сведений об ООПТ для ведения Кадастра по ООПТ регионального значения осуществляются учреждениями, осуществляющими деятельность в области управления, охраны и использования ООПТ регионального значения. Сведения для ведения Кадастра представляются указанными учреждениями для внесения в региональные кадастры - в соответствующие уполномоченные на ведение региональных кадастров органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3.7.9 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства *, утвержденного Постановлением * от дата *, Министерство ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Распоряжением *-р от дата Министерства лесного и охотничьего хозяйства * (далее - Министерство) утвержден государственный кадастр ООПТ, который размещен на официальном интернет-сайте Министерства.

Согласно информации Министерства на территории Поронайского городского округа функционирует ООПТ регионального значения «Памятник природы «Водопад на реке Нитуй».

В соответствии с пунктом 1.7 Постановления * от дата *-па «Об утверждении границ и режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения * по результатам инвентаризации, проведенной в 2006 году» памятник природы «Водопад на реке Нитуй», расположен в * в 9 км к юго-западу от * (по прямой), в среднем течении реки Нитуй, в 18км от устья, площадью 30 га. В территорию памятника природы включена часть долины реки Нитуй по обе стороны от водопада. Памятник природы расположен на землях лесного фонда Поронайского лесничества в кварталах 96 и 116 Лермонтовского участкового лесничества.

Угловые координаты: 48°56"04" N142°46"00" Е; 48°55"54" N142°46"15" Е; 48°55"44" N142°46"00" Е; 48°55"54" N142°45"45" Е.

Координаты центральной точки - 48°55"54" N142°46"00" Е.

Режим особой охраны территории памятника природы «Водопад на реке Нитуй».

На территории памятника природы запрещается: загрязнение поверхностных и грунтовых вод; выемка грунта и коренных пород; разрушение берегов; прогон и выпас скота; рубки лесных насаждений (за исключением рубок ухода за лесами в насаждениях искусственного происхождения (лесных культурах) в порядке, установленном лесным законодательством); мелиоративные работы; строительство объектов; сенокошение; устройство туристических стоянок; разведение костров; повреждение почвенно-растительного покрова; сбор редких и эндемичных видов растений и отлов животных; складирование отходов, загрязнение и захламление территории.

На территории памятника природы разрешается: рекреация и туризм; проведение научных исследований; сбор ягод и грибов в личных целях.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном кадастре ООПТ областного значения (размещен на сайте Министерства http://les.sakhalin.gov.ru/dejatelnost/osobo-okhranjaemye-territorii/kadastr-osobo- okhranjaemykh-prirodnykh-territorii/), памятник природы «Водопад на реке Нитуй» создан в 1990 году, его площадь составляет 30 га, режим охранной зоны отсутствует.

Согласно письму Министерства от дата *.28-9490/17 охранная зона памятника природы «Водопад на реке Нитуй» отсутствует.

В соответствии с указанным письмом Министерства, причиной отсутствия охранной зоны является - отсутствие обосновывающих материалов создания охранной хоны и установления ее границ и режима.

В силу требований ч. 10 ст. 2 Закона № ЗЗ-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Аналогичные требования установлены в ч. 1 ст. 52 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Постановлением Правительства РФ от дата * утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

Согласно п. 19 Правил, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 21 Правил, установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом п.п. 4, 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Частью 5 ст. * от дата * «Об особо охраняемых природных территориях *» установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется *.

Из приведённых нормативных правовых актов следует, что охранные зоны памятников природы регионального значения создаются в обязательном порядке либо одновременно с принятием решения о создании самого памятника природы (границы охранной зоны определяются одновременно с границами памятника природы в паспорте этого памятника), либо отдельным решением. При этом, создание охранной зоны не связано с фактом наступления неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы, поскольку их создание нацелено на предотвращение такого воздействия.

Согласно ст. 3.1, п. «е» ст. * от дата * «Об особо охраняемых природных территориях *» к полномочиям * в области организации и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения относится:

а) принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ;

б) утверждение положения о соответствующей охранной зоне, устанавливающего режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны.

К полномочиям исполнительного органа государственной власти * в области организации и использования особо охраняемых природных территорий относится внесение предложений * об образовании (упразднении) охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 10, п. 6 ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. * исполнительная власть в * осуществляется органами исполнительной власти * во главе с *, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти * в соответствии с федеральными законами и законами * формирует органы исполнительной власти *. Компетенция, порядок организации и деятельности органов исполнительной власти * определяются положениями об органах исполнительной власти *, утверждаемыми *.

Постановлением * от дата * утверждено Положение о Министерстве (далее - Министерство).

Как установлено п. 1.1.4 Положения, Министерство является органом исполнительной власти *, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому

регулированию в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения.

К задачам Министерства относятся организация и осуществление управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения (п. 2.6 Положения).

К полномочиям Министерства относится, в том числе внесение на рассмотрение * и * проектов законов и иных правовых актов * по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, а также замечаний и предложений к проектам федеральных законов, законов *, направленным на совершенствование правового регулирования отношений в установленной сфере деятельности Министерства (п. 3.1.1).

К полномочиям Министерства в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения относятся:

осуществление государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 3.7.1).

подготовка и внесение в установленном порядке предложений в * об образовании, упразднении, изменении границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения и порядка использования объектов животного и растительного мира на этих территориях (п. 3.7.3).

внесение предложений в * об образовании (упразднении) охранных зон или округов санитарной (горносанитарной) охраны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения (п. 3.7.4).

Аналогичные полномочия предусматривались Положением о Министерстве, утвержденном постановлением * от дата *.

Из изложенного следует, что именно Министерство является органом исполнительной власти *, которое обязано подготовить и внести * предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Водопад на реке Нитуй».

Однако, Министерство на протяжении длительного времени не исполняет возложенные на него полномочия в части подготовки предложений об образовании охранной зоны в отношении ООПТ регионального значения, расположенного на территории Поронайского городского округа, поскольку только сейчас прорабатывается вопрос о выделении средств из областного бюджета на указанные мероприятия, что подтверждается письмом Министерства от дата *.28-9490/17.

Согласно письму от дата * денежные средства на создание охранных зон на 2018 год не предусмотрены.

В соответствии с преамбулой к Закону № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Принимая во внимание сведения, содержащиеся в письмах Министерства от дата за *.28-9490/17, от дата за *, о том, что до настоящего времени не приняты меры к созданию охранной зоны памятника природы«Водопад на реке Нитуй», и отсутствие денежных средств на создание охранной зоны суд приходит к выводу о наличии бездействия Министерства.

Бездействие Министерства в части ненадлежащего обеспечения режима охраны памятника природы «Водопад на реке Нитуй», обусловленное отсутствием его охранной зоны, препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения и нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны указанного памятника.

В связи с изложенным, заявленные административные исковые требования одлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

административные исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Министерству лесного и охотничьего хозяйства * о признании бездействия, незаконным, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и внести * предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территорий регионального значения памятника природы - «Водопад на реке Нитуй», - удовлетворить.

Признать бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства *, связанного с непринятием мер к созданию охранной зоны особо охраняемого природной территории регионального значения - памятника природы «Водопад на реке Нитуй», незаконным.

Возложить на Министерство лесного и охотничьего хозяйства * обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и внести губернатору * предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территорий регионального значения памятника природы - «Водопад на реке Нитуй».

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Поронайский городской суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Поронайского городского суда: подпись

Копия верна, судья Л.В. Домникова