ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-845/2022 от 09.06.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-845/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Разиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Морозовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Сальского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Сальский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, указывая, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения Администрацией Сальского городского поселения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации при реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

В рамках Национального проекта «Жилье и городская среда», между Администрацией Сальского городского поселения и ООО «НоворосИнжиниринг» 14.05.2020 заключен муниципальный контракт (далее - Муниципальный контракт ).

В соответствии с п. 2.1 Муниципального контракта подрядчик ООО «НоворосИнжиниринг» обязуется выполнить работы по объекту благоустройства: «Городской парк культуры и отдыха» <...>.

Муниципальный контракт от 14.05.2020 расторгнут по соглашению сторон от 04.03.2021 в связи с невозможностью выполнения работ подрядчиком из-за некачественной проектно-сметной документации по объекту благоустройства.

В связи с прекращением работ по благоустройству, городской парк культуры и отдыха более года находится в законсервированном состоянии, территория для беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц закрыта.

Администрацией Сальского городского поселения работа по восстановлению нарушенного благоустройства территории парка с марта 2021 года по настоящее время не ведется, мероприятия, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, на улучшение эстетического состояния территории муниципального образования не проводятся, условия для массового, активного и содержательного отдыха жителей города не созданы, горожане услугами организации досуга не обеспечены.

Таким образом, органом местного самоуправления длительный период не исполняются полномочия, установленные п.п. 12, 15, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской федерации о местном самоуправлении, но и права и свободы граждан, установленные ст.ст. 44, 45 Конституции Российской Федерации, в том числе права неопределенного круга лиц на отдых, досуг и культурное развитие.

На основании вышеизложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Сальского городского поселения, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Обязать Администрацию Сальского городского поселения осуществить мероприятия, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан - благоустройство городского парка культуры и отдыха, расположенного в <...>.

В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Администрации Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области, в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени судебного разбирательства извещен в порядке ст. 96 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в их отсутствие. Отзыв на административное исковое заявление в адрес суда не поступал.

Суд, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

В силу ст. 176 КАС РФ, суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, выслушав доводы помощника Сальского городского прокурора Суворова Н.А., судом установлено следующее.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.

В соответствии с пунктами 12, 15, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.

Согласно п.п. 12, 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.Согласно п. 10.1.7 Правил благоустройства и санитарного содержания Сальского городского поселения, утвержденных Собранием депутатов Сальского городского поселения от 31.10.2017 , организация благоустройства территории Сальского городского поселения является расходным обязательством бюджета муниципального образования.

В целях реализации полномочий, предусмотренных п.п. 12, 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией Сальского городского поселения учреждено муниципальное бюджетное учреждение «Парк культуры и отдыха» Сальского городского поселения, расположенное по адресу: <...> основным видом деятельности которого является деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков (л.д. 27-31).

В соответствии с Уставом МБУ «Парк культуры и отдыха» Сальского городского поселения учреждение осуществляет: услуги досугового и развлекательного характера, эксплуатации различных аттракционов, игровых автоматов; организацию концертной деятельности, проведение массовых праздников, развлекательных мероприятий, дискотек, танцевальных площадок, проведение выставок; предоставление услуг клубного формирования по шахматам и шашкам.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Сальской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Сальского городского поселения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации при реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

В рамках Национального проекта «Жилье и городская среда», между Администрацией Сальского городского поселения и ООО «НоворосИнжиниринг» 14.05.2020 заключен муниципальный контракт (далее - Муниципальный контракт ).

В соответствии с п. 2.1 Муниципального контракта подрядчик ООО «НоворосИнжиниринг» обязуется выполнить работы по объекту благоустройства: «Городской парк культуры и отдыха» <...>.

Муниципальный контракт от 14.05.2020 расторгнут по соглашению сторон от 04.03.2021 в связи с невозможностью выполнения работ подрядчиком из-за некачественной проектно-сметной документации по объекту благоустройства.

Вместе с тем, в нарушение полномочий предоставленных административному ответчику п.п. 12, 15, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией Сальского городского поселения работа по восстановлению нарушенного благоустройства территории парка с марта 2021 года по настоящее время не ведется, мероприятия, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, на улучшение эстетического состояния территории муниципального образования не проводятся, условия для массового, активного и содержательного отдыха жителей города не созданы, горожане услугами организации досуга не обеспечены.

Отсутствие финансовой возможности по организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создания условий для массового отдыха жителей поселения в парке, не отменяют обязанность ответчика по реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской федерации о местном самоуправлении, но и права и свободы граждан, установленные ст.ст. 44,45 Конституции Российской Федерации, в том числе права неопределенного круга лиц на отдых, досуг и культурное развитие.

В адрес главы Администрации Сальского городского поселения, 22.02.2022 года Сальским городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (л.д. 7-9).

Из ответа главы Администрации Сальского городского поселения от 04.04.2022 года за исх. следует, что Администрацией городского поселения направлено письмо от 20.01.2022 в адрес Губернатора Ростовской области ФИО1 о рассмотрении возможности выделения денежных средств в 2022 году для завершения благоустройства объекта: «Городской парк культуры и отдыха, <...> (2 этап)», в ответ на которое получено следующее сообщение: «В соответствии с поручением Губернатора от 28.02.2022 (п. 18 Пр.засед.) «не допускать принятия новых расходных обязательств, не отнесенных к первоочередным расходам и реализации национальных проектов в течение 2022 года», предложено вернутся к рассмотрению вопроса о выделении средств на реализацию данного объекта при формировании бюджета на 2023 год» (л.д. 10-11).

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами административного истца, что длительное бездействие должностных лиц администрации Сальского городского поселения, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, нарушает не только действующее законодательство Российской федерации о местном самоуправлении, но и права и свободы граждан, установленные ст.ст. 44, 45 Конституции Российской Федерации, в том числе права неопределенного круга лиц на отдых, досуг и культурное развитие.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения об обязании устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Сальского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Сальского городского поселения, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Обязать Администрацию Сальского городского поселения осуществить мероприятия, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан - благоустройство городского парка культуры и отдыха, расположенного в <...>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В.Разина

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2022 года.