ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8463/2021 от 27.08.2021 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-8463/2021

УИД 03RS0003-01-2021-010645-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2021 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре Байбаковой Д.Р.,

с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2 (дов. от 20.08.2021 года),

представителя административного ответчика Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан – адвоката Шаймухаметовой Л.Р. (ордер от 27.08.2021 года),

старшего помощника прокурора годаУфы Галикеева Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан об отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан ,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о:

- признании незаконными:

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по невыдаче одновременно с копией итогового протокола заверенных копий ведомостей проверки подписных листов,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проведению заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1 проведено на сутки ранее,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче всех подписных листов в МВД без проведения их проверки по ГАС «Выборы»,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче посторонним лицам для дачи почерковедческого заключения,

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по неизвещению ФИО1 о месте и времени проведения проверки подписных листов на наличие недостоверных адресов в МВД и почерковедческой проверке,

состава Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

- отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан ,

- обязании зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу .

В судебном заседании ФИО1 просит суд восстановить срок обращения в суд для обжалования решения Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 06 августа 2021 года , о чем представила письменное заявление.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

30 июля 2021 года Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан вынесла незаконное решение № 227/21 «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №13». Решение Избирательной комиссей городского округа принято на основании итогового протокола проверки подписных листов от 29 июля 2021 года.

В нарушение ч. 14 ст. 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 06 декабря 2006 N 380-з (далее - Кодекс) заседание Избирательной комиссии городского округа по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1 проведено на сутки ранее, чем предписывает норма,- 30 июля 2021 года. Копию ведомостей проверки от 29 июля 2021 ФИО1 не выдали. Возражения ФИО1 на итоговый протокол комиссия не рассматривала, а указала, что их рассмотрела рабочая группа, та же самая, что и составила протокол проверки.

В решении указано, что возражения не могут быть приняты во внимание, в связи с отсутствием у рабочей группы полномочий и компетенции по проверке достоверности проставления даты и подписи избирателем собственноручно. 1 • шипНЫИ СУД i у ФЫ

Согласно решению от 30 июня 2021 года «Об утверждении состава Рабочей группы по проверке подписей избирателей, собранных и предоставленных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан», утвержден состав Рабочей группы:

Руководитель группы - ФИО3, секретарь Избирательной комиссии городского округа.

Члены группы:

- ФИО4, член Избирательной комиссии городского округа с правом решающего голоса,

- ФИО5, член Избирательной комиссии городского округа с правом решающего голоса,

- ФИО6, председатель Избирательной комиссии городского округа.

Никакие другие лица, специалисты, почерковеды в состав Рабочей группы не включены.

Оснований утверждать о наличии проставленных в подписных листах дат, внесения подписи за других лиц у рабочей группы нет.

Информация, указанная в Справке о проверке достоверности содержавшихся в подписных листах сведений об избирателях кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва ФИО1, имеет недостоверные данные, а именно:

п/п 2. (лист 11, строка 4) ФИО13 РенАрд Асхатович является инвалидом-колясочником, написание буквы А в имени (похожей на О), является особенностью почерка, на самом деле 4 четвертая буква в имени написана А,

3. п/п 5. (лист 30, строка 4) ФИО8, фамилия ФИО8 пишется именно в таком написании, т.е. подряд 3 согласных буквы, без гласной И между 3 и Т. Это подтверждается и фамилией его супруги ФИО9, чья подпись записана под на листе , о чем имеется свидетельство о браке, в котором указаны фамилии ФИО8 и ФИО8,

4. п/п 7. (лист 49, строка 1) ФИО10 имеет регистрацию по адресу: года Уфа, <адрес> 13 декабря 2018 года, что подтверждается копией страницы ее регистрации из паспорта, ФИО10 - единственная зарегистрированная по вышеуказанному адресу,

5. п/п 9. (лист 58, строка 3) ФИО11 имеет регистрацию по адресу: года Уфа, проспект <адрес> 09 июля 2021 года (подпись внес в подписной лист 19 июля 2021 года), что подтверждается копией страницы о регистрации из его паспорта и означает о предоставлении отделом по вопросам миграции по Орджоникидзевскому району ОВМ УМВД России по городу Уфе недостоверных данных.

Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан имеет незаконный состав в соответствии со ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Таких партий с момента внесения в Устав ГО город Уфа Республики Башкортостан было не более 4х. И в региональное законодательное собрание, и в Совет ГО город Уфа не пропускали более 4х партий. Теперь партия Патриоты России объединена со Справедливой Россией, и не может учитываться как отдельная квота.

В состав Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан не может быть назначено более 8 членов с правом решающего голоса при условии, что все представленные в ГД ФС Российской Федерации партии предложат кандидатов. В Устав ГО город Уфа Республики Башкортостан положение об общем количестве членов с правом решающего голоса превышающее 8 членов могло быть внесено только после 2016 года, а сейчас 12, что незаконно. В действующем составе одновременно предложенные и Справедливой Россией, и Патриотами России члены комиссии. После объединения это противоречит части 4 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса.

Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан имеет незаконный состав, а также название. Центральная избирательная комиссия в Российской Федерации лишь одна, а в регионах создаются Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

В состав рабочей группы из 14 членов включены 7 лиц, не являющихся членами Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, в частности, сотрудник УФСБ России по Республике Башкортостан ФИО12

За час до заседания Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, где принято Постановление об отказе в удовлетворении жалобы, её рассмотрела эта рабочая группа. Там и сформирована незаконная позиция Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан пересматривать справки МВД, что прямо противоречит ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Прежде, чем направлять запрос в МВД, нужно проверить сведения в ГАС «Выборы», и уже вызвавшие сомнения сведения направить за справкой в МВД.

Оценки Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан не получил аргумент жалобы о полномочиях почерковедов.

18 августа 2021 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказалась рассматривать жалобу ФИО1 на постановление от 06 августа 2021 года, направив письмо за от 18 августа 2021 года.

В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержали полностью, просили административный иск удовлетворить.

Административный истец ФИО1 дополнительно указала, что 19 августа 2021 года получила решение Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, обжаловала его в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, 22 августа 2021 года направила административный иск в суд, считает, что срок обращения в суд не пропустила.

Административный истец ФИО1 также указала, что экспертное заключение МВД является противоречивым, с методикой проведения экспертизы её не ознакомили.

Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан отказалась выслушать её избирателей, в том числе инвалида, пришедших подтвердить, что именно ими внесены сведения в подписные листы, их не пустили, свои жалобы они положили в ящик.

Административный истец ФИО1 пояснила, что не отрицает свое присутствие на рабочей группе, куда ее пригласили не заблаговременно и только по её требованию, однако сама комиссия состоялась до рабочей группы, на комиссию ее не пригласили.

Экспертиза и проверка данных миграционной службой проведены в отсутствие ФИО1, ей только констатировали факт выполнения одним лицом нескольких сведений.

Последним днем для принятия решения о регистрации кандидата был 31 июля 2021 года, о чем ей сообщили представители комиссии, однако ей позвонили 29 июля 2021 года и пригласили на рабочую группу на 30 июля 2021 года.

В судебном заседании ФИО1 дополнительно заявлено о незаконности постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан № от 03 августа 2021 года «О внесении изменений в состав Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по предварительному рассмотрению жалоб, обращений на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и должностных лиц при проведении выборов в 2017-2022 годах».

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Шаймухаметова Л.Р. просит в удовлетворении административного иска отказать по доводам представленного письменного объяснения.

Шаймухаметова Л.Р. дополнительно показала, что срок обращения ФИО1 в суд пропущен, обжалование решения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации законом не предусмотрено. В соответствии со статьей 240 КАС РФ исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения, в случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения, этот срок восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска, пропуск срока обращения в суд с исковым заявлением является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Федеральный закон не содержит требований к форме заключения экспертов-почерковедов, методике проведения и содержанию.

21 июля 2021 года ФИО1 представила пакет документов на регистрацию. Согласно ст. 12 Кодекса Республики Башкортостан о выборах предельный срок для принятия решения по пакету документов данного кандидата оканчивался 30 июля 2021 года. Заседание избирательной комиссии по решению вопроса о регистрации ФИО1 было проведено в крайний возможный день.

Административный ответчик Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан направила в суд возражение на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать, в том числе за пропуском срока обращения в суд.

Другие лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, старшего помощника прокурора города Уфы Галикеева Р.В., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года назначены выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва на 19 сентября 2021 года. Указанное решение официально опубликовано в газете «Уфимские ведомости» 1 июля 2021 года (4145), а также в газете «Вечерняя Уфа» 2 июля 2021 года (13516).

7 июля 2021 года ФИО1 уведомила Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о самовыдвижении путем представления заявления о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу и предусмотренных частью 4.1, 6 статьи 40 Кодекса документов.

21 июля 2021 года ФИО1 представила в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан документы для регистрации кандидата на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва.

В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями. Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 46.1 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидатов осуществляется при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов. Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 51 Кодекса.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года определено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу , а именно 208 подписей. Согласно указанному решению максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию, по одномандатному избирательному округу , составляет 229 подписей.

ФИО1 в целях выдвижения и регистрации были представлены, в том числе:

- протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения от 20 июля 2021 года,

- папка №1 с подписными листами в количестве 68 листов и 229 подписи.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона установлена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Частью 4 статьи 49 Кодекса установлено, что в случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одной тысячи подписей, проверке подлежат все подписи.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года № установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, собранные и представленные в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по каждому одномандатному избирательному округу.

В силу части 3 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 06 декабря 2006 года -з избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа от 30 июня 2021 года создана рабочая группа по проверке подписей избирателей, собранных и представленных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва.

27 июля 2021 года в 12 час. 00 мин. состоялось заседание рабочей группы избирательной комиссии по проверке подписных листов. На заседании рабочей группы принимала участие кандидат ФИО1.

Итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 июля 2021 года, установлено:

Количество заявленных подписей - 229.

Количество представленных подписей - 229.

Количество проверенных подписей - 229.

Количество недостоверных (недействительных) подписей - 22.

Количество достоверных подписей - 207.

В вышеуказанном протоколе отражено признание недостоверными (недействительными) подписей по следующим основаниям:

подпункт «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 3 части 9 статьи 49 Кодекса. Соответствующие подписи признаны недействительными на основании Справки Отделения по вопросам миграции по Орджоникидзевскому району ОВМ У МВД России по городу Уфе № от 26 июля 2021 года.

подпункт «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 6 части 9 статьи 49 Кодекса. Соответствующие подписи признаны недействительными на основании заключения экспертов-почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан № 7 от 26 июля 2021 года.

Итоговый протокол проверки подписных листов, ведомость проверки подписных листов от 27 июля 2021 года, копия заключения экспертов № 7 от 26 июля 2021 года, копия Справки Отделения по вопросам миграции по Орджоникидзевскому району ОВМ УМВД России по городу Уфе вручены кандидату, что подтверждается его подписью.

27 июля 2021 года поступили возражения ФИО1 с указанием, что все подписи и даты избиратели ставили собственноручно. Возражения рассмотрены, однако не были приняты во внимание, в связи с отсутствием у рабочей группы комиссии полномочий и компетенции по проверке достоверности проставления даты и подписи избирателем собственноручно.

28 июля 2021 года поступили возражения ФИО1 с приложением копий паспортов избирателей, подписных листов.

В ходе изучения представленных возражений и документов к нему, установлено, что избиратель, проставивший свою подпись в листе 10 строке 2 подписного листа в поддержку выдвижения кандидата, не обладает активным избирательным правом, поскольку не зарегистрирован по адресу, входящему в одномандатный избирательный округ № 13.

Возражения ФИО1 рассмотрены рабочей группой, оснований сомневаться в представленной Справке Отделения по вопросам миграции по Орджоникидзевскому району ОВМ УМВД России по городу Уфе № 7/2686 от 26 июля 2021 года и заключении экспертов-почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан № 7 от 26 июля 2021 года у Избирательной комиссии не нашлось.

В связи с поступлением возражений кандидата, рабочая группа в ходе их рассмотрения составила Итоговый протокол проверки подписных листов, представленных в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 июля 2021 года, которым установила:

Количество заявленных подписей - 229.

Количество представленных подписей - 229.

Количество проверенных подписей - 229.

Количество недостоверных (недействительных) подписей - 23.

Количество достоверных подписей - 206.

В протоколе отражено признание недостоверными (недействительными) подписей по следующим основаниям:

- подпункт «б» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 2 части 9 статьи 49 Кодекса,

- подпункт «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 3 части 9 статьи 49 Кодекса,

- подпункт «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 6 части 9 статьи 49 Кодекса.

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации. Аналогичное основание содержится в подпункте 5 части 6 статьи 51 Кодекса.

На основании вышеизложенного, 30 июля 2021 года Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала ФИО1, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.

Решение получено ФИО1 30 июля 2021 года в 19.09 час. нарочно.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 06 августа 2021 года № 189/2-6 жалоба ФИО1 на решение избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июля 2021 года №227/21 «Об отказе в регистрации ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу №13» оставлена без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования, исследовав в судебном заседании представленные на обозрение подлинные подписные листы, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В подписных листах, проверке подлежат все внесенные сведения об избирателях, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.

По результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.

Как следует из пункта 3.1.5 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 года № по результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании официальной справки уполномоченного органа.

Согласно пункту 6 статьи 38 Федерального закона недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.

Поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта-почерковеда.

Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной (пункт 3.2.1 Методических рекомендаций).

Как указывалось выше, основаниями для признания недостоверными (недействительными) подписей избирателей стали, в том числе Справка Отделения по вопросам миграции по Орджоникидзевскому району ОВМ УМВД России по городу Уфе от 26 июля 2021 года и Заключение экспертов-почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан № 7 от 26 июля 2021 года.

Проанализировав заявленные основания, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах к проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 года № к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России. Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов. Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа от 30 июня 2021 года было решено привлечь к проверке подписей избирателей специалистов Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Башкортостан и специалистов Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан.

Почерковедческое исследование проводилось главным экспертом ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан ФИО13, имеющим высшее юридическое образование и стаж экспертной работы по специальности судебная почерковедческая экспертиза с 2001 года и судебная технико-криминалистическая экспертиза документов с 2002 года и экспертом ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан ФИО14, имеющим высшее юридическое образование и стаж экспертной работы по специальности судебная почерковедческая экспертиза с 2012 года и судебная технико-криминалистическая экспертиза документов с 2006 года.

Таким образом, указанные эксперты имели соответствующую компетенцию и статус для их привлечения для проверки подписных листов, чем в том числе опровергается довод ФИО1 о незаконности действия Избирательной комиссии городского округа по передаче посторонним лицам для дачи почерковедческого заключения.

Кроме того, отвергая довод административного истца о противоречивости Заключения экспертов-почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан № 7 от 26 июля 2021 года, суд учитывает, что на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 года).

Таким образом, Заключение экспертов-почерковедов ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан № 7 от 26 июля 2021 года суд признает допустимым доказательством обоснованности принятого Избирательной комиссией решения.

Далее. Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 года № к проверке подписных листов привлекаются эксперты и специалисты органа регистрационного учета и других государственных органов.

При обнаружении специалистами органа регистрационного учета в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.

При выявлении расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в орган регистрационного учета направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы либо иным уполномоченным членом избирательной комиссии, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях № 7 и № 8 к Протоколу № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года № учетом изменений, внесенных Протоколом № 3 от 8 мая 2020 года). При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра. После получения официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя (пункты 3.1.13 и 3.1.14 Постановления).

Так, комиссией была получена Справка Территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района ГО года Уфа Республики Башкортостан № от 26 июля 2021 года о проверке в ГАС «Выборы».

Далее комиссией была получена Справка Отделения по вопросам миграции по Орджоникидзевскому району ОВМ УМВД России по городу Уфе № от 26 июля 2021 года, которая и была положена в основу подготовки Ведомости проверки от 27 июля 2021 года.

Вместе с тем, сведения, изложенные в Справке Отделения по вопросам миграции по Орджоникидзевскому району ОВМ УМВД России по городу Уфе № от 26 июля 2021 года, подтвердились в части.

Так, Определением от 10 февраля 2016 года N 216-О Конституционный Суд выявил смысл положений подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Конституционный Суд указал, что суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией. Он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).

Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Судом первой инстанции в целях проверки доводов ФИО1 о соответствии действительности сведений, указанных в подписных листах лицами, указанными в административном исковом заявлении, из Отделения по Орджоникидзевскому району отдела по вопросам миграции Управления МВД России по городу Уфе МВД по Республике Башкортостан истребованы ФИО и паспортные данные части избирателей.

Согласно представленным данным сведения, указанные в подписных листах ФИО10 и ФИО11, соответствуют действительности.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что подписи ФИО10 и ФИО11 необоснованно были признаны недействительными, ФИО1 набирает необходимое количество подписей (208) для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу .

Между тем, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу о пропуске ФИО1 срока обращения в суд и невозможности его восстановления.

В силу частей 4, 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата или отказе в его регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выводы суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, согласно которым оспариваемое решение Избирательной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято 30 июля 2021 года, оспариваемое решение Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан – 06 августа 2021 года, а в суд административный истец обратился 22 августа 2021 года, то есть по истечении десяти дней и пяти дней соответственно.

Доводы ФИО1 о том, что 19 августа 2021 года она получила решение Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, обжаловала его в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, 22 августа 2021 года направила административный иск в суд, в связи с чем срок обращения в суд не пропустила, суд находит несостоятельными.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 808-О, в случае пропуска срока обращения в суд судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения. Так как результат разрешения спора не зависит от процессуального поведения административного истца при рассмотрении его требований по существу, применительно к рассматриваемому случаю нельзя признать нарушенными такие принципы судопроизводства как состязательность и равноправие сторон.

Приведенные ссылки на соблюдение ФИО1 установленных сроков обращения в Центральную избирательную комиссии Республики Башкортостан и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации основанием к отмене решения являться не могут, поскольку в силу прямого указания, приведенного в пункте 8 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд, соответственно, такое обращение не прерывает течение срока, определенного законом для оспаривания в судебном порядке решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.

Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации письмом № от года отказала в рассмотрении жалобы ФИО1 по существу, решение об оставлении жалобы без удовлетворения не принималось. Таким образом, данное письмо не является решением об оставлении жалобы без удовлетворения в контексте части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Довод ФИО1 о незаконности бездействия Избирательной комиссии городского округа по невыдаче одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов суд отвергает.

Так, согласно ч. 14 ст. 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Согласно п. 4.1.5. Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 года № 9/75-8 «Об утверждении Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, то по письменному запросу кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения ему одновременно с заверенной копией итогового протокола проверки подписных листов передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

После поступления письменного заявления ФИО1 ей незамедлительно вместе с итоговым протоколом были выданы заверенные копии ведомости проверки подписных листов от 27 июля 2021 года, копия заключения экспертов № 7 от 26 июля 2021 года, копия Справки Отделения ОВМ УМВД России по городу Уфе № от 26 июля 2021 года. Этот факт также подтверждается тем, что возражения ФИО1, поданные 28 июля 2021 года комиссию, были основаны на указанных документах. Таким образом, комиссия полностью обеспечила соблюдение норм законодательства и прав кандидата в указанной части.

Довод административного истца о незаконности действий Избирательной комиссии городского округа по проведению заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1, проведено на сутки ранее, суд находит основанным на неверном толковании нормы закона.

Согласно ч. 1 ст. 51 Кодекса Республики Башкортостан о выборах соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса, а при проведении выборов Главы Республики Башкортостан - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 12 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

В соответствии с п.17 календарного плана, утвержденного решением от 30 июня 2021 № /21, сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, производится со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, но не позднее 22 июля 2021 года.

ФИО1 представила в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан документы для регистрации кандидата на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва 21 июля 2021 года.

Следовательно, предельный срок для принятия решения по пакету документов данного кандидата оканчивался 30 июля 2021 года.

Заседание избирательной комиссии по решению вопроса о регистрации ФИО1 было проведено 30 июля 2021 года.

Довод ФИО1 о незаконности бездействии Избирательной комиссии городского округа по неизвещению о месте и времени проведения проверки подписных листов на наличие недостоверных адресов в МВД и почерковедческой проверке опровергается материалами дела.

Так, о времени заседания рабочей группы избирательной по проверке представленных ФИО1 подписных листов административный истец был уведомлен по телефону. Данный факт также подтверждается присутствием кандидата на заседании рабочей группы 27 июля 2021 года, после окончания заседания которой она получила копию итогового протокола проверки подписных листов.

То обстоятельство, что административный истец не был извещен о времени проведения исследования привлекаемым к проверке специалистом ЭКЦ МВД России, не может служить основанием для отмены решения Избирательной комиссии, поскольку отсутствие кандидата при проведении исследования не могло повлиять на выводы эксперта.

Также нельзя согласиться с доводами административного истца о том, что ФИО1 была необоснованно не извещена о времени проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, органами регистрационного учета, поскольку проверка таких сведений территориальными органами ФМС России осуществляется самостоятельно по запросу избирательных комиссий, результаты таких сведений передаются в избирательную комиссию, направившую запрос.

Пунктом 4.1. статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

Соответственно, законодатель не установил обязанности избирательной комиссии или эксперта извещать кандидата о проведении экспертизы.

Далее ФИО1 заявляет о незаконности состава Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, фактически оспаривает незаконность формирования Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования. Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан действующего состава сформирована на основании решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 года №4/2 и 02 апреля 2021 года №77/2.

Вместе с тем, согласно ч. 13 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии в суд могут обратиться:

1) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в отношении расформирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

2) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

3) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо группа депутатов представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссий;

5) указанные в пункте 4 настоящей части группы депутатов и избирательные комиссии, а также соответствующая избирательная комиссия муниципального района - в отношении расформирования избирательной комиссии поселения.

ФИО1 не относится к ни одной из указанных категории.

ФИО1 также заявляет о незаконности состава Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан и наименования комиссии.

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 2 ст. 22 Кодекса Республики Башкортостан о выборах формирование Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан осуществляется Государственным Собранием и Главой Республики Башкортостан на основе предложений, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также предложений представительных органов муниципальных образований, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса

В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 4 ст. 22 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 23 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Кодекса Республики Башкортостан о выборах как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В состав Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан 14 июня 2017 года вошли кандидатуры, предложенные политическими партиями «Справедливая Россия» и «Патриоты России» по одному члену от каждой партии. Объединение вышеуказанных партий состоялось в январе 2021 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 5 лет. В соответствии с п. 5 ст. 29 указанного Федерального закона, срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

Пунктами 6, 6.1, 6.2, 8 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований освобождения члена комиссии с правом решающего голоса от своих обязанностей до истечения срока своих полномочий.

Избирательным законодательством реорганизация, ликвидация партии или переименование партии не предусмотрены в качестве основания для досрочного прекращения обязанностей члена комиссии с правом решающего голоса.

Наименование Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан установлено Кодексом Республики Башкортостан о выборах и не противоречит требованиям федерального избирательного законодательства.

В судебном заседании ФИО1 заявлено о незаконности постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан № от 03 августа 2021 года «О внесении изменений в состав Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по предварительному рассмотрению жалоб, обращений на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и должностных лиц при проведении выборов в 2017-2022 годах».

Между тем, надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым постановлением административного ответчика прав и законных интересов административного истца не приведено.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о:

- признании незаконными:

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по невыдаче одновременно с копией итогового протокола заверенных копий ведомостей проверки подписных листов,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проведению заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1 проведено на сутки ранее,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче всех подписных листов в МВД без проведения их проверки по ГАС «Выборы»,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче посторонним лицам для дачи почерковедческого заключения,

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по неизвещению ФИО1 о месте и времени проведения проверки подписных листов на наличие недостоверных адресов в МВД и почерковедческой проверке,

состава Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

- отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан ,

- обязании зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу .

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о:

- признании незаконными:

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по невыдаче одновременно с копией итогового протокола заверенных копий ведомостей проверки подписных листов,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проведению заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата ФИО1 проведено на сутки ранее,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче всех подписных листов в МВД без проведения их проверки по ГАС «Выборы»,

действий Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по передаче посторонним лицам для дачи почерковедческого заключения,

бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по неизвещению ФИО1 о месте и времени проведения проверки подписных листов на наличие недостоверных адресов в МВД и почерковедческой проверке,

состава Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

- отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан ,

- обязании зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья А.Р. Курамшина

Решение30.08.2021