ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-846/19 от 29.05.2019 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2А-846/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белореченск 29 мая 2019 г.

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Стогний Н.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Польионовой Д.В., с участием представителя административного ответчика Администрации муниципального образования Белореченского района – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Администрации муниципального образования Белореченский район об оспаривании решения органа местного самоуправления.

УСТАНОВИЛ:

Административный истец просит суд признать незаконным Постановление № 305 от 12.02.2019 года «Об отмене разрешения на строительство магазина от 11.01.2019 года № 23 RU 23504000-1-2019 по адресу: <...>».

Ходатайствует о рассмотрении искового заявления без его и его представителя участия.

В административном исковом заявлении указано, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 54 кв.м., с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - магазины, находится в пользовании и владении ФИО2 на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора от 04.12.2017 года по договору аренды земельного участка № 390000 от 19.10.2017 года. Срок действия договора до 19.04.2019 года. Право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав 05.12.2017 года, номер регистрации 23:39:1101245:141-23/007/2017-3. В феврале 2018 года истец обратился в администрацию МО Белореченский район с заявлением о получении разрешения на строительство магазина на указанном земельном участке. К заявлению о выдаче разрешения на строительство им были приложены все необходимые документы, включая проектную документацию объекта капитального строительства, подготовленную МУП «Архитектура и градостроительство МО Белореченский район», 2018 г., № 18-28-0ПЗ, ПЗУ, АР и градостроительный план земельного участка от 11.01.2018 года за № RU 23504000-0009. На момент обращения истца, проектная документация соответствовала градостроительным требованиям, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, размещение магазина соответствовало виду разрешенного использования земельного участка. 11.01.2019 г. после проведения соответствующей проверки, администрацией МО Белореченский район выдано разрешение № 23 RU 23504000-1-2019 на строительство магазина на указанном земельном участке сроком действия до 11.01.2020 года. 12.02.2019 года постановлением администрации МО Белореченский район № 305 разрешение на строительство магазина от 11.01.219 года № 23 RU 23504000-1-2019 по вышеуказанному адресу отменено в связи с нарушением требований ч. 1 ст. 48 ГрК РФ. Истец полагает, что принятое решение об отмене разрешения на строительство магазина является незаконным и необоснованным, а постановление подлежащим отмене. Постановление № 305 от 12.02.2019 года «Об отмене разрешения на строительство магазина от 11.01.2019 года № 23 RU 23504000-1-2019 по адресу: <...> в качестве обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, содержит указание на расторжение договора безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) от 29.12.2018 года № 61 за пределами отведенного земельного участка. Истец считает, что расторжение заключенного между ним и администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района договора безвозмездного оказания услуг от 19.10.2017 года, предусматривающего выполнение работ по благоустройству парковочных мест, не предусмотрено перечнем оснований, влекущих прекращение разрешения на строительство, согласно п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования Белореченского района ФИО1 с административным иском не согласна. В судебном заседании пояснила, что 19.10.2017 г. между администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района и П. был заключен договор аренды № 3900008444 на земельный участок площадью 54 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 23:39:1101245:141, расположенный по адресу: <...>, с разрешенным видом использования - магазины, сроком на 1 год 6 месяцев. В результате соглашения о передаче прав и обязанностей по указанному выше договору аренды земельного участка, ФИО2 принял данный земельный участок во временное владение и пользование на условиях, предусмотренных договором аренды земельного участка № 3900008444 от 19.10.2017 г. Срок договора аренды № 3900008444 от 19.10.2017 года истек 7 мая 2019 года. В настоящее время администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района начата процедура прекращения указанного договора аренды в связи с истечением срока аренды. Ранее выданное ФИО2 разрешение на строительство магазина отменено 12.02.2019 г. администрацией муниципального образования Белореченский район в связи с расторжением договора безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) от 29 декабря 2018 года № 61, влекущее нарушение требований ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части размещения автостоянок (парковок) за пределами отведенного земельного участка. Учитывая, что срок договора аренды земельного участка истек, у истца отсутствуют основания для выдачи разрешения на строительство. Кроме того, земельный участок, на котором планировалось осуществить строительство магазина, находится на территории магистральных улиц общегородского значения.

Огласив административный иск, выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд находит необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать по следующим основаниям.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за зашитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст.4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1 ст.218 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, 19.10.2017 г. между администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района и П. был заключен договор аренды № 3900008444 на земельный участок площадью 54 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый , расположенный по адресу: <...>, с разрешенным видом использования - магазины, сроком на 1 год 6 месяцев.

Согласно п. 7.1. Договора договор вступает в силу и становится обязательным для Сторон со дня с государственной регистрации.

Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 08.11.2017 года, номер регистрации 23:39:1101245:141-23/007/2017-1. На основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора от (дата) по договору аренды земельного участка № 390000 от 19.10.2017 года ФИО2 принял во временное владение и пользование вышеуказанный земельный участок на условиях данного договора. Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка и договор аренды зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 04.12.2017 г., номер регистрации 23:39:1101245:141 -23/007/2017-3.

Таким образом, срок договора аренды № 3900008444 от 19.10.2017 года истек 07.05.2019 года.

09.01.2019 г. ФИО2 обратился в администрацию МО Белореченский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на указанном земельном участке. В результате рассмотрения указанного заявления было выдано разрешение на строительство магазина от 11 января 2019 года № 23 Ru 23504000-1-2019. Однако 12.02.2019 года указанное разрешение было отменено постановлением администрации муниципального образования Белореченского района № 305 в связи с расторжением договора безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) от 29.12.2018 года № 61, влекущее нарушение требований ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части размещения автостоянок (парковок) за пределами отведенного земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса).

В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Так, на основании полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», между администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района и администрацией муниципального образования Белореченский район было заключено соглашения о передаче части полномочий администрацией Белореченского городского поселения Белореченского район администрации муниципального образования Белореченский район от 18.12.2014 № 1/24 сроком действия до 31 декабря 2019 года.

В соответствии с п. 12 п. 2.1 указанного Соглашения администрация Белореченского городского поселения Белореченского района передала, а администрация муниципального образования Белореченский район приняла осуществление, в том числе, полномочий по выдаче разрешений на строительство. Таким образом, администрация муниципального образования Белореченский район является уполномоченным органом по выдаче и отмене разрешений на строительство на законных основаниях.

Принимая решение об отмене ранее выданного ФИО2 разрешения на строительство магазина от 11.01.2019 г. № 23 Ru 23504000-1-2019 уполномоченный орган руководствовался тем, что в администрацию муниципального образования Белореченский район 04.02.2019 г. поступило письмо из администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о расторжении договора безвозмездного оказания услуг от 29.12.2018 года № 61. Указанный факт повлек нарушение требований части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части размещения автостоянок (парковок) за пределами отведенного земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю.

Кроме того, земельный участок, на котором планировалось осуществить строительство магазина, согласно Генеральному плану Белореченского городского поселения Белореченского района от 14.11.2008 г. № 1, находится на территории магистральных улиц общегородского значения. Согласно Правилам землепользования и застройки Белореченского городского поселения Белореченского района, утвержденным решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 08.04.2016 г. № 120 испрашиваемый земельный участок находится в зоне транспортной инфраструктуры.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли либо вопреки правилам градостроительного зонирования. Земельный участок, на котором планировалось осуществить строительство магазина, находится в зоне транспортной инфраструктуры. Кроме того, учитывая, что срок договора аренды земельного участка истек, у ФИО2 отсутствуют основания для выдачи разрешения на строительство магазина.

С учетом указанных обстоятельств, суд находит необходимым в удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации муниципального образования Белореченский район о признании незаконным Постановления главы муниципального образования Белореченский район № 305 от 12.02.2019 года «Об отмене разрешения на строительство магазина от 11.01.2019 года № 23 RU 23504000-1-2019, по адресу: <...>» отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации муниципального образования Белореченский район о признании незаконным Постановления главы муниципального образования Белореченский район № 305 от 12.02.2019 года «Об отмене разрешения на строительство магазина от 11.01.2019 года № 23 RU 23504000-1-2019, по адресу: <...>» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции административной коллегии Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.И. Стогний