44RS0028-01-2020-000955-49
Дело № 2а-846/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2020 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
при секретаре Козловой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка,
установил:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным и отмене Постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области № 876 от 03.06.2020 года о предварительном согласовании предоставления в собственность ФИО3 земельного участка площадью 642 кв.м., расположенного в 35 м по направлению (адрес)
Требования мотивированы тем, что ФИО1 принадлежат на праве собственности:
- земельный участок, площадью 553 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - малоэтажная жилая застройка (размещение гаражей и подсобных сооружений), кадастровый №, расположенный по адресу: (адрес)
- жилой дом, площадью 82,63 кв.м., лит. А,А1,А2,а,а1,а2, три сарая, гараж, две бани, кадастровый №, расположенный по адресу: (адрес)
ФИО2 принадлежат на праве собственности:
- 3/4 доли земельного участка, площадью 1492 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, расположенный по адресу: (адрес)
- 3/4 доли жилого дома с двумя пристройками, площадью 55,0 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: (адрес)
Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 03.06.2020 г. N 876 предварительно согласовано предоставление в собственность ФИО3 земельного участка площадью 642 кв.м., расположенного в 35 м по направлению на юго-запад от ориентира (адрес), наименование вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли вселенных пунктов, в соответствий со схемой расположения земельного участка.
Образование испрашиваемого земельного участка, согласно схеме расположения земельного участка, влечет нарушение прав истцов, поскольку преграждает проезд к принадлежащим им вышеуказанным объектам недвижимости, фактически расположен на грунтовой дороге.
Со ссылкой на положения Земельного, Градостроительного и Гражданского кодексов просят суд: Признать незаконным и отменить Постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 03.06.2020 г. N 876 о предварительном согласовании предоставления собственность ФИО3 земельного участка площадью 642 кв.м., расположенного в 35 м по направлению на юго-запад от ориентира (адрес) наименование вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель — земли населенных пунктов, в соответствии со схемой расположения земельного участка.
В ходе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района, ФИО3, Управление Росреестра по Костромской области.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2 и их представитель адвокат Смирнова М.М. требования поддержали в полном объеме и в соответствии с административным исковым заявлением. Истец ФИО1 дополнительно пояснил, что с южной стороны его земельного участка расположена канализация и единственный подъезд к её обслуживанию возможен по дороге, на которой сформирован спорный земельный участок. Истец ФИО2 также дополнил, что дорога, с южной стороны участков истцов, является единственным подъездом к его земельному участку и существовала в этом месте все время, пока он там проживает, то есть с 1968 года.
Представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района ФИО4, административные исковые требования не признала и пояснила, что нарушений при формировании земельного участка не имеется, поскольку дорога, проходящая по нему, является самонакатанной и в реестре муниципальных дорог не значится, сведения о ней в администрации Костромского района отсутствовали.
Заинтересованное лицо ФИО3 возражала против удовлетворения требований, поддержала ранее направленный отзыв, согласно которому, её семья, состоящая из пяти человек, признана нуждающейся в жилом помещении постановлением администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района № 145 от 14.01.2016. После чего семья встала на очередь для получения земельного участка для ИЖС. Администрацией Костромского района предоставлялись списки земельных участков, но территориально эти земельные участки ей не подходили, так как двое детей посещают Шунгенскую среднюю школу, младший ребенок ходит в детский сад села Шунга, в селе находится амбулатория, что очень важно для многодетной семьи. По предоставлению очередного списка земельных участков администрацией Костромского района было два участка в (адрес) территориально подходящее её семье. Было написано заявление, получено Постановление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, проведено межевание участка за счет её семьи, получены документы о постановке участка на кадастровый учет. Считает, что отмена Постановления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка нарушает права её семьи, которая потратила время, деньги для оформления участка. Она согласна на перенесение границ участка для организации дороги для проезда. В судебном заседании подтвердила, что фактически дорога на местности существует, однако кадастровый инженер пояснил ей, что юридически её нет.
Представители заинтересованных лиц администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района, Управления Росреестра по Костромской области, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились.
В соответствии с п.6 ст.226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников по делу.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п.1).
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно ст.39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, среди прочего, на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст.39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст.7 Закона Костромской области от 22.04.2015 N 668-5-ЗКО "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", гражданин, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка гражданину в собственность бесплатно в порядке, установленном статьей 8 настоящего Закона.
Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 Земельного Кодекса РФ, и включает в себя, в том числе, этап предварительного согласования.
Правовые основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка установлены п. 8 ст. 39.15, п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с положениями ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 12 форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, среди прочего, материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях и о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.4).
В силу пункта 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Судом установлено, что 19 ноября 2019 года Постановлением № 2653 администрации Костромского муниципального района Костромской области утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории №, в том числе: земельного участка № площадью 642 кв.м., (адрес); вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов (л.д.71-72).
25 мая 2020 года в соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», администрация Костромского района направила в адрес ФИО3, относящейся к числу вышеназванных лиц, Извещение, которым предлагает в течение десяти рабочих дней предоставить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
28 мая 2020 года ФИО3 обратилась в администрацию с Заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеназванного земельного участка № в собственность на основании ст.39.5 ЗК РФ.
По факту рассмотрения заявления администрацией Костромского муниципального района Костромской области принято Постановление от 03.06.2020 № 876 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность ФИО3 (л.д.79).
Судом также установлено, что спорный земельный участок является смежным с земельным участком с кН №, принадлежащим административному истцу ФИО1 на основании договора купли-продажи от 01.12.2015г.
Смежный землепользователь ФИО1, а также собственник земельного участка с кН № ФИО2 заявили о нарушении их прав образованием спорного участка, ссылаясь на его формирование на дороге общего пользования, по которой существует единственный проезд к участку ФИО2 и к канализационному колодцу на участке ФИО1
Данное обстоятельство проверено судом и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Так, из материалов дела следует, что при предоставлении земельного участка с кН № в собственность истца ФИО1 была составлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из содержания которой следует, что со стороны южной границы участка в направлении участка ФИО2 проходит грунтовая дорога. Схема утверждена Постановлением администрации Шунгенского сельского поселения № 184 от 03.09.2015 года.
Кроме того, из согласованного в 2009 году Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского района Проекта границ земельного участка истца ФИО2 усматривается, что с южной стороны земельный участок граничит с землями общего пользования (л.д.26, 39,41).
Таким образом, органами местного самоуправления существование дороги на землях общего пользования вдоль южной границы участков истцов был признан еще в 2009 году.
По результатам обследования местности в районе спорного участка и участков истцов, проведенного совместно истцами, представителем администрации ФИО5 района ФИО6 и главным специалистом Комитета имущественных и земельных отношений, установлено, что вследствие формирования спорного земельного участка по самонакатанной дороге подъезд к земельному участка ФИО2 невозможен, доступ к нему обеспечен проходом (л.д.111-115).
Указанная дорога в Реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения Шунгенского сельского поселения не включена, однако фактически существует до настоящего времени, что подтвердила в судебном заседании заинтересованного лицо ФИО3
Из информации Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района от 07.09.2020, представленной по запросу суда, следует, что дорога вдоль восточной и южной стороны земельного участка Смирнова О.юА. с кадастровым номером № и далее по направлению на запад в зимний период времени расчищается от снега администрацией сельского поселения. Указанная дорога использовалась местными жителями еще до 1998 года (л.д.109).
Факт расположения спорного земельного участка на существующей дороге подкрепляется также снимком Яндекс.Карты (в формате Яндекс.Спутника).
Анализ указанных документов подтверждает факт многолетнего существования дороги на землях общего пользования, по которой существовал подъезд к участкам истцов.
С учетом вышеприведенных законоположений формирование земельного участка из земель общего пользования, к коим относится дорога, недопустимо, а утверждение Схемы расположения спорного участка на кадастровом плане территории является незаконным, поскольку нарушает права неопределенного круга лиц, включая истцов.
Соответственно, у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия Постановления о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО3, в связи с чем суд удовлетворяет требования истцов в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области № 876 от 03.06.2020 года о предварительном согласовании предоставления в собственность ФИО3 земельного участка площадью 642 кв.м., расположенного (адрес)
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
решение в окончательной форме
изготовлено 06.10.2020 - судья: