Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ(,,,)
Нерехтский районный суд (,,,) в составе:
председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,
с участием: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по (,,,) в защиту прав налогоплательщика (о перерасчете налога на имущество физических лиц),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Нерехтский районный суд с иском, в котором просил (далее по тексту иска):
- наказать виновных лиц – работников Межрайонной ИФНС России № по (,,,) (далее – налоговая инспекция) за присвоение принадлежащих ему (ФИО1) денежных средств в сумме 15 273 руб. путем перечисления их на фиктивный счет с обнулением двух других счетов и перечисления на несуществующий фиктивный счет, а также осуществления неправильного подсчета налогов за 2017 и 2018 годы соответственно в размере 792 руб. и 871 руб. и присвоения их сумм;
-обязать Межрайонную ИФНС России № по (,,,) привести в порядок все счета за 2016,2017,2018 годы, восстановить два обнуленных счета в сумме 341 за 2016 год и в сумме 1364 руб. за 2017 год, выслать ФИО1 нормальный ответ о состоянии его счетов.
В обоснование требований указано, что административный ответчик, игнорируя нормы Федерального закона от 03.08.2018г. №334-ФЗ, решение Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.2019г., принятого по итогам рассмотрения административного иска, которым кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего ФИО1, и находящегося по адресу: (,,,) г.(,,,)(,,,), определена равной рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также его заявление о перерасчете налога на указанное здание за 2016-2018 годы, не производит объективного перерасчета налога на имущество физических лиц за 2016 год. Кроме этого, каждый раз на его требования о произведении перерасчета налогов административный ответчик дает ответы (трижды), из которых следует, что сумма расчетов за каждый налоговый период 2016,2017,2018 годов получается разная, в результате чего произошло присвоение его денежных средств как налогоплательщика в указанных выше суммах и незаконное обнуление его счетов. Обоснованного и нормального ответа от налогового органа на его обращения не последовало, поэтому вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права.
В ходе рассмотрения дела истец воспользовался правом, закрепленным в ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), и исковые требования сформулировал в следующем виде:
обязать налоговую инспекцию
-произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год в отношении здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (,,,)(,,,), исходя из кадастровой стоимости, определённой решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ2019г. и Федерального закона от 03.08.2018г. №334-ФЗ;
-зачесть излишне уплаченную сумму налога на имущество физических лиц за 2016 год за здание с кадастровым номером № в счет недоимок по налогам за 2017-2018 годы;
- направить в адрес ФИО1 квитанцию с уточненными данными о размере оставшегося долга.
В судебном заседании административный истец ФИО1 указанные требования поддержал по доводам заявления, в дополнение пояснил, что кадастровая стоимость здания столовой, находящейся по адресу: (,,,), решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.2019г. была пересмотрена применительно не только к налоговым периодам 2017 и 2018 годов, за которые произведен перерасчет, но и 2016 года, так как в резолютивной части судебного акта указано на установление стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.03.2016г. в сумме (данные изъяты) руб., что свидетельствует о допустимости её применения в налоговый период 2016 года. Несмотря на это, налоговая инспекция отказала в перерасчете налога на имущество физических лиц за 2016 год, и удержала из поступивших от него сумм налог по этому объекту, исчисленный из прежней кадастровой стоимости в размере ДД.ММ.ГГГГ руб., указанной в налоговом уведомлении за 2017 год, что привело к образованию недоимки по налогам за 2017-2018 год. В силу положений, закрепленных в Федеральном законе от 03.08.2018г. №334-ФЗ, налоговая инспекция была обязана произвести перерасчет налога за три года (2016-2019). Согласно его расчета налог за 2016 год составляет 3533 руб. Взыскание налога, в сумме большей, чем установлено действующим налоговым законодательством, ущемляет его права как налогоплательщика и гражданина, являющегося инвалидом № группы.
Представитель административного ответчика - Межрайонной ИФНС России № по (,,,)ФИО2, действующая по доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что предметом иска, по которому (,,,) судом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решении суда, являлось оспаривание кадастровой стоимости здания с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ2017 год (13 164 231,99 руб.), а не на ДД.ММ.ГГГГ2016г. (13 831 686,33 руб.), поэтому в соответствии с нормой абз.5 п.2 ст.403, п.2.1 ст.52 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) у налоговой инспекции отсутствуют правовые основания для перерасчета налога на имущество физических лиц за 2016 год. Поступавшие от ФИО1 в 2018 году (ДД.ММ.ГГГГ.2018г.,ДД.ММ.ГГГГ.2018г.,ДД.ММ.ГГГГ.2018г.) денежные средства (341 руб.,13568 руб.,1320 руб.) зачтены в счет уплаты налога за 2016 год в сумме 15229 руб. согласно налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. №, налогового требования от ДД.ММ.ГГГГ. №, налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. №, поэтому недоимка за данный налоговый период отсутствует. Задолженности по налогу за 2017 год также не имеется, поскольку в счет уплаты начисленной суммы налога в размере 7146 руб. внесено 44 руб. (ДД.ММ.ГГГГ2018г.), 7069 руб. (ДД.ММ.ГГГГ2019г.), 33 руб. (ДД.ММ.ГГГГ.2019г.), имеется недоимка в сумме 13 429 руб. за 2018 год и пени в сумме 904,24 коп., исчисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ.2018г. по ДД.ММ.ГГГГ.2020г., которая взыскивается в судебном порядке. Просит в иске отказать
Рассмотрев материалы дела, выслушав участников, оценив по правилам ст.14,62,289 КАС РФ, представленные сторонами и доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
С 01.01.2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса РФ,
В силу с п.1 ст.399 главы 32 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которым являются: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законодателем в п.1 ст.408 НК РФ определено, что сумма указанного налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения.
Когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ)
Абзацем 2 п.2 ст.52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (п.3 ст.52 НК РФ).
Согласно абз.2 п.1 ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговые (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Из абз. 2 п.6 ст.58 НК РФ следует, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок указанный в налоговом уведомлении.
В силу положений ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1). Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2). Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора (пп.1 п.3).
В соответствии п.1 ст.402 НК РФ и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015г. №18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01.01.2016 года определяется исходя из кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 03.08.2018г. №334-ФЗ «О внесении изменений в ст.52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в пункт 2 ст.403 НК РФ были внесены изменения.
Согласно новой редакции в соответствии с абз.5 п.2 ст.403 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом вышеуказанный Закон также дополнил статью 52 НК РФ пунктом 2.1, из которого следует, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п.3 ст.14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Норма данного пункта вступает в силу с 01.01.2019 года и обратной силы не имеет.
Исходя из вышеизложенного, внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения обязывают налоговый орган произвести перерасчет налога на имущество за три предшествующих года с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2016-2018 г.г. являлся собственником нескольких объектов недвижимости (ОКТМО 34626101), из которых налог на имущество физических лиц начисляется в отношении двух:
-нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (,,,) (основание: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., дата регистрации права собственности: ДД.ММ.ГГГГ) (далее - объект №);
-нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (,,,) (дата регистрации права собственности: ДД.ММ.ГГГГ.2016г.) (далее - объект №).
Следовательно, административный истец является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
Налог на объект № первоначально был исчислен административным ответчиком, исходя из кадастровой стоимости: за 2016 год в сумме 13831686 руб., за 2017 год - 13164231 руб., за 2018 год - 13164231 руб.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее –ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ.2020г., кадастровая стоимость объекта № в сумме (данные изъяты) руб. утверждена ДД.ММ.ГГГГ, внесена в ЕГРН - ДД.ММ.ГГГГ2012г. и применялась для расчета налога на имущество, в том числе, за 2016 год, кадастровая стоимость объекта № в сумме (данные изъяты) руб. - утверждена ДД.ММ.ГГГГ, внесена в ЕГРН - ДД.ММ.ГГГГ и применялась в целях налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ за 2017, 2018г.г.
Налоговым уведомлением № от 23.08.2017г. ФИО1 было предложено не позднее 01.12.2017г. уплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год: по объекту № (из кадастровой стоимости (данные изъяты) руб.) - в размере 14 888 руб., по объекту № (из кадастровой стоимости (данные изъяты) руб. за 6 месяцев) - 341 руб.
Затем налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ.2018г. административному истцу произведен перерасчет налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению № по объекту № - в сумме 14888 руб. (кадастровая стоимость (данные изъяты) руб.), по объекту № (кадастровая стоимость (данные изъяты) руб. за 6 месяцев) - 341 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ.2018г. ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год: по объекту № (из кадастровой стоимости 13164231 руб.) - в размере 27120 руб., по объекту № (из кадастровой стоимости 681850 руб.) - 1364 руб., уплата налога должна была быть произведена не позднее ДД.ММ.ГГГГ2018г.
Судом установлено, что кадастровая стоимость объекта № в размере (данные изъяты) руб. была оспорена ФИО1 в суде в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ2016г., согласно кадастровому отчету № от ДД.ММ.ГГГГ, его рыночная стоимость составляет (данные изъяты) руб.
Решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером № установлена равной рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере (данные изъяты). Данным судебным актом постановлено датой поддачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.2019г. (дело ДД.ММ.ГГГГ).
Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленных административным истцом документов, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2016-2019 годы по объекту № со ссылкой на решение Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.2019г. и в дальнейшем - на нормы Федерального закона от 03.08.2018г. №334-ФЗ.
Из ответа налоговой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что административный ответчик произвел перерасчет налога в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером № за 2017 и 2018 год, сославшись на то, что скорректированная решением суда кадастровая стоимость данного имущества подлежит применению для целей налогообложения только с ДД.ММ.ГГГГ и указал, что налог за 2017 год по объекту № уменьшен на 20 546 руб., за 2018 год - на 20 632 руб.
Аналогичная позиция содержится в ответах Межрайонной ИФНС России № по (,,,) от ДД.ММ.ГГГГ. № (обращение налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ.), от ДД.ММ.ГГГГ. № (обращение налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ.), от ДД.ММ.ГГГГ№ (обращение налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России № по (,,,)ФИО1 направлено налоговое уведомление №, которым налог на имущество физических лиц (в рамках ОКТМО № за 2016 год установлен в следующем размере: по объекту № - в сумме 13 832 руб. (кадастровая стоимость (данные изъяты) руб.), по объекту № руб. (кадастровая стоимость (данные изъяты) руб.) и определен срок для уплаты – 30.12.2019г.
В налоговом уведомлении № от 29.11.2019г. ФИО1 было предложено не позднее 06.02.2020г. уплатить налог на имущество физических лиц за 2017/2018 годы: по объекту №, исходя из кадастровой стоимости в размере ДД.ММ.ГГГГ руб., - соответственно в сумме 5782 + 6360, по объекту №, исходя из кадастровой стоимости № руб./(данные изъяты) руб., - соответственно в сумме 1364 + 9898, а всего 23404 руб.
Требованием № от ДД.ММ.ГГГГ.2020г. ФИО1 обязывался к уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу на имущество физических лиц по объектам № и № в следующих суммах: 15229 руб. (налог) + 269,53 руб. (пени) + 16258 руб. (налог) +255,42 руб. (пени).
Из вышеуказанного следует, что перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017,2018 годы осуществлен налоговым органом исходя из актуальных сведений о кадастровой стоимости спорного объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.2017 год (2 891 000 руб.), поступивших из регистрирующего органа, с учетом решения Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ2019г.
Судом установлено и подтверждено документально, что налоговым органом с учетом перерасчёта ФИО1 начислено сумм налога на имущество физических лиц:
-за 2016 год: объект № руб., объект № – 341 руб., итого 15 229 руб.,
-за 2017 год: объект № руб., объект № –1364 руб., итого 7146 руб.,
-за 2016 год: объект № руб., объект № –9898 руб., итого16258 руб.,
всего – 38633 руб.
Действия по перерасчету не противоречат п.6 ст.58 и п.2 ст.403 Налогового кодекса РФ, предусматривающего возможность для налогового органа перерасчета ранее исчисленного налога.
Не оспаривается административным истцом, что от него в счет уплаты налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2016-2018 годы поступили денежные средства в общей сумме 25204 руб., которые, как установлено судом, зачтены налоговой инспекцией в следующем порядке и размере:
-за 2016 год: начислено - 15229 руб., зачтено - 341 руб. (02.04.2018г.), 13568 руб. (13.09.2018г.), 1320 руб. (20.11.2018г.) согласно налогового уведомления от 16.02.2018г. №, налогового требования от ДД.ММ.ГГГГ.2018г. №, налогового уведомления от 28.09.2018г. №;
-за 2017 год: начислено – 7146 руб., зачтено - 44 руб. (20.11.2018г.), 7069 руб. (21.11.2019г.), 33 руб. (29.07.2019г.);
-за 2018 год: начислено -16258 руб., зачтено – 2829 руб. (22.11.2019г.), недоимка - 13 429 руб.
Из содержания ст.403 НК РФ и положений ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Анализируя доводы и доказательства, представленные ФИО1, с учетом вышеприведенных норм права и позиции административного ответчика, суд считает, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц за 2016 год определена налоговой инспекцией правильно в соответствии с требованиями закона, то есть исходя из кадастровой стоимости здания в размере (данные изъяты) руб., поскольку предметом искового заявления, рассмотренного (,,,) судом, являлось оспаривание кадастровой стоимости объекта № в размере (данные изъяты) руб., применяемой для исчисления налога с 01.01.2017г. и за 2017 год. Кадастровая стоимость объекта № в размере (данные изъяты) руб. предметом судебного разбирательства не являлась, под спором не состояла. По данным ЕГРН кадастровая стоимость объекта № в сумме (данные изъяты) руб. - утверждена ДД.ММ.ГГГГ, внесена в ЕГРН - ДД.ММ.ГГГГ
Предельный ретроспективный срок, за который может быть произведен перерасчет (3 года), установленный п.2.1 ст.52 Н РФ, в рассматриваемой судом ситуации, не может быть осуществлен за период ранее даты начала применения для целей налогообложения оспоренной кадастровой стоимости, исходя из прямого указания нормы ст.403 Налогового кодекса РФ.
Началом применения оспоренной в суде кадастровой стоимости объекта являлось ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.406 НК РФ, налоговым периодом для исчисления налога на имущество физических лиц признается календарный год.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно использовала для определения размера налога за 2016 год по объекту № кадастровую стоимость в размере (данные изъяты) руб., указав её в налоговых уведомления, как до обращения ФИО4 в Костромской областной суд, так и в последующих, где произведен перерасчет налога за 2017,2018г.г.
С учетом вышеуказанного суд не может принять расчет административного истца, базирующийся на применении в целях налогообложения по объекту № кадастровой стоимости в размере (данные изъяты) руб., поскольку он противоречит обстоятельствам дела, законодательству и основан на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, требования административного истца о возложении на налоговую инспекцию обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год в отношении здания с кадастровым номером № расположенного по адресу: (,,,) исходя из кадастровой стоимости, определённой решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. и Федерального закона от 03.08.2018г. №334-ФЗ, не подлежат удовлетворению.
Два других требования, прямо вытекают из первого требования, и являются производными от него, а потому также не подлежат удовлетворению.
Следовательно, иск подлежит отклонению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Межрайонной ИФНС России № по (,,,) об обязании налоговой инспекции:
-произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год в отношении здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (,,,), исходя из кадастровой стоимости, определённой решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. и Федерального закона от 03.08.2018г. №334-ФЗ;
-зачесть излишне уплаченную сумму налога на имущество физических лиц за 2016 год за здание с кадастровым номером № в счет недоимок по налогам за 2017-2018 годы;
-направить в адрес ФИО1 квитанцию с уточненными данными о размере оставшегося долга.
Решение в мотивированной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Нерехтский районный суд (,,,).
Председательствующий: С.Т. Бекенова