ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-848/19 от 04.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2а- 848/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июня 2019 год г.Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шкатова Е.А.,

при секретаре судебного заседания Царёвой З.А., с участием

представителя административного истца – ФИО4;

представителя административного ответчика, заинтересованного лица – ФИО7;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Филиала федерального казенного учреждения «Управления Черноморского флота» - «5 финансово- экономическая служба» к ОСП по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебному приставу-исполнителю ФССП РФ ОСП по Комсомольскому району по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО5, начальнику отдела старшему судебному приставу-исполнителю ФССП РФ ОСП по Комсомольскому району по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО6, заинтересованные лица УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, ФИО1 о признании действий судебного пристава- исполнителя незаконными и отмене постановления об обращении взыскания на заработную плату должника от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП;

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца Филиала федерального казенного учреждения «Управления Черноморского флота» - «5 финансово- экономическая служба» обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю о признании незаконным судебного пристава- исполнителя и отмене постановления об обращении взыскания на заработную плату должника от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП. В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций» войсковая часть 46451 зачислена на финансовое обеспечение в Филиал федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» (далее - 5 ФЭС ЧФ). Расчет, начисление и перечисление денежного довольствия, ежемесячных компенсационных и социальных выплат военнослужащим войсковой части 46451, в том числе и должнику ФИО3, производится 5 ФЭС ЧФ на основании приказов командира воинской части, а следовательно, 5 ФЭС ЧФ является местом получения дохода должника. С целью производства удержаний алиментов из денежного довольствия ФИО3ДД.ММ.ГГГГ адрес 5 ФЭС ЧФ поступило постановление об обращении взыскания на заработную плату должника от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление, копия в приложении ), вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО5 (далее - судебный пристав-исполнитель) в рамках исполнительного производства -ИП. Согласно пункта 5 Постановления судебным приставом-исполнителем на 5 ФЭС ЧФ возложена обязанность ежемесячно направлять судебному приставу-исполнителю копии документов, подтверждающих перечисление удержанных денежных средств взыскателю, с указанием размера дохода, получаемого должником, процент удержания, суммы и даты выплаты заработной платы и (или) иного дохода, лицу обязанному уплачивать алименты, суммы и даты перечисления денежных средств взыскателю, вид перечисления (платежное поручение, почтовый перевод). Пунктом 7 Постановления на 5 ФЭС ЧФ возложена обязанность при перечислении удержанных денежных средств в платежном поручении в назначении платежа обязательно указывать: размер дохода должника, период за который взысканы суммы, номер исполнительного производства, по которому производились удержания, фамилию, имя, отчество должника и судебного пристава-исполнителя. Полагая, что пункты 5 и 7 Постановления являются незаконными, вынесены судебным приставом-исполнителем с нарушением требований нормативных правовых актов 5 ФЭС ЧФ начальнику отдела-старшему судебному приставу ОСП по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - начальник ОСП) ДД.ММ.ГГГГ была подана жалоба исх. с просьбой отменить вышеуказанные пункты Постановления, и по результатам ее рассмотрения начальник ОСП ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление об отказе в удовлетворении жалобы (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ,. Полагаю, что пункты 5, 7 Постановления и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, необоснованными и тем самым нарушают права и законные интересы 5 ФЭС ЧФ по следующим основаниям. Относительно пунктов 5, 7 Постановления.

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - ФЗ № 118) предусмотрено, что судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,

ФЗ № 118, Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229) и другими федеральными законами.

Статьей 4 ФЗ № 229-ФЗ определены принципы осуществления исполнительного производства, среди которых первостепенное значение имеет принцип законности, как главное звено любой правовой системы и правоохранительной деятельности. Это означает, что судебный пристав- исполнитель, осуществляя свои полномочия, должен действовать на основании и в соответствии с законом и обязан руководствоваться только законом.

При этом, ФЗ № 118 и ФЗ № 229, а так же иными нормативными правовыми актами не предусмотрено ежемесячное направление судебному приставу-исполнителю копий документов, подтверждающих перечисление удержанных денежных средств взыскателю, с указанием размера дохода, получаемого должником, процента удержания, суммы и даты выплаты заработной платы и (или) иного дохода, лицу обязанному уплачивать алименты, суммы и даты перечисления денежных средств взыскателю, вид перечисления (платежное поручение, почтовый перевод), а также не предусмотрена обязанность по указанию в платежном поручении в назначении платежа: размер дохода должника, период за который взысканы суммы, номер исполнительного производства, по которому производились удержания, фамилию, имя, отчество должника и судебного пристава-исполнителя.

Более того, статьей 14 ФЗ № 229 определен исчерпывающий перечень пунктов, которые необходимо указать судебному приставу-исполнителю в Постановлении, а именно в постановлении необходимо указывать следующую информацию:

наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

дата вынесения постановления;

должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

вопрос, по которому выносится постановление;

основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

порядок обжалования постановления.

Кроме того, в соответствии с ФЗ № 229, ФЗ № 118, с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10 декабря 2010 № 682, разработаны Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, которые утверждены 19 июня 2012 г. директором Федеральной

службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

Раздел IV Методических рекомендаций определяет порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника.

Согласно раздела IV Методических рекомендаций в организацию по месту получения дохода должника судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы:

копию исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 98 ФЗ № 229;

копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 112 ФЗ № 229 (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (в случае, если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам.

В постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника наряду с иными требованиями указывается

требование лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи, о предоставлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении взысканных денежных средств взыскателю.

В соответствии с ФЗ № 229-ФЗ, в целях обеспечения полного, правильного и своевременного осуществления исполнительного производства приказом Федеральной службы судебных приставов от 11 июля 2012 г. № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» (далее - приказ) утверждены примерные формы процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства, в том числе и форма постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (далее - форма постановления, в приложении № 5).

Пункт 8 формы постановления содержит следующую информацию: «обязать лицо, производящее удержания, представлять судебному приставу- исполнителю один раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении денежных средств

должника (ФИО должника) в пользу взыскателя (ФИО (наименование) взыскателя) с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление. Информацию направлять в письменном виде (наименование и адрес структурного подразделения территориального органа ФССП России), а также по факсу».

Согласно ФЗ № 229, Методические рекомендации и форма постановления не содержат пунктов возлагающих на 5 ФЭС ЧФ обязанностей, указанных судебным приставом-исполнителем в пунктах 5, 7 обжалуемого Постановления. Кроме того, следует обратить внимание, что по состоянию на 1 марта 2019 г. на исполнении в 5 ФЭС ЧФ находится 311 постановлений, вынесенных судебными приставами-исполнителями различных регионов Российской Федерации, которые выносятся в строгом соответствии с требованиями приказа: предоставлять судебному приставу-исполнителю один раз в квартал до 20 числа месяца информацию об удержании и перечислении денежных средств должника (ФИО должника) в пользу взыскателя (ФИО (наименование) взыскателя и не содержат требований указанных в пунктах 5, 7 Постановления. Кроме того, в соответствии с положением о 5 ФЭС ЧФ, утвержденным приказом командующего Черноморским флотом от 22 декабря 2014 г. № 6120дсп, для учета операций, осуществляемых 5 ФЭС ЧФ, являющимся получателем средств в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе Федерального казначейства открыт лицевой счет, в связи с чем, кассовые операции производятся 5 ФЭС ЧФ через территориальный орган Федерального казначейства. Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации Федеральное казначейство от 19 июля 2013 г. № 11н (далее - Порядок № 11 н), который устанавливает порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, их обособленных подразделений, наделенных обязанностью ведения бухгалтерского учета, на лицевых счетах, открытых им в территориальном органе Федерального казначейства. Согласно пункта 2 Порядка № 11н, при осуществлении операций со средствами бюджетных учреждений (их обособленных подразделений), которым в установленном Федеральным казначейством порядке открыты лицевые счета в органе Федерального казначейства (далее - клиенты), информационный обмен между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства, в связи с чем, 10 декабря 2015 г. между 5 ФЭС ЧФ и Управлением Федерального казначейства по Республике Крым (далее - Стороны) заключен договор № 4900 «Об обмене электронными документами» Согласно условий Договора, Договор регулирует отношения между Сторонами, возникающие в процессе электронного документооборота в соответствии с Правилами электронного документооборота в системе электронного документооборота Федерального казначейства. Договор определяет права и обязанности Сторон, возникающие при осуществлении электронного документооборота (далее - ЭДО).

Договор определяет условия и порядок обмена электронными документами (далее - ЭД) при осуществлении ЭДО между Сторонами в системе электронного документооборота Федерального казначейства (далее - СЭДФК). При осуществлении обмена ЭД с использованием СЭДФК Стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти, регулирующих отношения в области использования ЭД, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, а так же Договором. Согласно п. 6 Порядка № Пн орган Федерального казначейства принимает платежные документы к исполнению в случае выполнения следующих условий:

платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком № 11н, Порядком санкционирования (Соглашением);

в платежном документе отсутствуют исправления (в случае представления платежного документа на бумажном носителе);

указанные в платежном документе коды по бюджетной классификации являются действующими на момент представления платежного документа;

указанные в платежном документе коды по бюджетной классификации соответствуют текстовому назначению платежа.

Согласно п. 7 Порядка № 11н если представленные клиентом платежные документы соответствуют установленным требованиям, территориальный орган Федерального казначейства формирует платежные поручения, на основании которых осуществляются операции по списанию средств со счетов по учету средств клиентов, оформленные в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 19 июня 2012 г. № 383-П (далее - Положение № 383-П), с учетом требований, установленных совместным Положением Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2014 г. № 414- П/8н «Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации».

В соответствии с п. 1.10. Положения № 383-П, перечень и описание реквизитов платежного поручения приведен в приложении 1 Положения № 383-П. Данное платежное поручение применяется в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 Положения № 383-П.

Форма платежного поручения на бумажном носителе приведена в приложении 2 к Положению № 383-П.

Номера реквизитов платежного поручения приведены в приложении 3 к Положению № 383-П.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к Положению № 383-П (210 символов).

Таким образом, следует прийти к выводу, что требования к платежному поручению, а именно требования информации которую оно должно содержать и количество символов в нем, определены нормативными правовыми актами, а требования судебного-пристава исполнителя о возложении на 5 ФЭС ЧФ обязанности по указанию в платежном поручении иной информации не предусмотренной Положением № 383-П (размер дохода должника, периода, за который взысканы суммы, номер исполнительного производства, по которому производились удержания, фамилии, имени, отчества должника и судебного пристава-исполнителя) являются незаконными и возлагают на 5 ФЭС ЧФ обязанности нарушать требования Положения № 383-П и условия Договора. С учетом изложенного, полаю, что судебный пристав-исполнитель возложив на 5 ФЭС ЧФ обязанности указанные в пунктах 5 и 7 обжалуемого Постановления превысила свои должностные полномочия, возлагаемые на нее законом, что является злоупотреблением правом и, как следствие, пункты 5, 7 Постановления являются незаконными и подлежащими отмене. Относительно Постановления от 17 января 2019 года

Как было указано ранее в административном исковом заявлении, полагая, что пункты 5 и 7 Постановления являются незаконными 5 ФЭС ЧФ начальнику ОСП ДД.ММ.ГГГГ была подана жалоба исх. с просьбой отменить вышеуказанные пункты Постановления, указанное подтверждается кассовым чеком и описью вложения в ценное письмо (копии в приложении ) и, по результатам ее рассмотрения начальник ОСП ДД.ММ.ГГГГ вынес Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором жалоба получена адресатом (начальником ОСП) ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. т. 126, 127 Закона № 229-ФЗ жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления. Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, копия которого направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления. Таким образом, жалоба. поданная 5 ФЭС ЧФ, даже с учетов нерабочих праздничных дней, должна была быть рассмотрена ДД.ММ.ГГГГ и ответ на нее направлен в адрес 5 ФЭС ЧФ не позднее ДД.ММ.ГГГГ При этом, в нарушение вышеуказанных статей ФЗ № 229, жалоба 5 ФЭС ЧФ была рассмотрена только ДД.ММ.ГГГГ, а постановление по результатам ее рассмотрения направлено в адрес 5 ФЭС ЧФ только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с явным нарушением сроков установленных ФЗ № 229, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте. Начальник ОСП, отказывая в удовлетворении жалобы, полагает, что требования судебного пристава-исполнителя указанные в пунктах 5, 7 Постановления являются законными. Однако, законными являются те требования судебного пристава-исполнителя, которые основываются на Законе, как было указано ранее, требования судебного пристава- исполнителя изложенные в пунктах 5, 7 Постановления противоречат ФЗ № 229, Методическим рекомендациям и приказу. Кроме того, доводы начальника ОСП изложенные в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Постановление соответствует по форме и содержанию форме постановления, утвержденной приказом, противоречат фактическим обстоятельствами, что подтверждается формой постановления. Вместе с тем, следует согласиться с выводом начальника ОСП, что форма постановления, утвержденная приказом, носит обязательный характер для судебного пристава-исполнителя, при этом, как было указано ранее, форма постановления, утвержденная приказом не содержит обязанностей возлагаемых на 5 ФЭС ЧФ судебным приставом- исполнителем в пунктах 5, 7 Постановления. Также, следует согласиться с выводами начальника ОСП, что судебный пристав-исполнитель как процессуальное лицо вправе, в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, затребовать от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций необходимую информацию, которая должна быть предоставлена в сроки, указанные судебным приставом-исполнителем, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, начальник ОСП полагает, что указание в платежном поручении следующей информации: размер дохода должника, периода, за который взысканы суммы, номер исполнительного производства, по которому производились удержания, фамилии, имени, отчества должника и судебного пристава-исполнителя являются контролем за своевременным и правильным исполнением исполнительных документов, при этом, следует обратить внимание Суда, как требования судебного пристава-исполнителя не основанные на Законе, могут быть контролем за своевременным и правильным исполнением исполнительных документов, ведь по сути это является злоупотреблением правом и превышение своих должностных полномочий судебным приставом-исполнителем. Учитывая вышеизложенное, судебным приставом-исполнителем ФИО5 и начальником ОСП ФИО6 нарушены не только нормы ФЗ № 229, но и права и законные интересы 5 ФЭС ЧФ, которые выражаются в возложении на 5 ФЭС ЧФ обязанностей не предусмотренных нормативными правовыми актами и, тем самым, нарушают права и законные интересы 5 ФЭС ЧФ. Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции. Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава- исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Как уже было указано ранее, Постановление 5 ФЭС ЧФ было обжаловано в порядке подчиненности путем подачи жалобы и, по итогам ее рассмотрения, вынесено Постановление от 17 января 2019 г., указанное постановление направлено в адрес 5 ФЭС ЧФ 18 февраля 2019 г., а поступило в отделение почтовой связи <адрес> и в адрес 5 ФЭС ЧФ 26 февраля 2019 г., что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте (копия в приложении ), а следовательно о нарушении своих прав и законных интересов 5 ФЭС ЧФ стало известно только ДД.ММ.ГГГГ Причины пропуска процессуального срока для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд и основания для его восстановления указаны в заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока. Административный истец просит суд: восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя ФИО5 и начальника ОСП по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО6 и их постановлений; освободить 5 ФЭС ЧФ от уплаты государственной пошлины за подачу настоящего административного искового заявления.Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО5 в части возложения на 5 ФЭС ЧФ обязанностей указанных в пунктах 5,7 постановления об обращении взыскания на заработную плату должника от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия начальника ОСП ФИО6 в части отказа в удовлетворении жалобы 5 ФЭС ЧФ и вынесении постановления об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ; обязать судебного пристава-исполнителя ФИО5 отменить пункты 5, 7 постановления об обращении взыскания на заработную плату должника от ДД.ММ.ГГГГ; обязать начальника ОСП ФИО6 отменить постановление об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, т.к. действуют два постановления, в которых имеются нарушения закона, что препятствует их исполнению. Жалоба была рассмотрена с нарушением требований закона. Просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок.

Представитель административного ответчика, заинтересованного лица УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении административного иска, не возражала против удовлетворения ходатайства представителя административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Заинтересованное лицо (представитель) – взыскатель в судебном заседание не явился, надлежащим образом извещен судом о времени и месте судебного заседания. Суд, руководствуясь положениями ст.226 ч.6 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного процессуального лица.

Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно положениям ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса. При рассмотрении вопросов, указанных в положениях ст. 360 КАС РФ, суд не оценивает правомерность судебного решения, вступившего в законную силу, которое исполняется судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями статей ФЗ РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с положениями ст.2 ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что на исполнении в ОСП по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее ОСП по Комсомольскому району) находится исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа: исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Судебным участком № <адрес> на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении должника ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.рожд., зарегистрированного: <адрес>, в пользу взыскателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рожд., <адрес>, <адрес>, <адрес>, предмет исполнения: «Взыскание с ФИО3 в пользу ФИО1 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рожд., в размере 1/4 части всех видов заработка (дохода) ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ребенка». ДД.ММ.ГГГГ., в ходе исполнительных действий исполнительному производству -ИП, в соответствии со ст.ст. 14, 98-102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее: ФЗ «Об исполнительном производстве») судебным приставом-исполнителем во исполнение требования вышеуказанного исполнительного документа вынесено постановление исх. от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на заработную плату должника, которое было направлено для исполнения в Филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» (295006, <адрес>). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. Филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» сообщил о получении (принятии к исполнению) постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх.. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. Филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» предоставил судебному приставу-исполнителю информацию, затребованную пунктом 6 вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх. (сведения о доходах, копию платежного документа и т.д). 27.12.2018 в ОСП по Комсомольскому району поступила для рассмотрения в порядке подчиненности жалоба Филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» от ДД.ММ.ГГГГ исх. (вход.-АЖ от ДД.ММ.ГГГГ) на действия судебного пристава-исполнителя ФИО5, с требованием признать незаконными пункты 5,7 вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ исх., их отмене и привлечении судебного пристава-исполнителя к дисциплинарной ответственности за превышение своих должностных полномочий. Данная жалоба была рассмотрена начальником отдела — старшим судебным приставом ОСП по Комсомольскому району ФИО6 в сроки и порядке, установленными ст.ст. 15,123 - 127 ФЗ «Об исполнительном производстве». По результатам рассмотрения жалобы в её удовлетворении было отказано, о чем в адрес заявителя сопроводительным письмом от 17.01.2019 исх. направлено мотивированное постановление от ДД.ММ.ГГГГ (список почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх. в порядке ч.3 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» внесены изменения в оспариваемое административным истцом постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх. , а именно:

- описка в пункте 3 резолютивной части постановления в фразе: «... начиная с ДД.ММ.ГГГГ из заработка должника ежемесячно удерживать по 1/4 части всех видов заработка.. .» исправлена на «... начиная с ДД.ММ.ГГГГ из заработка должника ежемесячно удерживать по 1/4 части всех видов заработка, задолженности по алиментам отсутствуют.. .»;

- период, указанный в пункте 5 резолютивной части постановления в отношении обязанности должностных лиц организации по месту получения дохода должника предоставлять судебном приставу-исполнителю сведения, связанные с доходами должника и перечисленных взыскателю алиментах, изменен с «ежемесячно» на «ежеквартально».

Постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх. о внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ исх. направлено в адрес Филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» для исполнения сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. (список почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, в том числе в указанных целях он вправе:

- запрашивать и получать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

- давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

- проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов в отношении работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- а также совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п. 17 ч.1 ст.64).

Вышеуказанные действия судебного пристава-исполнителя законны и в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 14 ФЗ «О судебных приставах» (Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» утверждены примерные формы постановлений и иных актов судебного пристава-исполнителя. Перечень форм процессуальных документов, утвержденных настоящим приказом, не является исчерпывающим и не содержит запретов на внесение в них дополнений и требований, необходимых для обеспечения полного, своевременного и правильного выполнения требований исполнительных документов, в том числе обеспечения контроля за их исполнением по месту получения должником доходов.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть указана в постановлении судебного пристава-исполнителя приведен в части 2 данной статьи. Судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки; указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении.

Оспариваемое административным истцом постановление судебного пристава-исполнителя от 19.11.2018 исх. об обращении взыскания на заработную плату должника ФИО3, соответствует требованиям ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» и не противоречит примерной форме данного вида постановления, утвержденной приказом ФССП России от 11.07.2012 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства». Пункты 5-10 в данное постановление внесены в целях обеспечения надлежащего контроля за исполнением требования исполнительного документа, в том числе при увольнении должника, а также для разъяснения ответственности за неисполнение данного постановления и требований исполнительного документа, предусмотренной действующим законодательством РФ. «Методическим рекомендациям ФССП России», на которые ссылается административный истец, требование пункта 5 данного постановления также не противоречит.

В абзаце 10 раздела IV «Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов», утвержденных ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ за , при направлении в организацию по месту получения должником дохода содержится рекомендация указывать в постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, наряду с иными требованиями, «требование о предоставлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал (либо ежемесячно на усмотрение судебного пристава-исполнителя) информации о производимых удержаниях с должника, с приложением платежных документов о перечислении удержанных денежных средств взыскателю».

Пункт 7 оспариваемого постановления содержит законное требование судебного пристава-исполнителя об указании в платежном документе при перечислении денежных средств взыскателю в разделе «назначение платежа» информации о перечисленных ей денежных сумме: ф.и.о должника, размер его дохода и период дохода, номер исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель, на получение которой взыскатель имеет право. В платежном документе формат текстового поля по количеству вводимых знаков допускает введение требуемой информации, то есть административный истец не имеет объективных затруднений по внесению в платежный документ требуемых от него вышеуказанных сведений, что видно из поступившего от административного истца платежного документа от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении удержанной суммы алиментов из дохода должника за ноябрь 2018 года.

Оспариваемые административным истцом постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх. соответствую действующему законодательству РФ об исполнительном производстве. При исполнении по исполнительному производству в данном постановлении исправлена допущенная описка, а также внесено изменение в части требования о предоставлении информации «ежемесячно» на «ежеквартально», произведенные постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исх., которое административному истцу направлено сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. (список почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ). В данном постановлении оспариваемые административном истцом пункты приведены в соответствие с требованиями закона с учетом доводов представителя административного истца, изложенных ранее в жалобе на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. резолютивная часть данного постановления изложена в новой редакции, содержание которой административным истцом не оспаривается и принято к исполнению.

Постановление начальника отдела — старшего судебного пристава ОСП по Комсомольскому району ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы Филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» от ДД.ММ.ГГГГ исх. на действия судебного пристава-исполнителя ФИО5, с требованием признать незаконными пункты 5,7 постановления от ДД.ММ.ГГГГ исх. , отмене этих требований и привлечении судебного пристава-исполнителя к дисциплинарной ответственности за превышение своих должностных полномочий, является обоснованным и основано на действующем законодательстве РФ об исполнительном производстве.

Действия начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Комсомольскому району, судебного пристава-исполнителя произведенные на основании возбужденного исполнительного производства соответствуют требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве, не нарушают права и законные интересы взыскателя., административного истца (представителя). Копии процессуальных документов, вынесенные по исполнительному производству, направлены взыскателю, административному истцу (представителю) судебным приставом-исполнителем, что подтверждается материалами исполнительного производства.

Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем законно и обоснованно, в пределах полномочий, предоставленных законом данному должностному лицу, по исполнительному производству были вынесены соответствующие процессуальные постановления, произведены надлежащие исполнительные действия, фиксирующие движение по направлению для организации своевременного и полноценного исполнения исполнительного документа. Фактов нарушения норм Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем допущено не было

Рассматривая ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока для оспаривания решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, суд приходит к следующему.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п. 3). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (п. 5). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п. 8).

В судебном заседании установлено, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес 5 ФЭС ЧФ ДД.ММ.ГГГГ, поступило в отделение почтовой связи <адрес> и в адрес 5 ФЭС ЧФ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте (копия в приложении ), а следовательно о нарушении своих прав и законных интересов 5 ФЭС ЧФ стало известно только ДД.ММ.ГГГГ. Причины пропуска процессуального срока для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд и основания для его восстановления указаны в заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока. Административный истец просит суд: восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

По настоящему делу у административного истца (представителя) имелись уважительные причины пропуска процессуального срока обращения в суд об оспаривании выше указанных постановлений, т.к. судом при рассмотрении административного дела их наличие установлено, что нашло свое документальное подтверждение на основании письменных доказательств, предоставленных суду представителем административного истца. Представитель административного ответчика, заинтересованного лица не возражал против удовлетворения судом ходатайства представителя административного истца и восстановлении пропущенного процессуального срока.

Суд считает ходатайство представителя административного истца подлежащим удовлетворению, пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.

Таким образом, оценив собранные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что обжалуемые административным истцом (представителем) действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Комсомольского района Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО о Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО по исполнительному производству -ИП соответствуют требованиям действующего законодательства, следовательно, административное исковое заявление искового заявления Филиала федерального казенного учреждения «Управления Черноморского флота» - «5 финансово- экономическая служба» к ОСП по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебному приставу-исполнителю ФССП РФ ОСП по Комсомольскому району по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО5, начальнику отдела старшему судебному приставу-исполнителю ФССП РФ ОСП по Комсомольскому району по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО6, заинтересованные лица УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, ФИО1, о признании действий судебного пристава- исполнителя незаконными и отмене постановления об обращении взыскания на заработную плату должника от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 - 227,360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Филиала федерального казенного учреждения «Управления Черноморского флота» - «5 финансово- экономическая служба» к ОСП по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебному приставу-исполнителю ФССП РФ ОСП по Комсомольскому району по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО5, начальнику отдела старшему судебному приставу-исполнителю ФССП РФ ОСП по Комсомольскому району по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО6, заинтересованные лица УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, ФИО1, о признании действий судебного пристава- исполнителя незаконными и отмене постановления об обращении взыскания на заработную плату должника от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.А. Шкатов