Дело № 2а-848/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2019 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.О.
при секретаре Ключенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к административному ответчику администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области о признании уведомления незаконным и обязании выдать уведомление о соответствии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с указанным административным иском, сославшись в его обоснование на следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является собственником земельного участка с КН № по <адрес>.
Имея намерения осуществить на данном участке строительство жилого дома, истец обратился в администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Данное решение обосновано тем, что земельный участок по сведениям ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, находится в границах приаэродромных территорий аэродромов и в границах охранных зон археологического культурного слоя.
Указывая на то, что по данным ЕГРН какие-либо ограничения, кроме ипотеки, в отношении земельного участка не зарегистрированы, что, по мнению административного истца, указывает на незаконность требований администрации о предоставлении дополнительных согласований, ФИО2 просил суд признать незаконным и отменить уведомление администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома н земельном участке, обязать администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону выдать уведомления о соответствии на основании ранее поданного уведомления о планируемом строительстве или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец ФИО2 явился, на удовлетворении административного иска настаивал, полагая его законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика администрации Советского района г. Ростова-на-Дону ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на доводы, приведенные в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представители Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеются письменные отзывы Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону и Комитета по охране объектов культурного наследия, по существу которых следует, что указанные участники административного процесса возражают против удовлетворения административного иска.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц в порядке статьи 150 КАС РФ.
Выслушав позицию административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является собственником земельного участка площадью 461 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, жилого дома литер № общей площадью 66, 9 кв.м., летней кухни литер № площадью 20, 9 кв.м., сарая литер № площадью 8, 8 кв.м., гаража литер Е площадью 26, 3 кв.м. по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 направил в администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 30-33).
Рассмотрев данное обращение и приобщенные к нему документы, администрация Советского района г. Ростова-на-Дону подготовила и направила заявителю уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. 29).
Данное решение административного ответчика было обосновано тем, что согласно сведениям ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, представленным Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес>, земельный участок с КН № по <адрес> находится в границах приаэродромных территорий аэродромов: <адрес>. Кроме того, участок расположен в зоне охраны археологического культурного слоя, что в силу ч. 3 ст. 4 ФЗ -135 от 01 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», а также п. 20 ст. 20 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону требует получение согласований, которые отсутствовали в прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве документах.
Полагая свои права нарушенными и указывая на то, что в ЕГРН сведения о каких-либо обременениях имущества, кроме ипотеки, отсутствуют, а администрация не вправе требовать предоставления дополнительных документов, ФИО2 обратился в суд с указанным административным иском.
Устанавливая обоснованность административного иска ФИО2, суд исходит из того, что с даты вступления в законную силу ФЗ от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ вопросы, касающиеся уведомления уполномоченного органа местного самоуправления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, регламентированы ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает н в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции садового дома, содержащее следующие сведения: ФИО, наименование и место нахождения застройщика, кадастровый номер земельного участка, адрес или описание местоположения земельного участка, сведения о праве на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок, сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома), сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства, в целях строительства которого подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе, об отступах от границ земельного участка, сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес или электронный адрес для связи; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных п. 2 ч. 7 и п. 3 ч. 8 статьи.
Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве, определен в ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ.
В силу ч. 7 статьи 51. 1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документаций по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии в земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В силу ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в ч. 9 статьи 51. 1 ГрК РФ, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствия описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В соответствии с ч. 11 ст. 51. 1 ГрК РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, которые установлены ПЗЗ, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установленным ГрК РФ, и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке – установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, или сведения о том, что лицо, подавшее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
В рассматриваемом случае уведомление администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ было обосновано, в частности, сведениями ИСОГД, согласно которым принадлежащий заявителю земельный участок расположен в границах приаэродромных территорий аэродромов: <адрес>, а также в зоне охраны археологического культурного слоя.
Достоверность данных сведений подтверждена в рамках рассмотрения дела представленным Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону отзывом, основанным на утвержденных Решением городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ Правилах землепользования и застройки города Ростова-на-Дону и решении Департамента авиационной промышленности минпромторга от ДД.ММ.ГГГГ, а также отзывом Комитета по охране объектов культурного наследия (л.д. 82-86).
Согласно п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, установленном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в рок не боле чем тридцать дней: с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом с фере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.
В соответствии с п.п. 4.27, 5. 9 Положения о Южном МТУ Росавиации создана комиссии по согласованию строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приародромной территории гражданских аэродромов, районов аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов. Согласование строительства (реконструкции, размещения) объектов осуществляется в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.
Приаэродромные территории в городе Ростове-на-Дону утверждены решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24 апреля 2007 года № 251 (с актуальными изменениями) в составе генерального плана города Ростова-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Также в соответствии с положениями генерального плана города утверждены Правилам землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, предусматривающие, в том числе, и в редакции, действующей в декабре 2018 года, строительство новых зданий после проведения археологических исследований либо при отсутствии памятников археологии разрешение уполномоченного государственного органа в сфере охраны объектов культурного наследия при участии археологов.
В соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации к полномочиям федеральным органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности, утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия. Критерии определения указанных территорий и порядок утверждения их границ устанавливаются Правительством Российской Федерации (до настоящего времени не утверждены).
Согласно ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ до утверждения границ территорий, предусмотренных пп. 34.2 п. 1 ст. 9 названного нормативного правового акта, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абз. 3 данной статьи, в случае, если в отношении земель, подлежащих воздействию строительных работ, орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов, обладающих признаками культурного наследия.
На территории Ростовской области областным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, является Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области, созданный на основании Постановления Правительства Ростовской области от 29 декабря 2017 года № 928.
По данным данного уполномоченного органа Комитет не имеет данных об отсутствии на принадлежащем административному истцу земельном участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, вследствие чего требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы до начала проведения земляных работ.
Исследовав обстоятельства данного дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение администрации Советского района г. Ростова-на-Дону соответствует положениям действующего законодательства, поскольку ФИО2 при обращении с уведомлением о планируемом строительстве не представил требуемые согласования с уполномоченными органами, что не оспаривалось им в рамках рассмотрения настоящего дела.
Между тем, наличие таких согласований на основании приведенных норм федерального и регионального законодательства является обязательным и их отсутствие в силу ст. 51. 1 ГрК РФ явилось законным основанием для принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения администрации Советского района г. Ростова-на-Дону.
Доводы административного истца о том, что по данным ЕГРН участок находится вне зон с особыми условиями использования территорий, подлежит отклонению, поскольку глава XIX Земельного кодекса Российской Федерации, определяющая порядок формирования зон с особыми условиями использования территорий, введена в действие ФЗ от 03 августа 2018 года № 242-ФЗ, вступающего за исключением отдельных положений в силу 01 января 2019 года, и само по себе отсутствие в ЕГРН сведений о расположении участка в пределах зон с особыми условиями использования территорий не свидетельствует о незаконности решения административного ответчиком от 26 декабря 2018 года и нарушении им прав истца.
При таком положении, совокупность условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации для удовлетворения требований административного иска, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к административному ответчику администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области о признании уведомления незаконным и обязании выдать уведомление о соответствии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2019 года.