ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-848/2021 от 12.05.2021 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2а-848/2021

УИД 26RS0003-01-2021-000374-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Ширяева А.С.,

при секретаре ФИО5,

помощник судьи ФИО6,

с участием представителя административного истца ФИО10 (действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО4) ФИО9,

с участием представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО10 (действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО4) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о признании решения органа государственной власти субъекта РФ незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (действующая в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО4) обратилась к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с административным исковым заявлением о признании решения органа государственной власти субъекта РФ незаконным.

В обоснование административного искового заявления указала, что на основании решения министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РВБВ-С-2016-01963/00 от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю ФИО2 было предоставлено право водопользования на объект: участок акватории реки Берестовка – 2 русловых водоёма, площадью 34, 27 га. (пруд , 14,09 га, пруд ,18 га.). В составе водоёма находятся следующие гидротехнические сооружения: земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 263 м., ширина проезда по верху 6, 0 м., максимальная высота плотины 2, 7 м., земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 758 м., ширина проезда по верху 8,0 м. максимальная высота плотины 4,9 м. Срок права водопользования до ДД.ММ.ГГГГ (Далее – Водный объект). Право водопользования зарегистрировано в государственном водном реестре № регистрационной записи 26-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РВБВ-С-2016-01963/00 отделом водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 умер, наследниками являются: супруга - ФИО10, сын - ФИО3, дочь - ФИО4.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ставропольского городского нотариального округа ФИО8ФИО10 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону № в реестре 26/109-н/26-2020-4-1243 на право водопользования Водным объектом.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ставропольского городского нотариального округа ФИО8ФИО3 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону № в реестре 26/109-н/26-2020-4-1268 на право водопользования Водным объектом.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ставропольского городского нотариального округа ФИО8ФИО4 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону № в реестре 26/109-н/26-2020-4-1255 на право пользования Водным объектом.

ФИО10, действующая в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 обратилась в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с заявлением об осуществлении формирования и передачи необходимого пакета документов в отдел водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления для осуществления государственной регистрации права водопользования истца Водным объектом.

ДД.ММ.ГГГГ истцы получили от министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданного полномочия РФ по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ, совершение переуступки прав в пользу третьего лица не предусмотрено; Таким образом, переуступка прав и обязанностей по решению о предоставлении водного объекта (участка акватории) б. Берестовка в пользу ФИО3, ФИО4, ФИО10 не представляется возможным.

Считает, что вышеуказанный отказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> на основан на законе РФ, в связи с тем, что ГК РФ, ВК РФ не установлено запрета на передачу права водопользования в порядке универсального правопреемства, предоставленного наследодателю в порядке ст. 21 ВК РФ, так как рассматриваемое право водопользования Водным объектом не ограничено законом РФ в гражданском обороте, не требует наличия специального субъекта права (не связано неразрывно с личностью наследодателя). Более того, в вышеуказанном письме ответчик ссылается на невозможность уступки рассматриваемого права водопользования Водным объектом, предоставленного в порядке ст. 21 ВК РФ третьим лицам, что основано неверном применении нормы материального права, неверном толковании закона РФ. Так, возможность уступки права требования - цессия (в том числе права водопользования) третьим лицам установлена ст. 388 ГК РФ, тогда как порядок передачи прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства – наследования установлен ст. 1112 ГК РФ. Передача прав и обязанностей в порядке наследования (универсального правопреемства) по своей юридической природе отличается от уступки права требования в порядке цессии (сингулярного правопреемства). Также, в порядке наследования (универсального правопреемства) к наследникам – истцам переходит весь комплекс прав и обязанностей, составляющий наследственную массу, в том числе право водопользования Водным объектом. Напротив, в рамках цессии (сингулярного правопреемства) уступается только часть прав и обязанностей, как правило, в рамках гражданско – правой сделки, в данном случае в силу ч. 1 ст. 19 Водного кодекса РФ требующий согласия уполномоченного государственного органа, органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Вышеуказанными нотариально удостоверенными доказательствами (свидетельствами о праве на наследство по закону) подтверждается, что у истцов в порядке ч. 4 ст. 1152, возникло право водопользование на Водный объект с момента открытия наследства. Возникновение права водопользования Водным объектом у истцов с момента открытия наследства подтверждено нотариально удостоверенными доказательствами и в силу ч. 5 ст. 61 ГПК РФ не требует доказывания.

Просит признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке и передаче необходимого пакета документов в отдел водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления для осуществления государственной регистрации права водопользования ФИО10, ФИО3, ФИО4 на водный объект: участок акватории реки Берестовка – 2 русловых водоёма, площадью 34, 27 га. (пруд , 14,09 га, пруд ,18 га.). В составе водоёма находятся следующие гидротехнические сооружения: земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 263 м., ширина проезда по верху 6, 0 м., максимальная высота плотины 2, 7 м., земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 758 м., ширина проезда по верху 8,0 м. максимальная высота плотины 4,9 м. Срок права водопользования до ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> устранить допущенные нарушения закона Российской Федерации.

В судебное заседание административный истец ФИО10 (действующая в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО4) не явилась, судом извещена надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.

В судебном заседании представитель административного истцаФИО10ФИО9 административные исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО7 в удовлетворении административного искового заявления возражала по причине того, что административным регламентом не предусмотрено совершение переуступки прав и обязанностей по решению о предоставлении водного объекта в пользу третьего лица.

В судебное заседание заинтересованное лицо нотариус Ставропольского городского нотариального округа ФИО8 не явилась, судом извещена надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица отдела водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления не явился, судом извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, суду представлено заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие заинтересованного лица.

В судебное заседание заинтересованное лицо нотариус Ставропольского городского нотариального округа ФИО8 не явилась, судом извещена надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.

Исследовав представленные суду доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.

На основании ст.46 КонституцииРоссийской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей226 КАС РФпредусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что на основании решения министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РВБВ-С-2016-01963/00 от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю ФИО2 было предоставлено право водопользования на объект: участок акватории реки Берестовка – 2 русловых водоёма, площадью 34, 27 га. (пруд , 14,09 га, пруд ,18 га.). В составе водоёма находятся следующие гидротехнические сооружения: земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 263 м., ширина проезда по верху 6, 0 м., максимальная высота плотины 2, 7 м., земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 758 м., ширина проезда по верху 8,0 м. максимальная высота плотины 4,9 м. Срок права водопользования до ДД.ММ.ГГГГ (Далее – Водный объект). Право водопользования зарегистрировано в государственном водном реестре № регистрационной записи 26-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РВБВ-С-2016-01963/00 отделом водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 умер, наследниками являются: супруга - ФИО10, сын - ФИО3, дочь - ФИО4.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ставропольского городского нотариального округа ФИО8ФИО10 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону № в реестре 26/109-н/26-2020-4-1243 на право водопользования Водным объектом.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ставропольского городского нотариального округа ФИО8ФИО3 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону № в реестре 26/109-н/26-2020-4-1268 на право водопользования Водным объектом.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ставропольского городского нотариального округа ФИО8ФИО4 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону № в реестре 26/109-н/26-2020-4-1255 на право пользования Водным объектом.

ФИО10, действующая в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 обратилась в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с заявлением об осуществлении формирования и передачи необходимого пакета документов в отдел водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления для осуществления государственной регистрации права водопользования истца Водным объектом.

ДД.ММ.ГГГГ истцы получили от министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданного полномочия РФ по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ, совершение переуступки прав в пользу третьего лица не предусмотрено; Таким образом, переуступка прав и обязанностей по решению о предоставлении водного объекта (участка акватории) б. Берестовка в пользу ФИО3, ФИО4, ФИО10 не представляется возможным.

На основании п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 11 ВК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 21 ВК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1-3, п. 9. 11 ч. 4 ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В государственный водный реестр включаются документированные сведения: о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Во исполнение п. 1, пп. л. п. 2, п.4, п. 7, п. 28 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" ( ред. от ДД.ММ.ГГГГ) настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части (далее - водный объект) в пользование (далее - решение). в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов; Предоставление в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, водоемов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, или частей таких водоемов, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа. Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре. После принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование оно подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в государственном водном реестре.

Согласно п. 1-3 приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" настоящие правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования (далее - Правила) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" <*>, определяют последовательность действий Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов (далее - органы регистрации) по оформлению государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, решений о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование, новых решений о предоставлении водных объектов в пользование, принятых в соответствии с пунктом 29 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 844 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 295; 2018, N 13, ст. 1822) (далее - новое решение о предоставлении водного объекта в пользование) Для осуществления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, дополнительных соглашений к действующему договору водопользования, договоров о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашений о расторжении договора водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, новых решений о предоставлении водного объекта в пользование, решений о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - государственная регистрация) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в орган регистрации по месту осуществления водопользования вносятся:

- сопроводительное письмо о регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, дополнительных соглашений к действующему договору водопользования, договоров о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашений о расторжении договора водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, новых решений о предоставлении водного объекта в пользование, решений о прекращении действия решения (далее - заявление) с описью представляемых на регистрацию документов;

- копии документов, удостоверяющих полномочия лиц на подписание договора водопользования и внесения в него изменений, договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашения о расторжении договора водопользования, и органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, новое решение о предоставлении водного объекта в пользование, решение о прекращении действия решений о предоставлении водного объекта в пользование;

- копия заявления о предоставлении водного объекта в пользование, обосновывающих материалов, внесенных водопользователем для заключения договора водопользования и внесения в него изменений, договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашения о расторжении договора водопользования, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, нового решения о предоставлении водных объектов в пользование, решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также согласований условий водопользования;

- оригиналы договора водопользования, подписанные сторонами договора в 2-х экземплярах и копия такого договора - в случае представления на государственную регистрацию договора водопользования;

- копия протокола аукциона, копия протокола рассмотрения заявок - в случае представления на государственную регистрацию договора водопользования, право на заключение которого приобретено на аукционе;

- оригиналы дополнительного соглашения к договору водопользования в 2-х экземплярах, подписанные сторонами, и копия такого дополнительного соглашения - в случае представления на государственную регистрацию дополнительного соглашения к действующему договору водопользования;

- оригиналы договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования в 2-х экземплярах, подписанные сторонами, и копия такого договора - в случае представления на государственную регистрацию договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования;

- оригиналы соглашения о расторжении договора водопользования, подписанные сторонами договора в 2-х экземплярах и копия такого соглашения - в случае представления на государственную регистрацию соглашения о расторжении договора водопользования по соглашению сторон;

- оригинал решения о предоставлении водного объекта в пользование в 1-м экземпляре и копия такого решения - в случае представления на государственную регистрацию решения о предоставлении водного объекта в пользование;

- оригинал нового решения о предоставлении водного объекта в пользование в 1-м экземпляре и копия такого решения - в случае представления на государственную регистрацию нового решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также копии документов, подтверждающих внесение изменений о водопользователе, включенные в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или обнаружения технических ошибок в сведениях о водопользователе, не относящихся к условиям использования водного объекта;

- оригинал решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование в 1-м экземпляре и копия такого решения - в случае представления на государственную регистрацию решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование;

- копии иных документов о прекращении договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Документы на государственную регистрацию представляются:

- уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты подписания сторонами договора водопользования, дополнительного соглашения к действующему договору водопользования, договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашения о расторжении договора водопользования, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, нового решения о предоставлении водного объекта в пользование, решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование непосредственно или направляются по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении;

- Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания сторонами договора водопользования, дополнительного соглашения к действующему договору водопользования, договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, соглашения о расторжении договора водопользования, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, нового решения о предоставлении водного объекта в пользование, решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Таким образом, административный ответчик наделен полномочиями по формированию, передаче пакета документов с целью их направления в отдел водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейновое водного управления для осуществления государственной регистрации право водопользования Водным объектом, как это предусмотрено п. 1-3 приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования".

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом или другими федеральными законами (статья 418, часть вторая статьи 1112 Гражданского кодекса).

Таким образом, прямой нормы, не допускающей переход по наследству прав и обязанностей водопользователя и указывающей на прекращение права водопользования смертью водопользователя, закон не содержит.

Кроме того, в отказе административный ответчик ссылается на невозможность уступки рассматриваемого права водопользования Водным объектом третьим лицам.

Указанный довод основан на неверном применении толковании действующего законодательства Российской Федерации.

Так, возможность уступки права требования - цессия (в том числе права водопользования) третьим лицам установлена ст. 388 ГК РФ, тогда как порядок передачи прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства – наследования установлен ст. 1112 ГК РФ.

Передача прав и обязанностей в порядке наследования (универсального правопреемства) по своей юридической природе отличается от уступки права требования в порядке цессии (сингулярного правопреемства).

Также, в порядке наследования (универсального правопреемства) к наследникам – истца переходит весь комплекс прав и обязанностей, составляющий наследственную массу, в том числе право водопользования Водным объектом.

Напротив, в рамках цессии (сингулярного правопреемства) уступается только часть прав и обязанностей, как правило, в рамках гражданско-правовой сделки, в данном случае в силу ч. 1 ст. 19 Водного кодекса РФ, требующей согласия уполномоченного государственного органа, органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Вышеуказанными нотариально удостоверенными доказательствами (свидетельствами о праве на наследство по закону) подтверждается, что у истцов в порядке ч. 4 ст. 1152, возникло право водопользования на Водный объект с момента открытия наследства.

Согласно п. 2.1. определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 756-О-О в соответствии со статьей 1110 ГК Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.

Представленное административным ответчиком решение министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия зарегистрированного в государственном водном реестре решения о предоставлении водного объекта в пользование -ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РВБВ-С-2016-01963/00 от ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения в рамках данного административного спора, так как право водопользования перешло административным истцам в порядке универсального правопреемства ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО10 (действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО3, ФИО4) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о признании решения органа государственной власти субъекта РФ незаконным удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке и передаче необходимого пакета документов в отдел водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления для осуществления государственной регистрации права водопользования ФИО10, ФИО3, ФИО4 на водный объект: участок акватории реки Берестовка – 2 русловых водоёма, площадью 34, 27 га. (пруд , 14,09 га, пруд ,18 га.). В составе водоёма находятся следующие гидротехнические сооружения: земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 263 м., ширина проезда по верху 6, 0 м., максимальная высота плотины 2, 7 м., земляная плотина – переезд (пруд ), протяженностью 758 м., ширина проезда по верху 8,0 м. максимальная высота плотины 4,9 м. Срок право водопользования до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> устранить допущенные нарушения закона Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись А.С. Ширяев