ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-849/2022 от 23.03.2022 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Производство № 2а-849/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года г.Смоленска

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Шиловой И.С.,

при секретаре Пивоваровй В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД № 67RS0003-01-2022-000020-47) по административному иску Демидова Егора Сергеевича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска, Администрации города Смоленска, заместителю главы города Смоленска по имущественным и земельным отношениям Кассирову Константину Петровичу о признании недействительным градостроительного плана земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Демидов Е.С. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска. В обоснование заявленных требований указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Согласно Правилам землепользования и застройки г.Смоленска земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домам и жилыми домами блокированного типа. По сведениям графических карт градостроительного зонирования к действующим правилам землепользования и застройки г.Смоленска ограничений на земельный участок истца нет – санитарно-защитные зоны отсутствуют. На графических картах градостроительного зонирования к действующему Градостроительному плану г.Смоленска имеются санитарно-защитные зоны, определенные с нарушениями правил установления санитарно-защитных зон, в гарнцах земельного участка.

Просит суд обязать ответчика внести изменения в градостроительный план земельного участка № от 18.10.2021 путем исключения из него информации о санитарно-защитных зонах и указания в нем места допустимого размещения индивидуального жилого дома, а также обязать ответчика внести изменения в графические карты градостроительного зонирования (карта границ зон с особыми условиями использования территорий. Санитарно-гигиенические ограничения) к действующему Градостроительному плану г.Смоленска путем исключения из него неправомерных данных санитарно-защитных зон.

Окончательно уточнив требования административного иска, административный истец указал, что после подачи административного искового заявления, Администрацией г.Смоленска подготовлен и утвержден новый градостроительный план земельного участка № от 20.01.2022 с указанием места допустимого размещения индивидуального жилого дома, информация о санитарно-защитных зонах и их графическое изображение на чертеже градостроительного плана земельного участка остались. В ответе на запрос Управление Распотребнадзора по Смоленской области указало, что санитарно-защитная зона для СОГБУ «Смоленскавтодор» управлением не устанавливалась. В отчете об основных параметрах объектов недвижимости (расширенная выписка из ЕГРН) сведения о расположении земельного участка полностью или в части в границах зоны с особыми условиями использования территорий отсутствуют. Из уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, усматривается, что границы ориентировочной санитарно-защитной зоны не усматриваются. На графических картах градостроительного зонирования (карта границ зон с особыми условиями использования территорий. Санитарно-гигиенические ограничения) к действующему Градостроительному плану г.Смоленска присутствуют санитарно-защитные зоны, определенные с нарушениями правил установления санитарно-защитных зон, в границах земельного участка.

Просит суд признать градостроительный план земельного участка № от 20.01.2022 недействительным в части установления санитарно-защитных зон в границах земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> и обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в градостроительный план путем исключения из него информации о санитарно-защитной зоне предприятия.

В судебном заседании административный истец Демидов Е.С. и его представитель Федоришин Е.В., уточненное административное исковое заявление поддержали, просили его удовлетворить. Административный истец указал, что в случае наличия на земельном участке санитарно-защитной зоны строить на таком земельном участке жилой дом нельзя.

Представитель административного ответчика Колосова С.Ю. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений указали, что 18.10.2021 администрацией г.Смоленска утвержден и выдан градостроительный план земельного участка № на земельный участок с кадастровым номером , площадью 800 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> В указанном градостроительном плане на чертеже указали информацию о том, что указание пятна застройки будет возможно после снятия санитарно-защитной зоны производственного объекта. Демидов Е.С. 12.01.2022 обратился в администрацию г.Смоленска с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка в части указания места допустимого размещения жилого дома в связи с вступлением в силу изменений, внесенных ФЗ от 27.12.2019 №455-ФЗ в ст.26 ФЗ от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». По результатам рассмотрения заявления, 20.01.2022 утвержден и выдан градостроительный план земельного участка. На основании действующего законодательства градостроительный план № от 20.01.2022 содержит информацию о градостроительном зонировании и градостроительных регламентах, утвержденных Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными постановлением администрации г.Смоленска от 30.09.2021 №2531-адм. Спорный земельный участок располагается в территориальной зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированного типа. Основным документом территориального планирования муниципального образования является Генеральный план, которым предусмотрены сведения по ориентировочной санитарно-защитной зоне от учреждения СОГБУ «Автодор», расположенного на смежном от истца земельном участке. Федеральный закон от 30.12.2021 №447-ФЗ, предусматривает продление сроков установления санитарно-защитных зон (далее по тексту СЗЗ) до 2028 года, а до 2025 года продлевается существование ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, подтверждение или пересмотр которых должен быть реализован до 01.10.2024. Также постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.12.2021 №37 внесены изменения в СанПиН 2.1.3684-21, предусматривающие продление до 2025 года действие санитарных правил и норм, устанавливающих требования к СЗЗ и зонам санитарной охраны. Из письма СОГБУ «Автодор» усматривается, что ими в 2022 году планируется провести разработку проекта СЗЗ и установления СЗЗ для данного объекта. Также пояснили, что в настоящее время нарушений прав истца нет, если бы были установлены препятствия к строительству, то уведомление о разрешении выдано не было бы. Поскольку данная ССЗ является ориентировочной, то препятствий к строительству и регистрации объекта не имеется. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик - заместитель главы города Смоленска по имущественным и земельным отношениям Кассиров К.П. поддержал доводы, изложенные в отзыве Управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска. Суду пояснил, что отображение на чертеже градостроительного плана земельного участка ориентировочной санитарно-защитной зоне прав административного истца не нарушает. Последнему выдано разрешение на строительство, определено место допустимого размещения индивидуального жилого дома, препятствия для строительства жиленого дома и ввода его в эксплуатацию отсутствуют.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В силу с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что Демидовым Е.С. по договору купли-продажи земельного участка от 06.07.2019 приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 800 кв.м., разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>л.д.19).

Постановлением администрации г.Смоленска от 04.12.2020 «Об аннулировании и о присвоении нового адреса земельному участку с кадастровым номером » аннулирован адрес указанного земельного участка, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и присвоен ему новый адрес: <адрес> (л.д.18).

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 15.07.2019 за номером (л.д. 13-15, 16-17).

По заявлению Демидова Е.С. Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска 18.10.2021 выдан градостроительный план земельного участка № в отношении земельного участка , на чертеже которого имеются линии СЗЗ производственных объектов с пометкой «не установлена». Также имеется запись, что указать пятно застройки объекта капитального строительства возможно после снятия СЗЗ. Градостроительный план содержит информацию о градостроительном зонировании и градостроительных регламентах, утвержденных Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными постановлением администрации г.Смоленска от 30.09.2021 №2531-адм, СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства; Постановление администрации Смоленской области от 19.02.2019 №45 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Смоленской области «Планировка и застройка городов и иных населенных пунктов Смоленской области». Градостроительный план имеет также указание, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

В пункте 5 градостроительного плана земельного участка имеется информация об ограничениях использования земельного участка и указано наличие СЗЗ производственных объектов (не установлена).

В пункте 6 градостроительного плана информации о границах зон с особыми условиями использования территорий, не содержится (л.д. 10-12).

Администрацией г.Смоленска 15.11.2021 Демидову Е.С. выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Данным уведомлением Демидов Е.С. уведомлен о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке площадью 800 кв.м., с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>. Однако, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, указанный земельный участок расположен в ориентировочной санитарно-защитной зоне объектов коммунально-бытового назначения, границы указанной СЗЗ не установлены (л.д. 9).

Демидовым Е.С. 12.01.2022 в администрацию г. Смоленска подано заявление о внесении изменений в градостроительный план земельного участка (л.д.42). По результатам рассмотрения указанного заявления 20.01.2022 администрацией г. Смоленска внесены изменения в градостроительный план земельного участка и выдан градостроительный план земельного участка №, в соответствии с которым на чертеже обозначено место допустимого размешения индивидуального жилого дома, а также отображена СЗЗ производственных объектов с указанием в скобках «не установлена». Правилами землепользования, определяющими порядок использования земельного участка, указаны Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением администрации г.Смоленска от 30.09.2021 №2531-адм. В пункте 5 и 6 градостроительного плана информация об ограничениях использования земельного участка и о границах зон с особыми условиями использования территорий отсутствует (л.д. 27-29).

Согласно ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 1 ст. 83 ЗК РФ, предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Постановлением Администрации города Смоленска от 30.09.2021 №2531-адм утверждены Правила землепользования и застройки г.Смоленска, в соответствии с которыми, земельный участок истца располагается в территориальной зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированного типа, что сторонами не оспаривается.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.

Также в соответствии с требованиями п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

В материалы дела представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Смоленска, в соответствии с которой, земельный участок с кадастровым номером расположен в санитарно-защитной зоне производственного объекта СОГБУ «Смоленскавтодор». На указанной схеме санитарно-защитная зона отображена графически, то, что участок находится в нанесенной на карту зоне никем не оспаривается.

Однако, применение названного СанПиН возможно только при соблюдении установленного законодательством порядка установления соответствующих СЗЗ.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 утвердившим Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222 СанПиН действуют в части, не противоречащей Правилам.

В соответствии с п.10 ст.26 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2025 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.

В пункте 13 указано, что с 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

В соответствии с подпунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Правила же землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте. Как указывалось выше, установление санитарно-защитных зон для объектов в зависимости от класса опасности отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

В силу п. 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области следует, что Управлением не выносилось решение об установлении СЗЗ для СОГБУ «Смоленскавтодор» (л.д. 41).

В соответствии с выпиской из ЕГРН в сведениях о характеристиках объекта недвижимости отсутствуют сведения о его расположении в границах зоны с особыми условиями использования территории. Каких-либо ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано (л.д. 16-17, 43-45).

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что Демидову Е.С. выдано разрешение на строительство жилого дома, что административным истцом не оспаривалось.

Таким образом, учитывая отсутствие доказательств установления санитарно-защитной зоны, на которую ссылается истец в определенном законодательством порядке, ее ориентировочное графическое отображение на чертеже градостроительного плана земельного участка истца не имеет правового значения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании градостроительного плана земельного участка № от 20.01.2022 недействительным в части установления санитарно-защитных зон в границах земельного участка с кадастровым номером не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Демидова Егора Сергеевича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска, Администрации города Смоленска, заместителю главы города Смоленска по имущественным и земельным отношениям Кассирову Константину Петровичу о признании недействительным градостроительного плана земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Шилова