Дело № 2а-84/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Русско-Полянский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В. при секретаре Прониной А.В., рассмотрев 25 марта 2019 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе муниципального образования, к Совету Русско-Полянского городс-кого поселения Русско-Полянского муниципального района Омской облас-ти о признании бездействия незаконным, понуждении к действию, УСТАНОВИЛ: Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названными административными исковыми требованиями, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправ-ления требований бюджетного законодательства установлено бездействие административного ответчика по проведению экспертизы муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культур-ной сферы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы. Просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика по организации проведения экспертизы муниципальных про-грамм, обязать административного ответчика устранить нарушения пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части непрове-дения экспертизы муниципальной программы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы», утверж-денной постановлением администрации Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области от 14.11.2013 № 195а-п. Впоследствии требования уточнил, просит суд признать бездействие Совета Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области по непроведению экспертизы муниципальной программы незаконным, обязать административного ответчика провести экспертизу муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы», утвержденной 14.11.2013 постановлением главы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области № 195а-п. В судебном заседании представитель административного истца Тюль-кина Т.С., представившая служебное удостоверение, исковые требования, с учетом уточнений, поддержала, просила удовлетворить. Представитель административного ответчика Удалова Т.А., действую-щая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные иско-вые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать. Заслушав представителей административного истца, административ-ного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. Право прокурора на обращение в суд с иском о признании незаконным бездействия, понуждении к действию вытекает из совокупности положе-ний части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2005 году в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании юридического лица администрации Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области. Из устава Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области усматривается нали-чие у такового правового статуса городское поселение (статья 1) (л.д.8-29). Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на основании статьи 14 которого, а также Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения поселений отнесены составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения. Из совокупности положений пункта 5 статьи 3, статьи 9, пункта 2 статьи 172, статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяющего основы бюджетного процес-са и межбюджетных отношений в Российской Федерации, усматривается наличие у органов местного самоуправления полномочий по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, основывающемуся, в том числе, и на муниципальных программах, утверждению этих программ путем принятия муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. На основании названных требований закона, 14.11.2013 главой Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области вынесено постановление № 195а-п, которым утверждена муниципальная программа «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы (л.д.30). По смыслу содержания статей 9, 157 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальная программа, на которой основы-вается составление проекта бюджета муниципального образования, нуждается в финансовом контроле, осуществляемом контрольно-счетным органом муниципального образования путем финансово-экономической экспертизы обоснованности финансово-экономических обоснований. В 2018 году прокурором района главе сельского поселения, исполняю-щему полномочия председателя представительного органа муниципаль-ного образования на основании пункта 3 статьи 17 устава Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, в соответствии с положением пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства (л.д.31-37). 28.04.2018 прокурору дан ответ о принятии мер по устранению нарушений (л.д.40). Из результатов проверки, проведенной прокуратурой района с 08.02.2019 по 07.03.2019, усматривается отсутствие действий органа местного самоуправления по проведению экспертизы муниципальной программы (л.д.41,42-45,46-49). Принимая решение по настоящему делу, суд в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, основываясь на положении статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходит из доказательств, имеющихся в материалах административного дела. Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказа-тельства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказа-тельств в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности нуждае-мости проведения финансово-экономической экспертизы муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы, на что прямо указано в ходе судебного рассмотрения спора сторонами по делу, несоответствии требованиям закона бездействия представительного органа поселения по обеспечению проведения таковой. При этом, организационные действия по проведению экспертизы в силу положения статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных орга-нов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устанавливающего общие принципы организации, деятельности и основ-ных полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образо-ваний, возложены на представительный орган муниципального образова-ния, образующий контрольно-счетный орган муниципального образова-ния, являющийся постоянно действующим органом внешнего муниципаль-ного финансового контроля. Возражения отвечающей стороны в ходе судебного разбирательства, не отрицающей действие на территории городского поселения вышеназванной муниципальной программы, наличие у административного ответчика полномочий на организацию проведения экспертизы программы, необходимость ее проведения, относительно удовлетворения иска по причине отсутствия в бюджете поселения на 2019 год соответствующих ассигнований, не умаляют обязательности выполнения требований законодательства, регламентирующего действия органов местного самоуправления по составлению бюджета муниципального образования. Кроме того, отвечающей стороной не оспаривается правовая альтерна-тива обеспечения проведения экспертизы путем создания контрольно-счетного органа поселения, либо путем заключения соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, на что прямо указано в пунктах 2 и 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа мест-ного самоуправления, регламентирован главой 22 Кодекса административ-ного судопроизводства Российской Федерации, статьей 219 которого предусмотрена подача в суд административного искового заявления в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Как установлено в ходе судебного рассмотрения настоящего дела, орга-ном местного самоуправления не произведены должные мероприятия с 2014 года, не устранены нарушения по непроведению экспертизы муници-пальной программы и в апреле 2018 года после представления прокурора, как и после требования прокурора в феврале 2019 года. Таким образом, прокурором оспаривается бездействие представительного органа местного самоуправления, относящееся к длящемуся нарушению действующего законодательства, что указывает на обращение в суд в пределах процес-суального срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора, поскольку законодателем администра-тивный ответчик уполномочен обеспечить проведение экспертизы муници-пальной программы, бездействие административного ответчика противо-речит действующему законодательству. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административ-ного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным установить срок для устранения отвечающей стороной допущенных нарушений до 1 июля 2019 года, заявленный в суде представителем административного ответчика, находя его достаточным и обоснованным с учетом необходимости временных затрат для соблюдения процессуальных процедур, соблюдение которых регламентировано законом. При этом, судом учитываются разъяснения, данные 26 декабря 2014 года министерст-вом финансов Российской Федерации в письме № 02-10-11/67819 относи-тельно возможности проведения экспертизы муниципальных программ на любом этапе действия программы. Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: Административные исковые требования удовлетворить. Признать бездействие Совета Русско-Полянского городского поселе-ния Русско-Полянского муниципального района Омской области по непроведению экспертизы муниципальной программы незаконным. Обязать Совет Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области до 01.07.2019 провес-ти экспертизу муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы, утвержденной 14.11.2013 постановлением главы Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципаль-ного района Омской области № 195а-п. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Никитина Мотивированное решение составлено 28.03.2019. |