Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2а – 84/2018
с. Армизонское 20 июня 2018 года
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Л.А. Рахимовой,
при секретаре судебного заседания М.В. Григорьевой,
с участием административного истца – заместителя прокурора Армизонского района И.А. Бокарева,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Прокурора Армизонского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Южно-Дубровинского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению предварительного отбора участников закупки,
у с т а н о в и л:
Административный истец Прокурор Армизонского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к административному ответчику администрации Южно-Дубровинского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению предварительного отбора участников закупки, мотивирует тем, что бездействия администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер к проведению предварительного отбора участников закупок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, и просит обязать не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к проведению предварительного отбора участников закупок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В судебном заседании заместитель прокурора Бокарев И.А. требования поддержала в полном объеме.
Представитель Южно-Дубровинского сельского поселения, администрации Армизонского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Также в суд поступили возражения, в которых указывают об отказе в удовлетворении заявленных требований, т.к. меры к проведению предварительного отбора участников закупок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера выполнена администрацией района в полном объеме.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся полномочия по осуществлению мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
В соответствии с пунктами 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ДД.ММ.ГГГГ. заключено Соглашение № о передаче органами местного самоуправления Южно-Дубровинского сельского поселения осуществления части полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления Армизонского муниципального района и о передаче органами местного самоуправления Армизонского муниципального района осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления Южно-Дубровинского поселения (далее - Соглашение) (л.д. 10-15).
Согласно п. 6 Раздела II статьи 1 Соглашения органами местного самоуправления муниципального района осуществляется передачи полномочий по вопросу участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения органам местного самоуправления поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ №44) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Целями регулирования ФЗ №44 закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ №44 заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 статьи 80 ФЗ №44 предусмотрена специальная процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 ФЗ №44. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.
Такой запрос котировок производится для приобретения товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливаемый на основании части 3 статьи 80 ФЗ №44.
Судом установлено.
Прокуратурой Армизонского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд администрацией Южно-Дубровинского сельского поселения, которой установлено, что администрацией предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводился и не проводится.
Данный факт ответчиком и третьим лицом не оспаривается.
Следовательно, администрацией Южно-Дубровинского сельского поселения меры к проведению предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 80 ФЗ №44 с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом, не приняты.
При этом судом не установлено каких-либо обстоятельств, препятствующих административному ответчику исполнить предусмотренные вышеприведенными законами обязанности.
В этой связи суд приходит к выводу, что бездействие администрации Южно-Дубровинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к проведению предварительного отбора участников закупок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушает основные принципы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
По мнению ответчика и третьего лица, передача полномочий по вопросу участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения органам местного самоуправления поселения Соглашением не освобождает орган местного самоуправления муниципального района от исполнения указанных полномочий.
Законом Тюменской области от 04.11.1996г. № 53 «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области» определено административно-территориальное устройство Тюменской области. В частности, данным Законом установлено, что в состав Армизонского муниципального района Тюменской области входит Южно-Дубровинский сельский округ (Южно-Дубровинское сельское поселение).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6 Устава Армизонского муниципального района Тюменской области (в ред. от 14.02.2018г.) следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, полномочие по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Распоряжением администрации Армизонского муниципального района от 13.02.2018г. № 51-р «О размещении муниципального заказа на проведение предварительного отбора участников закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Армизонского муниципального района в 2018 году, для включения в перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» размещен муниципальный заказ на проведение предварительного отбора участников закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Армизонского муниципального района в 2018 году для включения в перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем проведения запроса котировок № ПО 12018.
По результатам проведения предварительного отбора в перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, включены две организации: ПО «Армизонское» и Армизонское УМП ЖКХ (л.д. ).
Однако, суд приходит к выводу, что проведение органом местного самоуправления Армизонского муниципального района предварительного отбора участников закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не освобождает орган местного самоуправления Южно-Дубровинского сельского поселения от исполнения обязанности, переданной ему Соглашением.
Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Как следует из ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания бездействия администрации Южно-Дубровинского сельского поселения по непринятию мер к проведению предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявленным требованиям и которые могут в короткий срок осуществить поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера незаконным.
Как следует из части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих мероприятий по принятию мер к проведению предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения решения, два месяца со дня вступления его в законную силу, разумным и обоснованным.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 218 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Армизонского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Южно-Дубровинского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению предварительного отбора участников закупки, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Южно-Дубровинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к проведению предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера незаконным.
Обязать администрацию Южно-Дубровинского сельского поселения принять меры к проведению предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Установить срок исполнения решения суда - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Армизонский районный суд Тюменской области.
Председательствующий Л.А.Рахимова