ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-84/2018Г от 04.07.2018 Тимского районного суда (Курская область)

Дело №2а-84/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2018 года п. Тим

Тимский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Плотниковой С.В.,

с участием административного истца Бурцевой В.Н., представителя административного истца Шуклиной Е.В, представителя административного ответчика администрации Тимского района Курской области Афанасьева А.Н.,

при секретаре Соповой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бурцевой Веры Николаевны к администрации Тимского района Курской области о признании незаконным отказа в выдачи разрешения на строительство плотины, суд

У С Т А Н О В И Л:

Бурцева Вера Николаевна обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Тимского района Курской области о признании незаконным отказа в выдачи разрешения на строительство плотины, мотивируя свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 46:24:100902:24, площадью 396000 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет. 10.04.2018 г. ею в администрацию Тимского района Курской области через МФЦ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство плотины. 13.04.2018 г. за №02-55/1069 от администрации Тимского района Курской области получен ответ об отказе в выдаче разрешения на строительство плотины. Считает данный отказ незаконным, поскольку в нем не указаны какие – либо причины отказа в предоставлении разрешения на строительство плотины в нарушение подп. 3 п.11 ст. 51 ГРК РФ, он является немотивированным и нарушает ее законные права и интересы, как гражданина и собственниками земельного участка, в результате чего лишает возможности устранить возможные нарушения, исправить недостатки представленных документов либо представить дополнительные документы. Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. №540 содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя ведение сельского хозяйства с кодами 1.1 – 1.18 в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Код 1.13 предусматривает рыболовство, а именно осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыболовства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыболовства (аквакультуры). Таким образом, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства разрешается заниматься рыболовством. Просит признать незаконными действия администрации Тимского района Курской области, выразившиеся в отказе выдачи разрешения на строительство плотины и обязать администрацию Тимского района Курской области выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – плотины по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет сроком до 01.01.2020 г.,

Административный истец Бурцева В.Н. в судебном заседании, заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что строительство гидротехнического сооружения плотины ей необходимо для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с разведением и содержанием, выращиванием объектов рыболовства (аквакультуры), а отказ в выдаче разрешения на строительство плотины препятствует ей заниматься данным видом деятельности, а соответственно нарушает ее право владеть и пользоваться, принадлежащим ей земельным участком.

Представитель административного истца по доверенности Шуклина Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, указав, что считает отказ администрации Тимского района Курской области в выдаче Бурцевой В.Н. разрешения на строительство плотины не мотивированным.

Представитель административного ответчика администрации Тимского района Курской области Афанасьев А.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что 11.04.2018 г. в адрес администрации Тимского района Курской области от Бурцевой Веры Николаевны поступило заявление о выдачи разрешения на строительство плотины по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет с приложением градостроительного плана земельного участка и проекта строительства вышеуказанного объекта. Для предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и реконструкции объектов капитального строительства», утвержденной постановлением администрации Тимского района Курской области от 28.06.2016 г. №325, в рамках межведомственного информационного взаимодействия были запрошены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 46:24:100902:24. Из полученной выписки из ГЕРП было установлено, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения – для использования в качестве сельскохозяйственных угодий с общей площадью 396000 кв.м. В соответствии со ст. 79 ЗК РФ и ч.6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ отсутствие градостроительного регламента для таких земель в целом исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации. Следовательно, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию, и любое строительство на указанном земельном участке будет являться самовольной постройкой. В ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель иди земельных участков» предусмотрен перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях и строительство гидротехнического сооружения в этом списке отсутствует, что указывает на невозможность перевода из земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию, связанную со строительством ГТС. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» плотины относятся к гидротехническим сооружениям.

Судом установлено, что Бурцева Вера Николаевна является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:24:100902:24, площадью 396000 +/-5506 кв.м,, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Курская область Тимский район, Барковский сельсовет. Право собственности зарегистрировано 15.01.2018 г. на основании межевого плана от 29.12.2017 г., акта приема – передачи от 08.12.2017 г., договора купли – продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 08.12.2017 г.; акта приема - передачи от 14.12.2017 г., договора купли – продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 14.12.2017 г. (л.д.6-8)

10.04.2018 г. Бурцева В.Н. обратилась с заявлением на имя главы администрации Тимского района Курской области о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – плотины по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет, к которому приложила градостроительный план земельного участка и проект. (л.д.26, 27-33, 34-48)

Согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 46:24:100902:24, расположенного по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет, утвержденного постановлением администрации Тимского района Курской области от 06.04.2018 г. №205, на данный земельный участок градостроительный регламент не устанавливается.

Из проекта строительство плотины на земельном участке Барковского сельсовета Тимского района Курской области, составленного ООО «Стройпроект» в 2018 г. по заказу Бурцевой Веры Николаевны, следует, что данная плотина относится к категории низконапорных, то есть с напором менее 15 метров.

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" плотина, на строительство которой Бурцевой В.Н. испрашивалось разрешение на строительство относится к 4 классу гидротехнического сооружения, а следовательно разрешение на ее строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, то есть администрацией Тимского района Курской области.

Постановлением администрации Тимского района Курской области №326 от 28.06.2016 г. утвержден административный регламент администрации Тимского района Курской области по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства», в соответствии с которым в рамках межведомственного информационного взаимодействия администрацией Тимского района Курской области была истребована выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество – земельный участок с кадастровым номером 46:24:100902:24.

Согласно, полученной выписке из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 46:24:100902:24, площадью 396000 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет, относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения – для использования в качестве сельскохозяйственных угодий. Правообладатель Бурцева Вера Николаевна. (л.д.49)

С учетом, полученной выписки из ЕГРП, на заявление Бурцевой В.Н. о выдаче разрешения на строительство плотины, главой администрации Тимского района Курской области 13.04.2018 г. дан ответ №02-55/1069, содержащий отказ в выдаче разрешения на строительство плотины, в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации строительство гидротехнического сооружения на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для использования в качестве сельскохозяйственных угодий» не предусмотрено. (л.д.9)

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, одной из которых является земли сельскохозяйственного назначения, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Землями сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 77 ЗК РФ признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Специфика правового режима земель сельскохозяйственного назначения заключается в их способности выступать средством производства, поэтому один из основных принципов земельного законодательства – принцип приоритета охраны земли перед ее использованием в качестве недвижимого имущества. (ст. 1 ЗК РФ).

В силу ч.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент в силу ч.6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ не устанавливается, а значит, действуют общие правила о целевом назначении земельного участка. (ч.2 ст. 7 ЗК РФ)

Кроме того, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. N683 установлено, что обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с ч.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Согласно сообщению Касторенского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Курской области от 18.06.2018 г. №15-43-57 испрашиваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства (для использования в качестве сельскохозяйственных угодий), с кадастровым номером 46:24:100902:24 был выделен из сельхозугодий (преимущественно – пастбище) бывшего АО «Родина» Тимского района Курской области в счет невостребованных земельных долей в составе земельного участка с кадастровым номером 46:24:100902:23, который был ликвидирован 08.02.2018 г. Основание: материал Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГДФ) – Дело по выдаче (замене) госакта на право пользования (собственности на землю) по АО «Родина» Тимского района Курской области (картографический материал к Госакту №302400082), ЕГРН, ГКН. (л.д.15)

Данными о том, что земельный участок с кадастровым номером 46:24:100902:24, площадью 396000 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет не относится к сельскохозяйственным угодьям, суд не располагает. Следовательно, оснований для вывода о недостоверности представленных сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество у суда не имеется.

Таким образом, судом установлено, что принадлежащий Бурцевой В.Н. земельный участок с кадастровым номером 46:24:100902:24, на который ею испрашивалось разрешение на строительство гидротехнического сооружения -плотины, относится к сельскохозяйственным угодьям.

По смыслу вышеуказанных норм права, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащий Бурцевой В.Н., на который ею испрашивалось разрешение на строительство гидротехнического сооружения - плотины относится к сельскохозяйственным угодьям, суд приходит к выводу о том, что разрешение на строительство гидротехнического сооружения – плотины приведет к нарушению целевого назначения земельного участка, в связи с чем ответ администрации Тимского района Курской области от 13.04.2018 г. №02-55/1069 об отказе Бурцевой В.Н. в выдаче разрешения на строительство плотины является законным и обоснованным и основания для признания его незаконным отсутствуют.

Доводы Бурцевой В.Н. о том, что принадлежащий ей земельный участок имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, который под кодом 1.13 предусматривает использование земельного участка «сельскохозяйственного использования» - «рыболовство», а именно осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыболовства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыболовства (аквакультуры), в связи с чем ей незаконно отказано в выдаче разрешения на строительство плотины, суд считает не состоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

Так, сельскохозяйственные угодья входят в состав земель сельскохозяйственного назначения (ст. 77 ЗК РФ) и они не относятся к виду разрешенного использования, а имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. (ст. 79 ЗК РФ)

Виды разрешенного использования земельных участков определяется в соответствии с классификатором видов разрешенного использования участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. №540 (далее – Классификатор)

Классификатор не предусматривает вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства».

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

При таких обстоятельствах, вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование».

Согласно Классификатору земельные участки с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Под кодом 1.13 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «рыболовство». Между тем, именно данный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыболовства (аквакультуры) на сельскохозяйственных угодьях.

Таким образом, оценивая добытые и исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные Бурцевой В.Н. требования не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 226 – 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Бурцевой Вере Николаевне в удовлетворении заявленных требований к администрации Тимского района Курской области о признании незаконным отказа в выдачи разрешения на строительство плотины отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Тимский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое судом будет изготовлено 05.07.2018 г. 12 часов.


Судья: