ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-850/2016 от 30.09.2016 Хасанского районного суда (Приморский край)

дело №2а-850/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 сентября 2016 г. п. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Гурской А.Н.,

при секретаре Бурдейной В.С.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации Зарубинского городского поселения.

В обоснование заявленных требований указывает, что на основании договора аренды № 459 от 20.06.2012 г. земельного участка администрацией Хасанского муниципального района ей был предоставлен участок с кадастровым номером , местоположение которого установлено примерно в 309 метрах по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> (далее - Участок) для ведения личного подсобного хозяйства.

Участок испрашивался сроком на 10 лет, так как были намерения возвести на участке индивидуальный жилой дом, учитывая тот факт, что земельный участок находится в границах населенного пункта.

В соответствии с требованиями ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ей для подачи заявления в орган местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, первоначально необходимо получить градостроительный план земельного участка.

22.06.2016 года она обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана в администрацию Зарубинского городского поселения, приложив полный пакет документов, предусмотренный ГрК РФ и Административным регламентом Зарубинского городского поселения Предоставление муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка».

27.07.2016 г. за , ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги выдаче градостроительного плана, по причине того, что земельный участок был предоставлен администрацией Хасанского муниципального района в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ (утратившей силу с 01.03.2015г.) для целей, не связанных со строительством, тогда как статьей 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Считает отказ администрации незаконным и необоснованным поскольку согласно данным кадастрового паспорта земельного участка, участок, предоставленный ей в аренду, отнесен к категории земель населенных пунктов и находится в границах населенного пункта, что в силу Федерального закона № 112-ФЗ от 03.07.2012 г. «О личном подсобном хозяйстве» дает ей право на строительство на указанном земельном участке. Градостроительный план земельного участка необходим для выдачи разрешения на строительство; выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и сам по себе не дает право на строительство и носит информативный характер. Также п. 11 Административного регламента администрации Зарубинского городского поселения Предоставление муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана», утвержденного Постановлением администрации ЗГП от 02.12.2014 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Все требования административного регламента ею были соблюдены, был предоставлен полный пакет документов, документы подавались ею лично, все документы однозначно читаемы, т. е. не было допущено ни одного основания, предусмотренного Административным регламентом, чтобы можно было отказать в выдаче градостроительного плана, а указанный перечень, как было указано выше, является исчерпывающим.

Считает, что администрация Зарубинского городского поселения отказывая в выдаче градостроительного плана земельного участка, препятствуют ей в реализации моего права, предусмотренного действующим законодательством.

Просит признать незаконным отказ администрации Зарубинского городского поселения в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым , местоположение которого установлено примерно в 309 метрах по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт Зарубино, <адрес> обязать администрацию Зарубинского городского поселения выдать ей градостроительный план земельного участка с кадастровым , местоположение которого установлено примерно в 309 метрах по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации Зарубинского городского поселения в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Представил суду письменный отзыв, из которого следует, что земельный участок ФИО2 предоставлялся на основании постановления администрации Хасанского муниципального района от 05.06.2012 года для целей не связанных со строительством. В период с 2011 года по сентябрь 2013 года администрацией Хасанского муниципального района земельные участки из земель поселений для ведения личного подсобного хозяйства предоставлялись в порядке ст.34 ЗК РФ, то есть для целей, не связанных со строительством, а так же в соответствии с положениями НПА Думы Хасанского муниципального района от 06.06.2009 года НПА «О порядке предоставления участков, находящихся в границах Хасанского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством». В соответствии с п.1.2 указанного нормативно-правового акта под целями, не связанными со строительством, понимаются виды разрешенного использования земельных участков и их частей: размещение временных объектов (построек), открытое складирование (материалов, мусора, грунта и т.д.), ведение сельскохозяйственного производства, не связанного с размещением объектов недвижимости, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства (полевые участки), организация туризма и отдыха населения, иные цели, не предполагающие строительства. В соответствие со ст.44 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется только в отношении земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Земельный участок, предоставленный ФИО2 по договору аренды для целей строительства не предоставлялся, до настоящего времени разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствие с п.4.4.2 договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок в соответствие с целевым назначением и разрешенным использованием. Кроме того, ссылка административного истца на административный регламент «Выдача градостроительного плана», утвержденного Постановлением администрации Зарубинского городского поселения №258 от 02.12.2014 года необоснованна, поскольку указанный административный регламент был отменен п.2 постановления №85 от 16.02.2016 года «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков». В соответствие с п.13 Административного регламента основанием для предоставления муниципальной услуги является, в том числе, если земельный участок не относится к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участка (за исключением линейных объектов).

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствие с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что постановлением администрации Хасанского муниципального района №1064 от 05.06.2016 года ФИО1 сроком на 10 лет в аренду был предоставлен земельный участок из земель пгт.Зарубино с кадастровым номером , площадью 2500 кв.м., местоположение которого установлено примерно в 309 метрах по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании указанного постановления был заключен договор аренды №459 от 20.06.2012 года.

Из письма администрации Зарубинского городского поселения №274 от 04.04.2012 года следует, что в соответствии с функциональным зонированием <адрес>, Зарубинского городского поселения, на основании генерального плана, разработанного Ленгипрогором в 1988 году и введенным в действие в 1990 году, а так же на основании градостроительного регламента «Временных правил землепользования и застройки Зарубинского городского поселения», утвержденных Постановлением главы Зарубинского городского поселения от 25.07.2006 г., разрешенный вид земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Зарубино, ориентировочно в 309 м на северо-восток от <адрес>, общей площадью 2500 кв. м - для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

22.06.2016 года ФИО1 обратилась в администрацию Зарубинского городского поселения с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , площадью 2500 кв.м., местоположение которого установлено примерно в 309 метрах по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт. Зарубино, <адрес>.

Письмом от 27.07.2016 года №932 администрацией Зарубинского городского поселения ФИО1 было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка связи с тем, что земельный участок ФИО1 был предоставлен для целей, не связанных со строительством, а подготовка выдача градостроительного плана осуществляется только в отношении земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа.

Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. ч. 1 и 2).

По смыслу ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные планы представляют собой документ исключительного информационного характера, содержащий сведения, необходимые для проектирования и строительства объектов капитального строительства.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован частью 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана и не предусматривают возможности отказа в выдаче градостроительного плана по причине несоответствия вида разрешенного использования земельного участка виду предполагаемых на объекте работ указанным в заявлении на ГПЗУ.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. Отказ в выдаче градостроительного плана со всей очевидностью создает препятствия к осуществлению строительства.

Таким образом, законодательством установлено, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, и не обусловлена необходимостью обоснования заинтересованным лицом целей истребования градостроительного плана.

Доводы административного ответчика о том, что земельный участок был предоставлен в порядке ст. 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, поэтому выдача градостроительного плана не возможна, суд находит необоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов. Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли (в том числе земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, категория земельного участка по адресу: <адрес> определена как земли населенных пунктов.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В соответствии с ч.2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Кроме того, силу п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Договор аренды №459 от 20.06.2012 года не содержит запрета на возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, нормы Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", предусматривают возможность строительства индивидуального жилого дома и иных построек на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства в том случае, если этот земельный участок расположен в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).

Учитывая, вышеизложенное, а также основания отказа в выдаче градостроительного плана, суд приходит к выводу о том, что ответ главы администрации Зарубинского городского поселения №932 от 27.07.2016 года, является незаконным и нарушает права заявителя.

При таких обстоятельствах, требования ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

решил:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края №932 от 27.07.2016 года об отказе в выдаче ФИО1 градостроительного плана земельного участка с кадастровым , местоположение которого установлено примерно в 309 метрах по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

Обязать администрацию Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края выдать ФИО1 градостроительный план земельного участка с кадастровым , местоположение которого установлено примерно в 309 метрах по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Гурская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.09.2016г.