ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-852/20 от 06.11.2020 Шарьинского районного суда (Костромская область)

№ 2а-852/2020

УИД 44RS0003-01-2020-001587-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2020 года пос. Поназырево

Шарьинский районный суд Костромской области, в составе председательствующего судьи Злобиной Н.С., с участием представителя истца - заместителя прокурора Поназыревского района Михеева Е.Е., представителя административного ответчика ФИО1. действующей на основании доверенности от 06.11.2020 года, при секретаре Воронцовой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административное исковое заявление прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального районо Костромской области о признании незаконным бездействие администрации Поназыревского муниципального района и признании незаконным постановления главы Поназыревского муниципального района от 01 апреля 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Поназыревского района в интересах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействие администрации Поназыревского муниципального района и признании незаконным постановления главы Поназыревского муниципального района от 01 апреля 2020 года.

Исковые требования мотивированы тем, что главой Поназыревского муниципального района принято постановление от 01.04.2020 № 53 «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Горловская начальная общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению Хмелевской основной общеобразовательной школе Поназыревского муниципального района Костромской области». Вышеуказанное Постановление принято на основании протокола схода граждан Хмелевского сельского поселения от 23.03.2020 № 4. Основания для проведения схода граждан определяется статьей 25.1 Закона № 131-ФЗ. Вопрос о реорганизации муниципальной общеобразовательной организации не является основанием для проведения схода граждан. Тем самым, решение о реорганизации МКОУ «Горловская НОШ» принято без учета мнения жителей Хмелевского сельского поселения, которое должно быть принято только в форме опроса граждан в порядке, предусмотренном статьей 31 Закона № 131-ФЗ. Также, в протоколе схода граждан от 23.03.2020 отсутствуют данные о населенных пунктах, в которых проживают граждане, имеющие право участвовать в сходе; отсутствуют данные о результатах голосования по вопросу реорганизации МКОУ «Горловская НОШ» с указанием конкретного количества проголосовавших граждан (вопрос № 3). Таким образом, постановление главы Поназыревского муниципального района от 01.04.2020 № 53 является незаконным и необоснованным. Помимо прочего, учредителем МКОУ «Горловская НОШ» администрацией Поназыревского муниципального района не приняты меры по проведению опроса граждан в порядке, предусмотренном статьей 31 Закона № 131-ФЗ, для учета мнения жителей Хмелевского сельского поселения Поназыревского муниципального района в целях принятия решения о его реорганизации, что является необходимым действием в данной ситуации. Тем самым, со стороны администрации Поназыревского муниципального района имеется незаконное бездействие в части непринятия мер по проведению опроса граждан в вышеуказанных целях.Принятие решения администрацией Поназыревского района о проведении реорганизации общеобразовательной организации без учета мнения населения в форме опроса нарушает права неопределенного круга лиц Хмелевского сельского поселения Поназыревского муниципального района. Определить перечень данных граждан не представляется возможным, в связи с чем, прокурором предъявляется настоящее исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц. Данное нарушение выявлено прокурором района 05.10.2020, в связи с чем главе администрации Поназыревского муниципального района был принесен протест. Вместе с тем, настоящее нарушение не устранено до настоящего времени. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Поназыревского муниципального района Костромской области по принятию мер по проведению опроса граждан в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для учета мнения жителей Хмелевского сельского поселения Поназыревского муниципального района в целях принятия решения о реорганизации МКОУ «Горловская начальная общеобразовательная школа»; признать незаконным постановление главы администрации Поназыревского муниципального района от 01.04.2020 № 53 «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Горловская начальная общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению Хмелевской основной общеобразовательной школе Поназыревского муниципального района Костромской области».

В судебном заседании представитель прокурор Поназыревского района Михеев Е.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Поназыревского муниципального района ФИО1 исковые требования признала частично, суду пояснила, что администрацией Поназыревского муниципального района действительно был проведен опрос граждан по вопросу реорганизации образовательного учреждения не в форме предусмотренной статьей 31 Федерального закона № 131-ФЗ, вместе с тем мнение жителей Хмелевского сельского поселения по вопросу реорганизации образовательного учреждения выяснялось. Учредителем принято решение о реорганизации образовательного учреждения в целях оптимизации расходов, вместе с тем данная реорганизация не отразится на образовательном процессе и не затронет права граждан на получение образования. На данный момент процедура реорганизации учреждения завершена. Исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации Поназыревского муниципального района по принятию мер по проведению опроса граждан в порядке, предусмотренном ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в целях принятия решения о реорганизации образовательного учреждения признает, однако учитывая что процедура реорганизации образовательного учреждения завершена, а также что данная реорганизация не нарушает права граждан считает, что отмена постановления главы администрации Поназыревского муниципального района от 01.04.2020 года № 53 является нецелесообразным.

Изучив административное исковое заявление, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд c административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

На основании статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10); принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ), устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, перечень которых не является исчерпывающим, и определяя какие вопросы подлежат разрешению на местном референдуме (статья 22), сходе граждан (статьи 25, 25.1), собрании граждан (статья 29), прямо указал в части 1 статьи 31, что мнение населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти выявляется путем опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ результаты опроса носят рекомендательный характер.

Судом установлено и следует из материалов дела, что учредителем МОУ «Хмелевской ООШ» и МКОУ «Горловская НОШ» являлась администрация Поназыревского муниципального района Костромской области.

23 марта 2020 года был проведен сход граждан, в том числе по вопросу присоединения МКОУ «Горловская СОШ» к МОУ «Хмелевской ООШ». Результаты голосования в протоколе не отражены. Решено дать согласие о присоединении МКОУ «Горловская СОШ» к МОУ «Хмелевской ООШ».

При этом в нарушение части 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» опрос жителей Хмелевского сельского поселения по выяснению их мнения о реорганизации присоединении МКОУ «Горловская СОШ» в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не проводился.

10 апреля 2020 года администрацией Поназыревского муниципального района вынесено постановление N 53 «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Горловская начальная общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению Хмелевской основной общеобразовательной школе Поназыревского муниципального района Костромской области».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 23 октября 2020 года запись о начале процедуры реорганизации МКОУ «Горловская СОШ» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 15 апреля 2020 года.

МКОУ «Горловская СОШ» 12 октября 2020 года прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к МОУ «Хмелевской ООШ».

05.10.2020 года прокурором Поназыревского района в адрес администрации Поназыревского муниципального района внесен протест, из которого следует, что прокурор требовал отменить постановление главы Поназыревского муниципального района от 01.04.2020 года № 53 «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Горловская начальная общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению Хмелевской основной общеобразовательной школе Поназыревского муниципального района Костромской области».

Согласно ответу администрации Поназыревскорго района от 15 октября 2020 году на протест прокурора отмену постановления считают нецелесообразной в связи с тем, что 12.10.2020 года реорганизация завершена. Согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность Горловской НОШ прекращена 12.10.2020 года. Мнение жителей о реорганизации Горловской школы путем присоединения к МОУ Хмелевской ООШ было отражено в протоколе схода граждан (число присутствующих на сходе граждан составило 21 % от числа зарегистрированных жителей, 28% от фактически проживающих жителей в д. Горлово). Кроме того, данная реорганизация никоим образом не нарушает права граждан и несовершеннолетних, так как реорганизация предполагает работу одного юридического лица на территории Хмелевского сельского поселения у которого будут 2 подразделения ( 1 расположено в с. Хмелевка и 1 расположено в д. Горлово). Учебный процесс как велся в двух зданиях, так и предполагается вести в двух зданиях без изменений. На 01.09.2020 года учеников в Горловской начальной школе нет, при школе работает дошкольная группа, которую посещает 5 детей. В случае появления детей (1-4 класс) учебный процесс будет возобновлен в данном здании. В целях эффективного использования материально-экономических ресурсов, с учетом сложившейся обстановки (отсутствие учеников) считают, что решение о реорганизации было принято правильно, обоснованно и своевременно.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, что при принятии решения о реорганизации МКОУ «Горловская начальная общеобразовательная школа» опрос жителей Хмелевского сельского поселения Поназыревского муниципального района производился не в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Поназыревского муниципального района Костромской области по принятию мер по проведению опроса граждан в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для учета мнения жителей Хмелевского сельского поселения Поназыревского муниципального района в целях принятия решения о реорганизации МКОУ «Горловская начальная общеобразовательная школа» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, допущенные административным ответчиком нарушения при выяснении мнения жителей Хмелевского сельского поселения при реорганизации МКОУ «Горловская НОШ» не являются достаточным и безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60.1 ГК РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Как следует из пояснений представителя ответчика решение о реорганизации образовательного учреждения принималось с учетом мнения жителей поселения полученного не в требуемой форме. Решение принято учредтелем в целях оптимизации расходов, вместе с тем данная реорганизация не отразится на образовательном процессе и не затронет права граждан на получение образования. На данный момент процедура реорганизации учреждения завершена.

Учитывая, что решение о реорганизации образовательного учреждения непосредственно прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в защиту которых подано административное исковое заявление в контексте заявленных требований, не затрагивает, поскольку реорганизованные образовательные учреждения фактически своих функций не утратили, реализуют цели и задачи, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», территориально остались по прежним адресам, изменений в уровне и объеме реализуемых общеобразовательных программ не произошло, административные исковые требования в части признания незаконным постановления главы администрации Поназыревского муниципального района от 01.04.2020 № 53 «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Горловская начальная общеобразовательная школа Поназыревского муниципального района Костромской области в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению Хмелевской основной общеобразовательной школе Поназыревского муниципального района Костромской области» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Поназыревского муниципального района Костромской области по принятию мер по проведению опроса граждан в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для учета мнения жителей Хмелевского сельского поселения Поназыревского муниципального района в целях принятия решения о реорганизации МКОУ «Горловская начальная общеобразовательная школа».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Председательствующий Н.С. Злобина