Административное дело № 2а-852/2020
69RS0014-02-2020-000742-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года город Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А.,
при секретаре Телегиной А.О.,
с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сличенко Ольги Павловны к МУ «Администрация муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области» и отделу по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области о признании незаконными действия (бездействия), возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании судебных расходов,
установил:
Сличенко Ольга Павловна обратилась в Конаковский городской суд с административным исковым заявлением к отделу по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области, в котором просит
признать действия Отдела по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г Конаково не законными;
обязать Отдел по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Конаково повторно рассмотреть её заявление от 20 мая 2019 года о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № по существу в соответствии с действующим законодательством;
взыскать с Администрации г. Конаково понесенные расходы на оплату юридической консультации и составления искового заявления в размере 4500 руб. расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что из отдела по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Конаково ею 30.12.2019 года был получен ответ за исх. № 1439 о повторном рассмотрении заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, в котором указано, что пакет документов подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, прилагаемых к заявлению, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015. Одним из требуемых документов в случае обращения физического лица является документ удостоверяющий личность заявителя, который является и документом определяющим гражданство заявителя, что выявляет право на предоставление земельного участка на общих условиях, т.е. без ограничений. Возможности предоставления земельного участка без проведения торгов определены статьями 39.16, 39.17 ЗК РФ.
Между тем, ссылаясь п. 40 Приказа Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года Сличенко О.П. полагает, что гражданину не требуется к своему заявлению прикладывать копию паспорта. При подаче заявления ею паспорт гражданина РФ предоставлялся. Действия указанные в ч. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ ею при подачи заявления были соблюдены в полном объеме, не указание мной реквизитов документа удостоверяющего личность не может быть основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Ответчиком нарушены положения ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, заявление возвращено не было, вследствие чего можно сделать вывод о том, что оно соответствует ЗК РФ. В своем заявлении она просила ответчика повторно рассмотреть заявление на дату его подачи, то есть если в период со дня подачи заявления в адрес ответчика не поступали заявления от других заинтересованных лиц, ответчик должен был предварительно согласовать предоставление ей земельного участка с кадастровым номером №. В своем ответе Отдел ссылается, что при рассмотрении ранее поступивших заявлений от граждан заинтересованных в приобретении земельного участка с кадастровым номером №, а так же заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка с кадастровым номером №, администрацией города были вынесены распоряжения №18 от 30.01.2018 г., №163 от 18.04.2019 г., №353 от 21.08.2018 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка». До настоящего времени вышеуказанные распоряжения не отменены. При рассмотрении административного дела №2а-899/2019 не было установлено, что поступали заявления от других заинтересованных лиц.
Изначально заявление административного истца было подано нарочно 15.11.2019 г. вх. 3802, а ответ исх. 1315 от 21.11.2019 г. был получен ею лишь 16.12.2019 г., о чем свидетельствует штемпель почты России и подтверждает нарушение п. 7 ч. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Считает, что ответчик повторно не рассмотрел по существу её заявление от 20.05.2019 года о предоставлении в аренду земельного с кадастровым номером № на основании решения Конаковского городского суда по делу 2а-899/2019 от 18.09.2019 года, в котором судом указанно, что ответчику необходимо повторно рассмотреть заявление от 20.05.2019 г. в установленном законом порядке, тогда как ответчик нарушил требование п. 3, п.7 ч. 3 ст. 39.15, ч. 3 ст. 39.17. Ссылаясь на п.5 ст. 11 ФЗ от 02.05.2006 года ответчик говорит о том, что если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. Обращает внимание суда на вышеприведённые с её стороны доводы и на тот факт, что заявление от 20.05.2019 не рассмотрено по существу.
Протокольными определениями суда к участию в деле привлечены МУ «Администрация муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области» в качестве административного соответчика по делу и Федотов Иван Андреевич в качестве заинтересованного лица.
В процессе рассмотрения административного дела Сличенко О.П. неоднократно уточняла исковые требования, а именно просила:
признать не законным бездействие Администрации г. Конаково, выразившееся в не рассмотрении до настоящего времени её заявлений вх. № 1578 от 20.05.2019 г. и вх. №1315 от 21.11.2019 г. по существу в соответствии с земельным кодексом;
обязать Администрацию г. Конаково принять решение в соответствии с действующим земельным законодательством о предоставлении (либо отказе в предоставлении) земельного участка в аренду № согласно её заявлений вх. № 1578 от 20.05.2019 и вх. №1315 от 21.11.2019 г.;
взыскать с администрации г. Конаково понесенные расходы на оплату юридической консультации и составления искового заявления в размере 4500 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
При этом дополнительно указала, что Отдел по управлению имуществом является самостоятельным юридическим лицом. Изначально она обращалась с заявлением в Администрацию г. Конаково, а ответ дал Отдел за подписью Козыревой Л.Ф. Из вышесказанного следует, что от Администрации ответа по её заявлению до настоящего времени так и не получено. В соответствии с Положением об Отделе по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Конаково (утв. Решением Совета депутатов г. Конаково от 26.10.2007 г. №281, в ред. Решения от 01.06.2010 №239) Отдел осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности. В соответствии с п. 9.8 Положения КУМИ осуществляет продажу прав собственника. В соответствии с п. 9.12 Положения КУМИ осуществляет полномочия арендодателя. В Положении нет ни слова о том, что Отдел уполномочен предоставлять гражданам земельные участки в аренду, без проведения торгов, а тем более давать ответы за подписью Заведующей отделом Отдела от имени Администрации, т.к. в п. 9.17 Положения сказано, что Отдел готовит проекты Постановлений главы Администрации по земельным правоотношениям, а подписывать проекты должна Администрация. Т.е Отдел не имея на то полномочий рассмотрело её заявление 1315 от 21.11.2019 г. и направило ответ за подписью Заведующей отдела, а не главы Администрации, еще и пропустив срок направления, ответа установленный ч. 1 ст. 12 Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», вследствие чего данный ответ можно считать информационным сообщением органа, уполномоченного на принятие решения по её заявлению.
Административный истец Сличенко О.П. и её представитель Сенкевич С.С. в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом, судебная корреспонденция возвращена с отметкой почты России «Истек срок хранения». Ранее Сличенко О.П. обращалась с заявлением об отложении рассмотрения дела в связи с её отъездом в Красноярск и об уточнении исковых требований.
Административные соответчики Администрация города Конаково и Отдел по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Конаково своих представителей в судебное заседание не направили, представив письменные ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей со ссылкой на ранее представленные письменные возражения, просили в удовлетворении административных исковых требований Сличенко О.П. отказать.
Отдел по управлению имуществом и земельным отношениями администрации города Конаково в своих возражениях также указал на несогласие с доводами административного истца. Отметили, что принимая во внимание опыт предыдущих результатов работы, учитывая, что многие из сформированных земельных участков выставлялись на торги и остались невостребованными, чтобы не нести необоснованные затраты на работу независимого оценщика (стоимость каждого отчета 7 тыс.руб), не нести необоснованную затрату времени на безрезультативную работу отдела, было принято решение опубликовать информационное сообщение о намерении реализации посредством торгов прав на земельные участки. Цена участков, вид права, предполагаемый к реализации, не указывались, с аукционной документацией не предлагалось ознакомиться, следовательно, участки не могли быть объектами аукциона на момент информационного сообщения, в отношении которых должны быть поданы соответствующие информационные сообщения в установленной форме на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» - www.torgi.gov.ru., официальном сайте города Конаково www.konakovo.in., общественно - политической газете «Конаковская панорама» (ныне информационные стенды) (п.19 ст.39.11 ЗК РФ). Не получены Технические условия на подключение объектов инженерно-технического обеспечения (пп.4 п.8 ст.39.11). Данное сообщение указывало на прием заявлений о намерении участвовать в аукционах, после поступления которых, преимущество первоочередности подготовки участка на аукцион планировалось отдать востребованному объекту. Данные действия законодательно не запрещены. Со ссылкой на информационное сообщение о намерении реализации посредством торгов прав на земельные участки поступило заявление от Сличенко Ольги Павловны, о том что она, изучив указанное сообщение, в целях улучшения своих жилищных условий, просит предоставить в аренду земельный участок с кадастровым №№ площадью 1500 кв.м, с целью «индивидуальное жилищное строительство», расположенный в <адрес>-либо пакет документов, в том числе документ, удостоверяющий личность, к заявлению не прилагался. При рассмотрении ранее поступивших в Отдел и администрацию заявлений от граждан, заинтересованных в приобретении испрашиваемого истцом земельного участка, а так же заявлений о намерении участия в аукционе по продаже земельного участка, Администрацией города Конаково вынесены Распоряжения № 18 от 30.01.2018 г., № 163 от 18.04.2019 г., № 353 от 21.08.2018 года «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» (приложение №3). О том, что участок будет реализован посредством торгов, сообщалось заявителю письмом от отдела с исх.№392 от 07.06.2019 года. По решению Конаковского горсуда от 18.09.2019 года по делу №2а-899/2019 заявление рассмотрено заново на дату его подачи. По результату рассмотрения был дан ответ с исх.№1315 от 21.11.2019 года, что правовые основания для предоставления указанного земельного участка заявителю отсутствуют. Пакет документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, прилагаемых к заявлению, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года. Одним из общих требуемых пунктом 2 документов, в случае обращения физического лица, является документ, удостоверяющий личность заявителя, который может являться и документом, определяющим гражданство заявителя, что выявляет право на предоставление земельного участка на общих условиях, т.е. без ограничений. Возможности предоставления земельного участка без проведения торгов определены статьями 39.16, 39.17 Земельного кодекса РФ. Одним из требуемых документов в данном случае является документ, подтверждающий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка (пп. 14 п.2 ст.39.6, п.1 ст.39.16 ЗК РФ). Заявителем не предоставлен документ, подтверждающий, что он входит в состав льготной категории граждан. На исх.№1315 от 21.11.2019 года от истца поступило в Отдел обращение, аналогичное трактовке искового заявления в Конаковский городской суд от 18.03.2020 года. На данное обращение был дан ответ с исх.№1439 от 30.12.2019 года о том, что предварительное согласование предоставления земельного участка для сформированного объекта недвижимости не уместно; к заявлению об оформлении прав на земельный участок не приложен документ, удостоверяющий личность; Администрация не намерена принимать решение об отказе в проведении аукциона и менять условия предоставления испрашиваемого земельного участка, т.к. до и после обращения Сличенко О.П. поступали заявления от граждан, заинтересованных в приобретении прав на данный земельный участок. Более того, информационное сообщение о намерении реализации посредством торгов прав на спорный земельный участок было опубликовано 30 апреля 2019 года, на основании которого административный истец подал заявление в администрацию города Конаково.
Из возражений администрации города Конаково следует что, с требованиями Сличенко О.П. не согласны, поддержали доводы отдела по управлению имуществом и земельным отношениями администрации города Конаково. При этом дополнительно указали, что со ссылкой на информационное сообщение о намерении реализации посредством торгов прав на земельные участки поступило заявление от Сличенко Ольги Павловны, о том что она, изучит указанное сообщение, в целях улучшения своих жилищных условий, просит предоставить в аренду земельный участок с кадастровым № площадью 1500 кв.м, с целью «индивидуальное жилищное строительство», расположенный в г. <адрес>. Какой-либо пакет документов, в том числе документ, удостоверяющий личность, к заявлению не прилагался. При рассмотрении ранее поступивших в Отдел и администрацию заявлений от граждан, заинтересованных в приобретении испрашиваемого истцом земельного участка, а также заявлений о намерении участия в аукционе по продаже земельного участка, Администрацией города Конаково вынесены Распоряжения № 18 от 30.01.2018 года, № 163 от 18.04.2019 года, № 353 от 21.08.2018 года «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности». О том, что участок будет реализован посредством торгов, сообщалось заявителю письмом от отдела с исх.№392 от 07.06.2019 года. По решению Конаковского городского суда от 18.09.2019 года по делу №2а-899/2019 заявление рассмотрено заново на дату его подачи. По результату рассмотрения был дан ответ с исх.№1315 от 21.11.2019 года, что правовые основания для предоставления указанного земельного участка заявителю отсутствуют. Пакет документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, прилагаемых к заявлению, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года. Одним из общих требуемых пунктом 2 документов, в случае обращения физического лица, является документ, удостоверяющий личность заявителя, который может являться и документом, определяющим гражданство заявителя, что выявляет право на предоставление земельного участка на общих условиях, т.е. без ограничений. Возможности предоставления земельного участка без проведения торгов определены статьями 39.16, 39.17 Земельного кодекса РФ. Одним из требуемых документов в данном случае является документ, подтверждающий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка (пп. 14 п.2 ст.39.6, п.1 ст.39.16 ЗК РФ). Заявителем не предоставлен документ, подтверждающий, что он входит в состав льготной категории граждан. На исх.№1315 от 21.11.2019 года от истца поступило в Отдел обращение, аналогичное трактовке искового заявления в Конаковский городской суд от 18.03.2020 года. На данное обращение был дан ответ с исх.№1439 от 30.12.2019 года.
Заинтересованное лицо Федотов И.А. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом, судебная корреспонденция возвращена с отметкой «Истек срок хранения».
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, которые проанализированы судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
30 апреля 2019 года Администрацией города Конаково опубликовано на сайте администрации Информационное сообщение, которое указывало намерения реализации посредством торгов прав на земельные участки, в том числе на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», категория земель: земли населенных пунктов.
Со ссылкой на информационное сообщение о намерении реализации посредством торгов прав на земельные участки 20 мая 2019 года в администрацию города Конаково поступило заявление от Сличенко Ольги Павловны, о том что она, изучив указанное сообщение, в целях улучшения своих жилищных условий, просит предоставить в аренду земельный участок с кадастровым № площадью 1500 кв.м, с целью «для индивидуального жилищного строительства», категория земель: земли населенных пунктов.
Письмом от 07.06.2019 г. Отделом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Конаково по поручению администрации города Конаково сообщено, что на основании Распоряжения Администрация города Конаково №165 от 31.05.2019 года испрашиваемый земельный участок будет реализован посредством открытого аукциона, на котором заявитель имеет право стать участником на общих основаниях.
Решением Конаковского городского суда Тверской области 18 сентября 2019 года административные исковые требования Сличенко Ольги Павловны к МУ «Администрация муниципального образования городское поселение город Конаково» Конаковского района Тверской области и отделу по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области удовлетворены в части; признан незаконным ответ отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области по поручению администрации города Конаково №392 от 07.06.2019 года, по рассмотрению заявления Сличенко Ольги Павловны от 20 мая 2019 года; на МУ «Администрация муниципального образования городское поселение город Конаково» Конаковского района Тверской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сличенко Ольги Павловны от 20 мая 2019 года о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке.
Предметом настоящего судебного разбирательства явился ответ отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Конаково от 21.11.2019 года и 30.12.2019 года, а также бездействие администрации города Конаково, выразившиеся в не рассмотрении заявлений Сличенко О.П. от 20.05.2019 года и заявления от 15.11.2019 года.
Учитывая специфику административных дел, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одного из основных положений предусматривает принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, которая в числе прочего заключается в том, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает содействие сторона процесса в реализации из прав, создает условия и принимает предусмотренные Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (пункт 7 статьи 6 и часть 2 статьи 14).
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Сличенко О.П. 15 ноября 2019 года ссылаясь на решение суда от 18 сентября 2019 года по делу №2а-899/2019 обратилась с заявлением в администрацию города Конаково о повторном рассмотрении её заявления от 20 мая 2019 года о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №.
21 ноября 2019 года Сличенко О.П. за подписью заведующей отделом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Конаково (исх. №1315) был направлен ответ, в котором указано, что в настоящее время правовых оснований у Администрации города Конаково для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю отсутствуют. При этом указано, что пакет документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, прилагаемых к заявлению, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015. Одним из требуемых документов в случае обращения физического лица является документ, удостоверяющий личность заявителя, который может являться и документом, определяющим гражданство заявителя, что выявляет право на предоставление земельного участка на общих условиях, т.е. без ограничений. Возможности предоставления земельного участка без проведения торгов определены статьями 39.16, 39.17 Земельного кодекса РФ. Одним из требуемых документов в данном случае является документ, подтверждающий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка (пп. 14 п.2 ст.39.6, п.1 ст.39.16 ЗК РФ). Также, в приложении к представленному 20.05.2019 заявлении, отсутствует документ, удостоверяющий личность заявителя и его реквизиты (пп. 1 п.1 cт. 39.17 3K РФ). Кроме того, при рассмотрении ранее поступивших заявлений от граждан, заинтересованных в приобретении испрашиваемого Вами земельного участка, а так же заявлений о намерении участия в аукционе по продаже земельного участка, Администрацией города Конаково вынесены Распоряжения № 18 от 30.01.2018 года, № 163 от 18.04.2018 года, № 353 от 21.08.2018 года «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности». До настоящего времени вышеуказанные распоряжения администрации не отменены.
Сличенко О.П. 24 декабря 2019 года вновь обращается в администрацию города Конаково, в котором, ссылаясь на п. 40 Приказа Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года, ссылаясь на отсутствие необходимости предоставления гражданину копии своего паспорта, а так же разъяснений отсутствия правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка, повторно рассмотреть заявление от 20.05.2019 года.
30 декабря 2019 года в адрес Сличенко О.П. направлен ответ с исх. №1439 заведующей отделом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Конаково, в котором повторно на заявления от 20.05.2019 г., 15.11.2019 г. и 24.12.2019 г. даны разъяснения. Отмечено, что до и после поступления заявления о предоставлении указанного земельного участка в администрацию и отдел по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Конаково поступали заявления от граждан, заинтересованных в приобретении испрашиваемого земельного участка, а так же заявления о намерении участия в аукционе по продаже земельного участка, что подтверждается наличием подлинников данных заявлений и их регистрацией в электронной базе входящей и исходящей корреспонденции. Данные обращения заявителями не отзывались. Учитывая вышеизложенное в настоящее время Администрация не намерена принимать решение об отказе в проведении аукциона и менять условия предоставления данного земельного участка. Также для сведения сообщено, что :
при рассмотрении заявления требования ст.39.15 Земельного кодекса РФ не применимы, т.к. границы испрашиваемого земельного участка не требуют уточнения и предварительное согласование предоставления земельного участка не уместно,
пунктом 2 Приказа Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению,
- в соответствие с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу.
Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов определен ст. ст. 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать, гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно положениям части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (ч. 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 05.07.2019 года земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу почтового ориентира: <адрес>. Категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Площадь земельного участка 1500+/- кв. м. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 16.12.2016 г. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Правообладатель: Муниципальное образование «Городское поселение город Конаково» Тверской области, ограничений не зарегистрировано.
Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, земельный участок сформирован, стоит на кадастровом учете, утверждения схемы и предварительного согласования не требуется.
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. п. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. п. 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 той же статьи предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
Положениями пп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
На вышеуказанном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Сличенко О.П. на праве собственности, что не оспаривалось административным истцом, также не представлено доказательств необходимости предоставления земельного участка для улучшения жилищных условий, право не внеочередное или первоочередное приобретение земельного участка.
Распоряжением временно исполняющего полномочия главы города Конаково №165 от 31 мая 2019 года отделу по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Конаково поручено организовать и провести аукцион по продаже спорного земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №.
Указанное распоряжение от 31 мая 2019 года отменено в связи с вынесением определения суда от 05 августа 2020 года о применении мер предварительной защиты.
При рассмотрении дела суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, сведения о резервирования земельного участка не отражены и в кадастровом паспорте на испрашиваемый в собственность земельный участок. Материалами дела также не подтверждено наличие объектов на указанном земельном участке, при наличии которых, согласно положению статей 27, 28, 85 Земельного кодекса РФ, а также статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", передача земельных участков в аренду не допускается.
Вместе с тем, суду представлены сведения об обращениях граждан, начиная с 2017 года о предоставлении спорного земельного участка в аренду, в собственность за плату, а также распоряжения администрации города Конаково о проведении аукциона о продаже земельный участков, находящихся в муниципальной собственности, заявления граждан об участии в аукционе в отношении данного земельного участка.
В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать законность оспариваемого действия, решения возлагается на административного ответчика.
Вопреки доводам административного истца, обжалуемые отказы полностью соответствует правовому регулированию, установленному в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
Наличие любых иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Как указали представители административных соответчиков обратившиеся граждане с заявлениями относительно спорного земельного участка, заявления не отзывали.
Довод Сличенко О.П. о том, что именно администрация города Конаково должна была дать ответна её заявления, а не отдел по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Конаково, судом отклоняется, поскольку направлен на неправильное толкование сложившихся обстоятельств и норм права, на которые истец ссылается в обоснование своей позиции.
В представленных копиях заявлений Сличенко О.П, с которыми она обращалась в администрацию города Конаково, имеется резолюция главы администрации города Конаково и его заместителя о поручении Козыревой Л.Ф. – заведующей отделом по управлению имуществом земельным отношениям администрации города Конаково дать ответ заявителю. При этом исходя из Положения об отделе по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области, Отдел является структурным подразделением Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области» (Администрация города Конаково), наделенным отдельными полномочиями по решению вопросов местного значения в области имущественных и земельных отношений. Отдел обладает статусом юридического лица, подотчетен в своей деятельности Совету депутатов города Конаково, Главе Поселения, первому заместителю Главы администрации города Конаково, курирующего деятельность Отдела.
Отсюда, довод о бездействии Администрации города Конаково по рассмотрению заявлений Сличенко О.П. несостоятелен и подлежит отклонению.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая, что в настоящее время земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, представлены доказательства наличия оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, Сличенко О.П. дан полный и обоснованный ответ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сличенко О.П. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требования административного истца о возмещении судебных расходов на оплату государственной пошлины и расходов на оплату юридической консультации и составление искового заявления, также подлежат оставлению без рассмотрению, поскольку в удовлетворении основных исковых требований Сличенко О.П. отказано.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Сличенко Ольги Павловны к МУ «Администрация муниципального образования городское поселение город Конаково» Конаковского района Тверской области и отделу по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области о
- признании не законным бездействие Администрации г. Конаково, выразившееся в не рассмотрении до настоящего времени её заявлений вх. № 1578 от 20.05.2019 г. и вх. №1315 от 21.11.2019 г. по существу в соответствии с земельным кодексом,
- признании незаконным действия отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской
- возложении обязанности на администрацию г. Конаково принять решение в соответствии с действующим земельным законодательством о предоставлении (либо отказе в предоставлении) земельного участка в аренду № согласно её заявлений вх. № 1578 от 20.05.2019 и вх. №1315 от 21.11.2019 г.;
- взыскании с администрации г. Конаково понесенные расходы на оплату юридической консультации и составления искового заявления в размере 4500 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. -
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2020 года.
Председательствующий Е.А. Никитина
Административное дело № 2а-852/2020
69RS0014-02-2020-000742-76