Дело № 2а-99/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2021 года г. Пролетарск
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Джагрунова А.А.,
при секретаре Шляхта Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области, председателю КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2, Администрации Пролетарского района Ростовской области, о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги в виде изменения вида разрешенного использования земельного участка КН №
Основанием для отказа, по мнению муниципального органа, послужило то, что запрашиваемый вид разрешенного использования не соответствуют договору аренды земельного участка, на земельном участке находится курган «Орошаемый II», который является объектом культурного наследия.
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 стал арендатором земельного участка площадью 130000 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производственных целей, добыча полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 22 п.9 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Таким образом, нормы земельного законодательства являются специальными и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Вместе с тем, пунктом 5 статьи 22 Земельного кодекса установлено, что арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно частям 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 января 2018 года).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса РФ и статьи 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами гл. 4 ГрК РФ.
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном
В соответствии с нормами закона, действующими на территории Российской Федерации, правом защиты своих интересов наделяются не только собственники, но и иные лица, на законном основании владеющие имуществом. Действия таких лиц (владельцев и пользователей) ориентированы на охрану своего вещного права, а опосредованно на защиту прав собственника на переданное имущество. Обеспечение защиты прав и законных интересов со стороны владельца или пользователя носит двоякий характер: обеспечивает его интересы в отношениях с третьими лицами и собственником, необоснованным притязаниям которого препятствует правообладатель в использовании земельного участка.
Верховным Судом Российской Федерации, в соответствии статьями 2 и 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, проведено обобщение судебной практики.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36). Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее – Земельный кодекс). Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — 1 Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса). В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540. При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ). Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Как показало обобщение судебной практики по указанным вопросам, суды в целом правильно применяют законодательство при рассмотрении дел по спорам об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Однако на практике возникают сложности при установлении круга субъектов, управомоченных на изменение вида разрешенного использования; при учете особенностей ситуаций, когда допустимость изменения вида разрешенного использования ограничена, и процедурных особенностей такого изменения; при определении последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования участка с нарушением предусмотренных ограничений.
При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
С учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, категория земельных участков земли сельскохозяйственного назначения не предусматривает разрешенного использования для производственных целей, добыча полезных ископаемых. Нарушив требования о внесении до 1 января 2020 года органом местного самоуправления поселения, изменений в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При том, что проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ). ОМС отказал в изменении разрешенного использования и по заявлению правообладателя земельного участка. Кроме того, фактически на спорном земельном участке никаких работ по добыче песка не ведется и карьера не существует. Что касается высказывания о том, что в границах земельного участка находятся объекты культурного наследия, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Обременений по использованию земельного участка никогда не было зарегистрировано и не зарегистрировано в настоящее время. Кроме того, как указывает административный ответчик указывает в своем отказе, земельный участок предоставлялся с торгов, организованных административным ответчиком, в ходе торгов не заявлялось о каких-либо ограничениях в использовании земельного участка.
В соответствии с требованиями Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.34 п.12, обязанность административного ответчика состоит внесении изменений в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков, до 1 января 2020 года.
На основании изложенного, просит суд признать уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка КН № –незаконным.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района Ростовской области в течении 10 дней, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, изменить вид разрешенного использования земельного участка КН №, площадью 130000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «для производственных целей, добыча полезных ископаемых» на вид разрешенного использования «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены председатель КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2, Администрация Пролетарского района Ростовской области.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании доводы и требования административного иска поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик – председатель КУМИ Администрации Пролетарского района ФИО2, представитель Администрации Пролетарского района Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суду представлены письменные возражения на административный иск.
Представитель административного ответчика КУМИ Администрации Пролетарского района – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, просила отказать в его удовлетворении, поскольку земельный участок находится в государственной собственности, передан в пользование по договору аренды, изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к изменению условий договора аренды земельного участка, что законом не допускается.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Статьей 39.1 ЗК РФ предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно части 1 данной статьи земельные участки предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам аукциона между Администрацией Пролетарского района Ростовской области и ФИО6 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.
Согласно указанному договору, в аренду ФИО6 передан земельный участок с КН №, площадью 130000 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями ЕГРН, актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО7 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с КН № согласно которому права арендатора земельного участка по договору от ДД.ММ.ГГГГ принял ФИО7
В свою очередь, ФИО7 уступил права арендатора ФИО1 на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Соответствующие сведения внесены в ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в КУМИ Администрации Пролетарского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав в обоснование, что предоставленный в аренду земельный участок имеет вид разрешенного использования - Для производственных целей, добыча полезных ископаемых. В 2014 году Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утверждены возможные виды использования земельных участков на территории Российской Федерации. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Буденновского сельского поселения утвержденными ДД.ММ.ГГГГ переданный в аренду административному истцу земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования - СХ, в которой в соответствии с новым классификатором вид разрешенного использования - Для производственных целей, добыча полезных ископаемых отсутствует. Таким образом, предоставленный в аренду земельный участок имеет не установленный вид разрешенного использования для данной зоны в соответствии с действующим законодательством и утвержденными Правилами землепользования и застройки Буденновского сельского поселения, что в последствии может привести к мерам административного воздействия. Более того, в соответствии с п.1, ст. 78 Земельного Кодекса РФ «Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства)» и использование земельного участка для добычи полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения согласно действующему законодательству не допускается. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № как карьер не используется, добыча песка в карьере не производится, карьер засеян многолетними травянистыми культурами (эспарцетом и люцерной), по которым производится выпас крупного рогатого скота.
В связи с чем, просил изменить разрешенное использование земельного участка с КН № с вида разрешенного использования - Для производственных целей, добыча полезных ископаемых, на вид разрешенного использования - Выращивание зерновых и сельскохозяйственных культур.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги. В обоснование отказа административный ответчик указал, что запрашиваемый вид разрешенного использования обозначенного земельного участка не соответствует разрешенному использованию
земельного участка по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, установление запрашиваемого вида разрешенного использования приведет к изменению предмета договоры аренды земельного участка и основных характеристик этого земельного участка, необходимости внесения изменений в договор аренды, заключенного по результатам аукциона, что не допускается действующим законодательством.
Кроме того, указано, что согласно генеральному плану Буденновского сельского поселения, утверждённому решением Собрания депутатов Буденновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, и Правилам землепользования и застройки Буденновского сельского поселения, утверждённым решением Собрания депутатов Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок расположен в функциональной зоне: «Прочие территории (карьер)», и в территориальной зоне: «СХ - зона сельскохозяйственного использования», и на нем расположен курган «Орошаемый II».
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались, подтверждаются представленными документами.
Разрешая по существу заявленные административным истцом требования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Согласно пункту 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.
Как следует из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось сторонами, земельный участок с КН № передан в аренду по результатам аукциона.
В свою очередь, ФИО1 в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ принял на себя все права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. (п. 3.3 соглашения).
Таким образом, с учетом положений п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, предусматривающего запрет на внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в части изменения вида его разрешенного использования, отказ КУМИ Администрации Пролетарского района в удовлетворении заявления ФИО1 об изменении вида разрешенного использования является обоснованным.
Соответствующие требования административного истца, направлены, по сути,
на одностороннее изменение договорных обязательств в отсутствие на то предусмотренных законом или договором оснований.
Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно генеральному плану Буденновского сельского поселения, утверждённому решением Собрания депутатов Буденновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, и Правилам землепользования и застройки Буденновского сельского поселения, утверждённым решением Собрания депутатов Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшими на момент принятия обжалуемого решения КУМИ, земельный участок расположен в функциональной зоне: «Прочие территории (карьер)» и в территориальной зоне: «СХ - зона сельскохозяйственного использования», на нем расположен курган «Орошаемый II», на что также обращено внимание в возражениях административного ответчика.
Ссылка административного истца на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с КН № – «для производственных целей, добыча полезных ископаемых» классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», судом не может быть принята во внимание, поскольку согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу указанной нормы закона для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области, председателю КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2, Администрации Пролетарского района Ростовской области, о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.03.2021.
Судья: