ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8562/2021 от 24.11.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-8562/2021

УИД 23RS0040-01-2021-009348-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2021 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

при секретаре Семененковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к заместителю начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене предписания органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене предписания органа местного самоуправления.

В обоснование своих требований ФИО1 указала, что 24.09.2021 года заместителем начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5 в её адрес вынесено предписание № 1601/1955-р, которым административный ответчик обязал её привести помещения №№ 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30 многоквартирного дома №34/2 по <адрес> в г. Краснодаре в соответствие с технической документацией в срок до 15.10.2021 года. Административный истец не согласен с вынесенным предписанием, поскольку установленный административным ответчиком срок для устранения выявленного нарушения недостаточен. Предписание получено ФИО1 01.10.2021 года. Административным ответчиком не учтено, что при приведении перепланированных помещений в первоначальное состояние необходимо выполнение действий по разработке проектной документации на проведение строительно-монтажных работ, возведение ранее существовавших перегородок, заделка выполненных проёмов и перегородки, устройство проемов в местах их расположения до перепланировки.

Согласно административному иску ФИО1 просила суд признать незаконным и отменить предписание заместителя начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5 № 1601/1955-р от 24.09.2021 года.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена. Об уважительности причин неявки суд не уведомила, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила. Суд, учитывая наличие надлежащим образом нотариально оформленной доверенности на ведение дела в суде, считает возможным на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие истицы, при участии её представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1ФИО3, действующий по доверенности от 02.07.2020 года, исковые требования подержал, настаивал на удовлетворении иска, просил суд отменить предписание заместителя начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5 № 1601/1955-р от 24.09.2021 года.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар – ФИО4, действующая на основании доверенности от 19.05.2021 года, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание административный ответчик заместитель начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5 не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен. Об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд, признав причины неявки неуважительными, считает возможным на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в собственности ФИО1 находятся расположенные на 1 этаже многоквартирного дома №34/2 по <адрес> в г. Краснодаре помещения №№ 19 (кадастровый номер :6170), 20 (кадастровый номер :6171), 21 (кадастровый номер :6172), 22 (кадастровый номер :6173), 26 (кадастровый номер :6177), 27 (кадастровый номер :6178), 28 (кадастровый номер :6179), 29 (кадастровый номер :6180), 30 (кадастровый номер :6181), что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости (л.д. 118-121, 127-130, 142-145, 158-159, 168-170).

В письме № 15008/2 от 14.09.2021 года заместитель директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО г. Краснодар сообщил начальнику управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар о выявленном 10.09.2021 года факте самовольной перепланировки помещений №№ 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30 многоквартирного дома №34/2 по <адрес> в г. Краснодаре (л.д. 105-106).

21.09.2021 года на основании сообщения (письма № 15008/2 от 14.09.2021 года) Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО г. Краснодар заместителем главы муниципального образования г. Краснодар вынесено распоряжение № 195-р о проведении внеплановой выездной проверки помещений №№ 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30 многоквартирного дома №34/2 по <адрес> в г. Краснодаре (л.д. 93-94).

24.09.2021 года в результате внеплановой выездной проверки заместителем начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5 установлена самовольная перепланировка помещений №№ 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30 многоквартирного дома №34/2 по <адрес> в г. Краснодаре, о чем составлен акт осмотра № 1601/1955-р (л.д. 98-102).

24.09.2021 года заместителем начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5 в адрес ФИО1 вынесено предписание № 1601/1955-р, согласно которому на неё возложена обязанность в срок до 15.10.2021 года привести помещения №№ 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30 многоквартирного дома №34/2 по <адрес> в г. Краснодаре в соответствие с технической документацией (л.д. 103-104).

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административное исковое заявление об оспаривании предписания органа местного самоуправления от 24.09.2021 года поступило в Первомайский районный суд города Краснодара согласно отметке 13.10.2021 года, чем был соблюден трехмесячный срок на обращение в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.

На основании частей 5, 6, 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования осуществляется муниципальный жилищный контроль. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». При осуществлении муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных, в том числе, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Статьей 1 Закона Краснодарского края от 06.12.2017 года № 3700-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» органы местного самоуправления муниципального образования город Краснодар наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах.

На основании пунктов 5 и 7 статьи 48 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 года N 11 п.6, Администрация муниципального образования город Краснодар в области жилищных отношений, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения согласовывает переустройство и перепланировку помещений в многоквартирном доме и осуществляет муниципальный жилищный контроль.

На основании подпункта 7.18 пункта 7 Положения об управлении по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 30.08.2010 года № 6523, управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар осуществляет региональный государственный жилищный надзор в части организации и проведения внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к порядку переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными. Решения контрольного (надзорного) органа, действия его должностных лиц должны быть объективными и должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.

Исходя из пункта 10 части 1 статьи 29 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ должностное лицо, осуществляющее муниципальный контроль, обязано доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основанием для выдачи предписания послужили выявленные факты произведенной перепланировки без согласования органом местного самоуправления.

Предписание внесено заместителем начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5, т.е. должностным лицом органа местного самоуправления в пределах компетенции, что соответствует требованиям Положения об управлении по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар и статье 20 Жилищного кодекса РФ.

Исходя из представленных писем от 30.07.2021 года и от 06.08.2021 года (л.д. 79-88), ФИО1 извещалась департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар о необходимости предоставить техническое заключение организации, имеющей лицензии на выполнение данного вида работ, для определения влияния перепланировки и переустройства нежилых помещений на конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, превышаются ли предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, снижается ли несущая способность конструкций здания по результатам предусмотренной перепланировки и переустройству помещений в нежилом здании с указанием целевого использования.

При этом ФИО1 названные выше требования не учла, произвела работы по перепланировки и переустройству, не имея заключений о влиянии перепланировки и переустройства нежилых помещений на конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, соблюдения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом.

Таким образом, заместителем начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5 в отсутствие сведений о влиянии перепланировки и переустройства нежилых помещений на конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, соблюдения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом, обоснованно вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Указанные в письменных возражения технические заключения о соблюдении требований градостроительного законодательства получены после совершенной перепланировки и вынесенного предписания, в связи с чем не расцениваются судом как доказательства нарушения порядка вынесения предписаний.

К доводам административного истца о предоставлении недостаточного срока для восстановления положения суд относится критически.

Частью 3 статьи 29 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, возложена обязанность привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

С заявлением о продлении срока исполнения предписания ФИО1 в органы местного самоуправления не обращалась.

Доводы административного истца о необходимости учитывать административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача акта о приеме завершенного переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.11.2015 года № 8822, суд считает необоснованными и не относящимся к ситуации устранения самовольной перепланировки.

Указанные обстоятельства суд расценивает как злоупотребление правом со стороны административного истца, оснований для отмены предписания не имеется, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, иных обстоятельств о противоправности не установлено.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к заместителю начальника отдела жилищного контроля управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене предписания органа местного самоуправления – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Е.Г. Игорцева

Мотивированный текст решения изготовлен 06 декабря 2021 года