№ 2а-8565/2021
УИД 03RS0003-01-2021-010765-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 27 сентября 2021года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Байбаковой Д.Р.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 (дов. от 27.07.2021 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителю министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан ФИО3 о признании решения незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителю министра ФИО3 о:
-признании незаконным решения Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении гр. ФИО1 из реестра пострадавших граждан, отраженное в уведомлении от 01.07.2021 года №,
-обязании Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан восстановить ФИО1 в реестре пострадавших граждан под тем же порядковым номером и той же датой включения, включить ФИО1 в список пострадавших граждан, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан №, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от 10.06.2021 года.
Административный иск мотивирован тем, что решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 17.03.2014 года № включил административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
07.10.2019 года (исх. №) поступило уведомление государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о том, что восстановление прав пострадавших граждан планируется в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта в соответствии, что ФИО1 значится в соответствующем реестре.
Несмотря на это, ФИО1 получены уведомления государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 01.07.2021 года № и от 15.06.2021 года №.
Из решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 01.07.2021 года № следует, что в соответствии с п.п.5 п.12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утв. Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением к пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме (решение Калининского районного суда г.Уфы от 09.07.2009 года), решено исключить ФИО1 из реестра пострадавших граждан.
Из решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 15.06.2021 года №следует, что приказом № утвержден список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от 10.07.2021 года, в который ФИО1 не вошла.
С указанными решениями государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО1 не согласна.
ФИО1 была включена в реестр пострадавших граждан на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Приказ Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 22.08.2019 N 483/пр, а потому не может являться основанием для принятия Минстроем РБ 01.07.2021 года решения об исключении ФИО1 из указанного реестра граждан.
Кроме того, приказ Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр не распространяет свое действие на уже возникшие 18.03.2014 года правоотношения.
К заявлению ФИО1 о включении в реестр пострадавших граждан была приложена копия решения Калининского районного суда г.Уфы от 09.07.2009 года. Таким образом, о принятом решении государственному комитету было достоверно известно.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просит удовлетворить заявленные требования.
Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан направило в суд возражение на административный иск, просит в удовлетворении административного иска отказать.
Другие лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ в отсутствие указанных лиц.
Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин и иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).
Статьей 23 поименованного Федерального закона предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Частью 1 названной статьи установлено, что такое регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно части 7 этой же статьи, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Таким контролирующим органом является Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (ранее Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре).
Согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права частной собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации), и одновременно - один из способов реализации права каждого на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что 17.03.2014 года ФИО1 обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены с приложением документов.
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, рассмотрев заявление ФИО1 от 17.03.2014 года и приложенные к нему документы (в том числе решение Калининского районного суда г.Уфы от 09.07.2009 года), на основании ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", п.п. 3,5 п.2 Приложения №1 и п.3,4,13 Приложения №1, утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", 17.03.2014 года (№15-06/0007) принял решение о включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Также ФИО1 поступило уведомление Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 07.10.2019 года (исх. №15-04/1772) о том, что решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 17.03.2014 года ФИО1 включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, восстановление прав пострадавших граждан планируется в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 07.11.2017 года №-з.
Далее ФИО1 получено уведомление от 01.07.2021 года №15-07/6300, согласно которому Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан на основании п. 7 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с п.п.5 п.12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утв. Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением к пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме (в соответствии с решением Калининского районного суда г.Уфы от 09.07.2009 года по делу №2-1418/09 принято решение расторгнуть договор долевого инвестирования строительства в квартале №110 от 20.12.2004 года и взыскать с ООО «Артемида» денежные средства, уплаченные по договору в пользу гр. ФИО1), решено исключить ФИО1 из реестра пострадавших граждан.
Далее ФИО1 получено уведомление от 15.06.2021 года №15-05/219, согласно которому Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта в соответствии с Порядком рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов, определения соответствия инициатора инвестиционного проекта требованиям, установленным частью 2.1 статьи 12.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", утв. Постановлением Правительства РБ от24.08.2020 N 517 "О реализации в Республике Башкортостан инвестиционных проектов, предусмотренных частью 2.1 статьи 12.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан", признан утратившим силу приказ Государственного комитета республики Башкортостан №298 от 09.12.2020 года «Об утверждении списка пострадавших граждан», приказом министерства №229 утвержден список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от 10.07.2021 года, в который ФИО1 не вошла.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.
Как указывалось выше, на основании п. 7 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, в соответствии с п.п.5 п.12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утв. Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, министерством решено исключить ФИО1 из реестра пострадавших граждан.
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Во исполнение вышеприведенной нормы закона Минстроем России издан Приказ от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 N 45092). Критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, закреплены пунктом 2 указанного Приказа.
В соответствии с пунктом 12 Приказа пострадавший гражданин подлежит исключению из реестра в случае:
5) расторжения договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору), или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.
Между тем, документ (приказ от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан") утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 22.08.2019 N 483/пр, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.09.2019).
Более того, пунктом 2 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр установлено, что действие настоящего приказа распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу настоящего приказа.
Тем самым, данная норма не распространяет свое действие на отношения, связанные со включением в реестр пострадавших граждан, чьи права были нарушены до вступления в силу Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр.
При таком положении у административного ответчика отсутствовали основания для применения Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр к ФИО1
Кроме того, положения статьи 13 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр предписывают контролирующему органу принять решение об исключении пострадавшего гражданина из реестра в течение 14 рабочих дней с даты наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в пункте 12 настоящих Правил.
Из анализа данной нормы следует, что указанные случаи должны возникнуть после включения гражданина в Реестр. Однако материалами дела установлено, что на момент принятия решения о включении ФИО1 в Реестр (17.03.2014 года), договор долевого инвестирования строительства в квартале №110 от 20.12.2004 года в соответствии с решением Калининского районного суда г.Уфы от 09.07.2009 года по делу №2-1418/09 уже был расторгнут. Тем самым, сведения о расторжении договора имелись до вынесения решения о включении ФИО1 в Реестр пострадавших граждан, и о них административный ответчик был осведомлен. Учитывая, что обстоятельства включения ФИО1 в Реестр пострадавших граждан не изменились, в виду чего у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения об исключении ФИО1 из указанного Реестра.
Далее. В соответствии с Порядком рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов, определения соответствия инициатора инвестиционного проекта требованиям, министерством признан утратившим силу приказ Государственного комитета республики Башкортостан №298 от 09.12.2020 года «Об утверждении списка пострадавших граждан», приказом министерства №229 утвержден список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от 10.07.2021 года, в который ФИО1 не вошла.
Минстроем Республики Башкортостан утвержден Приказ от 19.02.2021 года №61 "Об утверждении Порядка формирования Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан списка пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта" (Зарегистрировано в ФИО4 30.03.2021 N 16730).
В соответствии с п.п.3 п.2 данного Порядка список пострадавших граждан - список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного пунктами 3, 4 части 2.1 статьи 12.1 Закона РБ N 59-з, формируемый и утверждаемый по форме согласно приложению N 3 к Порядку рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов.
В соответствии с п.5 данного Порядка основанием для исключения пострадавшего гражданина из списка является исключение гражданина из реестра пострадавших граждан.
В соответствии с п.6 данного Порядка Решение об исключении пострадавшего гражданина из списка принимается в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения об исключении такого гражданина из реестра пострадавших граждан на основании приказа Минстроя Республики Башкортостан об исключении гражданина из реестра пострадавших граждан. Решение об исключении пострадавшего гражданина из списка оформляется в виде приказа Минстроя Республики Башкортостан, утвержденного заместителем министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан, курирующим направление деятельности. Один экземпляр уведомления об исключении гражданина из списка пострадавших граждан в течение 1 рабочего со дня подписания направляется (вручается) гражданину или его уполномоченному представителю любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение гражданином или его уполномоченным представителем такого уведомления. Второй экземпляр уведомления об исключении гражданина из списка пострадавших граждан хранится в отделе работы с проблемными объектами Минстроя РБ.
Между тем, хронология принятых административным ответчиком решений указывает на то, что на момент формирования Минстроем Республики Башкортостан списка пострадавших граждан, утвержденных приказом №229 от 10.07.2021 года, ФИО1 находилась в реестре пострадавших граждан (нарушение административным ответчиком п. 5 Порядка).
Таким образом, поскольку у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения об исключении ФИО1 из указанного реестра, оснований для не включения ФИО1 в список пострадавших граждан, утвержденный приказом №229 от 10.07.2021 года, у министерства также не имелось.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителю министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан ФИО3 о признании незаконным решения Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении гр. ФИО1 из реестра пострадавших граждан удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении гр. ФИО1 из реестра пострадавших граждан, отраженное в уведомлении от 01.07.2021 года №15-07/6300.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан восстановить ФИО1 в реестре пострадавших граждан под тем же порядковым номером и той же датой включения, включить ФИО1 в список пострадавших граждан, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан №229, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от 10.06.2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.Р. Курамшина
Решение30.09.2021