ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-856/2016 от 09.02.2016 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

РЕШЕНИЕ дело

Именем Российской Федерации

09 февраля 2016 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО3, представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес> (литер «А»); признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес>; признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес>; признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес> (литер «А»); признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес> (литер Б»); обязании Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течении месяца со дня вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения путем поведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском. В обоснование доводов указала, что ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес>. Основанием для отказа послужил абз.4 п.1 ст.20, а также абз.10 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако на государственную регистрацию были предоставлены оригиналы свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество. При этом в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ не было указано о наличии запроса в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, а также о том, что ФИО1 может по собственной инициативе предоставить такие документы. Просила признать незаконными отказы государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГФИО5 и обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель ФИО1ФИО3 требования уточнила, просила признать незаконными отказы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес> (литер «А»), <адрес> (литер «А»), <адрес> (литер «Б»); обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя ФИО3, которая в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ были сданы документы для государственной регистрации пяти объектов недвижимости в <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости по причине необходимости предоставления подлинников свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости, копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя. Также указано на то, что сделан запрос в БТИ для подтверждения права собственности заявителя на объекты недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены отсутствующие документы. Однако ДД.ММ.ГГГГ было отказано в регистрации права собственности на основании абз.4 п.1 ст.20, а также абз.10 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Также было указано на возникновение у государственного регистратора сомнений о включении объекта в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Однако такое основание не было указано в качестве основания для приостановления государственной регистрации, а все иные документы по форме и содержанию соответствуют установленным требованиям.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 с требованиями не согласилась, пояснила, что при проведении правовой экспертизы документов был сделан запрос в БТИ и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о том, включены ли объекты, на которые претендует ФИО1, в перечень объектов, учитываемого как собственность Республики Крым на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, так как объекты ФИО1 имеют те же адресные ориентиры, что и объекты, указанные в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. на момент окончания срока приостановления – ДД.ММ.ГГГГ – ответ на запрос из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не поступил. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что административным истцом оспариваются решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно административное исковое заявление подано в суд с соблюдением сроков, установленных ст.219 КАС РФ.

Как следует из расписок о получении документов на государственную регистрацию права собственности на объекты, расположенные в <адрес> (литер «А»), <адрес> (литер «А»), <адрес> (литер «Б»), документы были сданы ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности ФИО1 на указанные объекты была приостановлена. В качестве оснований для приостановления государственной регистрации права собственности указано на необходимость предоставления подлинников свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости, копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя. Также указано на то, что сделан запрос в БТИ для подтверждения права собственности заявителя на объекты недвижимости.

Основания для приостановления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости закреплены в ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены подлинные свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, расположенное в <адрес>, а также была предоставлена копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены подлинные свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, расположенное в <адрес>, а также была предоставлена копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.

Ответ из МУП «БТИ» <адрес> относительно объектов недвижимости, на которые ФИО1 подала заявления о регистрации права собственности, поступил в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объекты недвижимости. В сообщениях об отказе в государственной регистрации указывается на то, что объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес> (коттедж ), <адрес> (коттедж ), <адрес> (коттедж ), <адрес> (коттедж ) включены в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что с целью устранения сомнений в совпадении объектов был сделан запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ответ на который не поступил. В качестве оснований для отказа в государственной регистрации права собственности указан абз.4 п.1 ст.20, абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно абз.4 п.1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, в сообщении об отказе не имеется указания на несоответствие представленных для государственной регистрации документов по форме и содержанию требованиям законодательства. При этом, исходя из требований положений ст. 12 ФКЗ «О принятии Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В судебном заседании представитель административного ответчика не смогла пояснить, каким образом представленные ФИО1 документы не соответствовали по форме и содержанию требованиям действовавшего законодательства. Не установлено и в судебном заседании несоответствия документов по форме и содержанию требованиям законодательства. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объекты недвижимого имущества в соответствии с абз.4 п.1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является незаконным.

Согласно абз.10 п.1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Исследуя данное основание для отказа в государственной регистрации, суд приходит к выводу о его незаконности, поскольку все документы, обязанность по предоставлению которых возлагается на заявителя, в том числе, те документы, на необходимость предоставления которых было указано в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, заявителем были представлены.

В сообщении об отказе в государственной регистрации имеется ссылка на то, что был сделан межведомственный запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с целью устранения сомнений в совпадении объектов, ответ на который не поступил.

Вместе с тем, из представленных административным ответчиком документов следует, что такой межведомственный запрос был сделан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день вынесения сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости не указывалось на необходимость предоставления сведений, подтверждающих несовпадение объектов ФИО1 с объектами, включенными в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности в связи с неполучением ответа на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку отсутствовала реальная возможность для получения ответа на такой запрос в течение срока, установленного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности. В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца о признании незаконными отказов от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объекты, расположенные в <адрес> (литер «А»), <адрес> (литер «А»), <адрес> (литер «Б»).

Поскольку разрешение вопроса о достаточности документов для государственной регистрации права собственности ФИО1 на недвижимое имущество относится к компетенции регистрирующего органа в силу возложенных на него функций, суд не вправе подменять указанный орган, требование ФИО1 о возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности зарегистрировать право собственности ФИО1 на объекты недвижимого имущества, подлежит оставлению без удовлетворения. Иная трактовка о возможности разрешения поставленных по настоящему делу перед судом вопросов ведет к разрешению спора о праве собственности заявителя на объекты недвижимости, о чем заявитель в настоящее время не заявляет.

С учетом указанных выводов, суд считает необходимым возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в сроки, установленные указанным законом.

В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца о признании незаконными отказов от ДД.ММ.ГГГГ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, соответственно судебные расходы подлежат взысканию в полном объеме с административного ответчика, независимо от того, что в удовлетворении требования о возложении обязанности по государственной регистрации права собственности было отказано, поскольку такое требование направлено на устранение допущенных нарушений.

Учитывая, что административным истцом оспаривалось пять решений об отказе в государственной регистрации права собственности, соответственно государственная пошлина была оплачена административным истцом по каждому требованию. В дело представлено платежное поручение об оплате государственной пошлины в размере 1500 руб., которая в порядке возмещения подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес> (литер «А»); признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес>; признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес>; признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес> (литер «А»); признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес> (литер Б»).

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по заявлениям ФИО1 о регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес>, в <адрес> (литер «А»), <адрес> в <адрес> в <адрес>, в <адрес> (литер «А»), <адрес>, в <адрес> (литер «Б»), совершить действия, предусмотренные ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в сроки, установленные указанным законом.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

Взыскать с Государственного Комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 500 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Кундикова Ю.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.02.2016