ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-856/2016 от 24.05.2016 Киреевского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Афанасьевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-856/16 по административному исковому заявлению Савосиной ФИО9 к Собранию депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района, председателю Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района, главе муниципального образования Бородинское Киреевского района Шенберг ФИО10 об отмене решения Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района,

у с т а н о в и л :

административный истец Савосина Т.В. обратилась в суд с указанным административным иском по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского рай она принято решение «Об утверждении структуры администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района», которое исключает из структуры администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района должность заместителя главы администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района.

По мнению административного истца, вышеназванное решение противоречит положениям части 4 статьи 27 Устава муниципального образования Бородинское Киреевского района, согласно которому изменение структуры органов местного самоуправления муниципального образования осуществляется не иначе как путём внесения изменений в Устав. Между тем, такие изменения в Устав не вносились.

Должность заместителя главы администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района относится к должностным лицам местного самоуправления (пункт 2 части 7 статьи 27 Устава). Однако данная должность отсутствует в структуре, утверждённой вышеназванным решением от 21 апреля 2016 года.

Полагает, что в случае вступления оспариваемого решения в законную силу и отсутствия главы муниципального образования обязанности главы муниципального образования Бородинское Киреевского района не сможет исполнять ни одно должностное лицо, поскольку в силу положений части 11 статьи 34 Устава именно заместитель главы муниципального образования наделён полномочиями временно исполнять обязанности главы муниципального образования в случае его отсутствия, невозможности исполнения им своих полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий.

Административный истец отмечает, что 21 апреля 2016 года на Собрании депутатов муниципального образования Бородинское трое из девяти депутатов Собрания депутатов проголосовали против данных изменений.

В административном иске Савосина Т.В. просит отменить решение Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района от 21 апреля 2016 года «Об утверждении структуры администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района».

Глава муниципального образования Бородинское Киреевского района Шенберг А.М., являющая председателем Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанного лица.

Административный истец Савосина Т.В. заявленное требование поддержала, уточнив иск. Считает, что оспариваемое решение подлежит отмене также по тому основанию, что проект данного решения не прошёл обязательную антикоррупционную экспертизу.

Представитель административного истца Соловьев Л.Н. в суде административные исковые требования Савосиной Т.В. в уточнённой редакции поддержал.

Представитель Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района и представитель муниципального образования Бородинское Киреевского района согласно доверенностей Бирюкова Е.В. в суде административный иск не признала, полагая оспариваемое административным истцом решение законным.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Киреевский район согласно доверенности Зятнин Е.В. в суде возразил относительно заявленного административным истцом требования.

Выслушав объяснения вышеперечисленных участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 вышеназванного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений, издания муниципальных правовых актов.

Согласно частям 1, 8 статьи 37 того же Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Такие же нормы закреплены в статьях 37, 38 Устава муниципального образования Бородинское Киреевского района, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района от 26 декабря 2013 года № 4-30.

Таким образом, принятие решения об утверждении структуры администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района входит в компетенцию представительного органа местного самоуправления – Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района.

В соответствии с частями 1, 7 статьи 34 вышеназванного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путём внесения изменений в устав муниципального образования.

Как следует из материалов административного дела, решением Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района первого созыва (2-ое заседание) от 2 октября 2013 года № 2-13 утверждена структура администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района, в которую входила должность заместителя главы администрации муниципального образования.

Решением Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района первого созыва (внеочередное заседание) от 21 апреля 2016 года № 32-96 утверждена структура администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района, в которой не предусмотрена должность заместителя главы муниципального образования Бородинское Киреевского района.

Из протокола данного заседания от 21 апреля 2016 года № 32 следует, что всего в Собрание депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района первого созыва избрано 10 депутатов. Депутат Залевская Т.И. досрочно прекратила депутатские полномочия. На заседании присутствовали 9 депутатов. При голосовании за принятие оспариваемого административным истцом решения 6 депутатов проголосовали «за», 2 депутата – «против», 1 депутат воздержался.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Регламента Собрания депутатов муниципального образования «Бородинское Киреевского района первого созыва, являющегося приложением к решению Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района первого созыва от 16 апреля 2015 года № 18-69 заседание Собрания депутатов может считаться правомочным, если на нём присутствуют 50% плюс один депутат от числа избранных депутатов.

Согласно части 3 статьи 23 данного Регламента решения по вопросам повестки дня принимаются, если за них проголосовало более половины депутатов Собрания от их избранного для Собрания числа, если федеральным законом, законом Тульской области, Уставом муниципального образования или настоящим Регламентом не предусмотрено иное.

По мнению суда, административным истцом допущено неверное толкование правовых норм, поскольку понятие «структура администрации» и «структура органов местного самоуправления» не являются идентичными.

Оспариваемым административным истцом решением «Об утверждении структуры администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района» не вносятся изменения в структуру органов местного самоуправления муниципального образования Бородинское Киреевского района. Структура органов местного самоуправления муниципального образования Бородинское Киреевского района осталась прежней, как и закреплено в статье 27 Устава муниципального образования Бородинское Киреевского района: 1) представительный орган муниципального образования – Собрание депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района, 2) глава муниципального образования Бородинское Киреевскогорайона, 3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация муниципального образования Бородинское Киреевского района, 4) контрольно-счётный орган муниципального образования – контрольно-счётная палата муниципального образования Бородинское Киреевского района.

Следовательно, при принятии решения «Об утверждении структуры администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района» не требуется обязательного внесения изменений в Устав муниципального образования.

В соответствии с частью 7 статьи 27 Устава муниципального образования Бородинское Киреевского района к должностным лицам местного самоуправления относятся: 1) глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования; 2) иные должностные лица: заместитель главы администрации муниципального образования; руководители органов администрации муниципального образования; председатель Собрания депутатов муниципального образования; заместитель председателя Собрания депутатов муниципального образования; председатель контрольно-счётной палаты.

Указанная норма, по мнению суда, носит декларативный характер и относит определённых лиц к должностным лицам муниципального образования.

Данная норма не содержит указания на обязательное наличие в структуре администрации должности заместителя главы администрации муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 38 Устава муниципального образования Бородинское Киреевского района заместители главы администрации муниципального образования назначаются на должность главой муниципального образования.

Указанная норма определяет порядок назначения заместителей главы администрации муниципального образования, но не содержит указания на обязательное наличие в структуре администрации должности заместителя главы администрации муниципального образования.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Устава муниципального образования Бородинское Киреевского района в случае отсутствия главы муниципального образования или невозможности исполнения им своих полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования полномочия главы администрации муниципального образования временно исполняет заместитель главы администрации муниципального образования, в случае отсутствия в структуре администрации муниципального образования должности заместителя главы администрации – лицо, определённое муниципальным правовым актом администрации муниципального образования.

Таким образом, Устав муниципального образования Бородинское Киреевского района предусматривает возможность отсутствия в структуре администрации должности заместителя главы администрации.

Суд считает, что установление структуры администрации муниципального образования, в которой отсутствует должность заместителя главы администрации не противоречит действующему законодательству и Уставу муниципального образования Бородинское Киреевского района.

Процедура принятия решения Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района от 21 апреля 2016 года 32-96 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района» соблюдена, поскольку решение принято большинством голосов при имеющемся кворуме.

Доводы стороны административного истца о том, что проект оспариваемого решения не прошёл антикоррупционную экспертизу, что, по мнению стороны административного истца, является обязательным для данного случая, основаны на неверном толковании норм закона.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Между тем, оспариваемое административным истцом решение Собрания депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района не является нормативно-правовым актом, поскольку не устанавливает правовых норм, в связи с чем не требуется проведение в отношении него антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, суд не усматривает нарушений действующего законодательства при принятии Собранием депутатов муниципального образования Бородинское Киреевского района оспариваемого административным истцом решения.

Кроме того, суд находит заявленное Савосиной Т.В. требование не подлежащим удовлетворению также исходя из следующего.

В силу положений подпунктов 1 и 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из приведённой выше нормы КАС РФ следует, что данным кодексом не предусмотрено возможности принятия судом решения об отмене оспариваемого решения.

В силу положений части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах, поскольку сторона административного истца настаивает на удовлетворении заявленного требования, то есть на отмене оспариваемого решения, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований Савосиной Татьяны Валериевны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда, путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий