ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-857-17 от 04.10.2017 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а- 857-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Заводский районный суд г. Кемерово

В составе судьи Маковкиной О.Г.

При секретаре Малиновской В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 04.10.2017 года административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском к административному ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по постановке на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожного пути необщего пользования <адрес> - ( ООО ПК «Агоросиб», от знака граница подъездного пути через до упора), протяженностью 598м., обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» снять с кадастрового учета объект Железнодорожный путь необщего пользования <адрес>- (ООО ПК «Агоросиб», от знака граница подъездного пути через до упора), протяженностью 598м.

В ходе рассмотрения административного искового заявления административный истец, в силу ч.1 ст. 46 КАС РФ изменил основания и предмет административного иска.

Требования мотивированы следующим:

Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 19.01.2017г.

На указанном земельном участке располагается 1-й приемо-сдаточный ходовой путь, протяженностью 501м., местоположение объекта: <адрес>, кадастровый , принадлежащий на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-прожди от ДД.ММ.ГГГГ. , зарегистрированного в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online (распечатка сайта Росреестра прилагается) ж.д. путь с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ

Из сведений публичной кадастровой карты ФИО5 стало известно, что на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ. был поставлен на кадастровый учет другой железнодорожный путь необщего пользования <адрес>- б (ООО ПК «Агросиб», от знака граница подъездного пути через СП №77 СС до упора), протяженностью 598м., местоположение: <адрес>, кадастровый .

При этом железнодорожный путь с кадастровым номером полностью налагается на 1-й приемо-сдаточный ходовой путь с кадастровым номером

Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ подготовленным кадастровым инженером, в целях снятия с учета сооружения с кадастровым номером , было установлено, что один объект учтен два раза. А именно на земельном участке с кадастровым номером имеется сооружение: 1-й приемо-сдаточный ходовой путь, назначение: 7.1 сооружения железнодорожного транспорта, протяженностью 501м., с кадастровым номером При сравнительном анализе этих двух объектов недвижимости и натуральном обследовании земельного участка было выявлено, что это один и тот же объект недвижимости. Разница в протяженности возникла по причине неверного указания начала пути в объекте с кадастровым номером , а в остальном координаты точек объектов недвижимости практически совпадают.

Изложенное означает, что железнодорожный путь с кадастровым номером в натуре не существует. Между тем, данный ж.д. путь был поставлен на учет в Едином государственном реестре недвижимости. Следовательно, в техническом плане, на основании которого поставлен на учет ж.д. путь с кадастровым номером , содержится ошибка, подлежащая исправлению.

Согласно возражениям ответчика, причиной постановки железнодорожного пути с кадастровым номером стали последовательные действия по утверждённой методике «повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства и помещениях».

Указанные действия органа кадастрового учета являются незаконными, как совершенные в нарушение Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые выразились в не приостановлении кадастрового учета уполномоченным органом, так как имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами в порядке п.3 ч.1 ст. 26 данного закона, в результате чего произошло фактическое наложение объектов недвижимости, в частности, принадлежащего на праве собственности заявителю и железнодорожного пути с кадастровым номером Таким образом, защита нарушенных прав истца должна осуществляться путем признания действий ответчика по постановке на кадастровый учет железнодорожного пути с кадастровым номером незаконными, а также об обязании снять с кадастрового учета указанный объект.

Исходя из положений статей 1,4,16,26 Закона №221-ФЗ, кадастровый орган при постановке на кадастровый учет железнодорожного пути с кадастровым номером должен был проверить уже имеющиеся актуальные сведения в государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , состоящего на кадастровом учете, и обязан был установить наложение уникальных характеристик спорных объектов, в части описания местоположения объекта недвижимости на земельном участке, принадлежащем на праве собственности истцу и поставленном на кадастровый учет.

При этом в силу ч.3 ст. 26 этого Закона ответчик обязан был принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного объекта до исключения выявленных противоречий.

Неисполнение данной обязанности ответчика привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений, нарушению уникальности характеристик учтенного в соответствии с законом о государственном кадастре объекта недвижимости с кадастровым номером и, как следствие, повлекло нарушение прав заинтересованного лица и собственника земельного участка.

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 13.04.2017г. по данному административному делу была назначена судебная техническая экспертиза.

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что описание железнодорожного пути с кадастровым номером содержащееся в ЕГРН не соответствует его фактическому местоположению, то есть, данный железнодорожный путь в его координатах, внесенных в ЕГРН, отсутствует в натуре. При этом экспертом установлено, что фактически на земельном участке с кадастровым номером расположен один железнодорожный путь с кадастровым номером , который фактически соответствует и адресному описанию, и фактическому местоположению по сведениям государственного кадастра недвижимости.

Фактически дважды учреждением произведен кадастровый учет в отношении одного и того же объекта.

Согласно ч.1 ст. 61 Закона №218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В силу ч.3, 4 ст. 61 Закона №218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

В данной ситуации, имеет место наличие кадастровой ошибки и в целях ее исправления и восстановления, тем самым, прав истца, необходимо исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведений о железнодорожном пути с кадастровым номером

Одновременно исключение указанного объекта не затрагивает прав третьих лиц, так как право собственности или обременение на указанный железнодорожный путь не зарегистрировано.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного искового заявления.

Представитель административного истца ФИО7 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме. Настаивал на удовлетворении.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» - ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административный иск просила оставить без удовлетворения, представила письменные возражения относительно данного административного иска, которые поддержала в полном объеме.

Административный ответчик ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила отказать в полном объеме.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО – ФИО10, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО11, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласились, просили отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» - ФИО12, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования не признала, предоставила письменный отзыв относительно требований, в котором указала, что заявитель не обосновал свою позицию и не представил доказательств нарушения его прав постановкой на кадастровый учет объекта недвижимого имущества с кадастровым номером

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Сибирский колос» - ФИО13, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании с требованиями административного иска согласилась, просила удовлетворить.

Кадастровый инженер ФИО16. суду пояснила, что кадастровые работы проводились в отношении ж/д пути, который в перечне РЖД заявлен как ж/д путь общего пользования через ССП до упора, право у РЖД на него было зарегистрировано, также этот путь в выписке и изначально назывался как подъездной путь, на момент проведения работ, доступ к пути был ограничен (там проводились плановые работы), в связи с чем, было принято решение провести осмотр картометрическим способом, собственником была представлена фотосъёмка.

Кадастровый инженер ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 24.04.07 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее –Закон о кадастре)государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Как следует из ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона о кадастре, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Государственный кадастровый учет прекращения существования земельного участка (снятие с учета) осуществляется также в случаях, предусмотренных ч. 3 и 3.1 ст. 24 Закона о кадастре и ч. 2 ст. 25 указанного ФЗ, а именно:

-снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости (включая земельные участки) осуществляется без заявления в течение 3-х рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости;

-снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним;

-снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение 3-х рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки;

-орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 настоящего ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Частью 6 ст. 27 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

До 01.01.2017г., правовую основу регулирования кадастровых правоотношений составлял Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о кадастре, сведения вносились в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРП от 19.01.2017г.). На указанном земельном участке располагается 1-й приемо-сдаточный ходовой путь. Протяженностью 501м., местоположение объекта: <адрес>, с кадастровым номером принадлежащий на праве собственности ЗАО «Сибирский колос», что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. Ж.д. путь с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет был поставлен другой железнодорожный путь необщего пользования <адрес> - Б (ООО ПК «Агросиб», от знака граница подъездного пути через СП СС до упора), протяженностью 598м., местоположение: <адрес>, кадастровый .

Объект недвижимости с кадастровым номером был образован в результате раздела сооружения с кадастровым номером , который является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ По сведениям ГКН на объект недвижимости с кадастровым номером зарегистрировано право собственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч.1 ст.45 Закона о кадастре ранее учтенными объектами недвижимости признавались, в том числе, объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ.

В целях сопоставления и повышения качества данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости Распоряжением Росреестра от 22.01.2013 года № Р/4 «О повышении качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства и помещениях» была утверждена Методика повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства и помещениях (далее - Методика).

В соответствии с указанной Методикой гармонизация данных - это работы по повышению качества (целостности, непротиворечивости, взаимосвязанности) данных ЕГРП и ГКН в отношении сведений об объектах капитального строительства.

Сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером были внесены в ГКН в автоматическом режиме при импорте в базу данных АИС ГКН файла, предоставленного Управлением Росреестра по Кемеровской области.

В п. 2.1.3 Методики указано: ОКС из ЕГРП, которому не сопоставлен ни один объект в ГКН в соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре, считается ранее учтенным объектом недвижимости. Согласно п. 2.1.4 Методики, сведения об ОКС, государственный технический учет которых не осуществлен, передаются органом регистрации прав в орган кадастрового учета в виде актов о включении в ГКН сведений о ранее учтенных ОКС (далее - Акт).

Состав сведений об ОКС, подлежащих отражению в Акте, определяется объемом сведений, включенных в соответствующий подраздел раздела I ЕГРП.

Внесение сведений о ранее учтенном ОКС в ГКН на основании Акта сопровождается присвоением кадастрового номера данному ОКС, следующего по порядку в кадастровом квартале, в котором расположен ОКС согласно его адресу (местоположению). При этом условный номер ранее учтенного ОКС, присвоенный органом регистрации прав в порядке, отражается в ГКН в качестве ранее присвоенного государственного учетного номера (ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре).

Таким образом, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 42:00:0000000:401 были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим на момент постановки данного объекта недвижимости на кадастровый учет.

По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 42:20:0103003:19 является ранее учтенным. Был поставлен на государственный кадастровый учет 30.01.2006г.

В настоящее время данный земельный участок имеет следующие характеристики:

- категория земель - «Земли населенных пунктов»;

- вид разрешенного использования - «Перепрофилирование предприятий в торгово-оптовые склады, коммунально-бытовые»;

- адрес (местоположение): <адрес>;

- уточненная площадь - 99191.90 кв.м., то есть границы данного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) объект недвижимости с кадастровым-номером является учтенным, вид объекта - «сооружение», наименование «1-й приемо-сдаточный ходовой путь», назначение - «7.1 сооружения железнодорожного транспорта», протяженность - 501 м.

Данный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с заявлением о кадастровом учете был представлен Технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ФИО14 в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: <адрес>.

В результате проверки представленных документов ДД.ММ.ГГГГ. органом кадастрового учета было принято решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) объект недвижимости с кадастровым номером является учтенным, вид объекта - «сооружение», наименование «Железнодорожный путь необщего пользования <адрес> - б (ООО ПК "АгроСиб"), от знака граница подъездного пути через СП СС до упора», назначение - «7.1 сооружения железнодорожного транспорта», протяженность - 598 м. Сведения о правообладателях в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Данный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ г. на основании заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с заявлением в орган кадастрового учета также был представлен технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ФИО4 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием сооружения (сооружений), расположенного (расположенных): <адрес> в границах учетного участка в результате раздела сооружения (сооружений) с кадастровым номером (кадастровыми номерами):

ДД.ММ.ГГГГ органом кадастрового учета было принято решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости обратилась ФИО5, вместе с заявлением был представлен Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленный кадастровым инженером ФИО6.

ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что в орган регистрации прав представлено заявление о актин с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с прекращением его существования с кадастровым номером . Данное ранение было принято в связи с тем, что отсутствует правоустанавливающий документ, для подтверждения полномочий заявителя на обращение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с прекращением его существования в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости). Кроме того, Акт обследования по содержанию не соответствует п. 2, п.8, п. 9 требований подготовки акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 г № 861 (ред. от 23.11.2016г. № 742).

В Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета заявителю рекомендовалось устранить несоответствие требованиям подготовки акта обследования.

Осуществление действий по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости в связи с прекращением его существования с кадастровым номером 42:20:0103003:366 было приостановлено на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца на основании пункта 5. 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости.

Согласно п.2 ч.2 ст.15 вышеназванного Закона о регистрации недвижимости, лицами, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет (снятие с учета), являются собственники здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст.18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

Снятие с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, осуществляется по заявлению собственника (представителя собственника) такого объекта, с приложением документов подтверждающих право собственности на такой объект, а также документа, подтверждающего прекращения существования объекта - Акт обследования.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации недвижимости воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом является реестровой ошибкой, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Таким образом, исходя из определения реестровой ошибки, данная ошибка не может быть допущена органом регистрации прав.

Также Законом о регистрации недвижимости не предусмотрена возможность исправления кадастровой ошибки путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объекте недвижимости (далее - ЕГРН).

С учетом того, что при осуществлении кадастрового учета сведения об объекте недвижимости вносились в ГКН на основании документов, предоставляемых правообладателями, в этой связи реестровая ошибка (до 01.01.2017г. кадастровая ошибка) возникает не по вине органа, осуществляющего кадастровый учет.

В соответствии со ст.37 Закона о кадастре, Технический план является результатом кадастровых работ.

Согласно ст.35 Закона о кадастре кадастровые работы выполняются на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ (далее - договор подряда).

Так, согласно ч.1 ст. 36 Закона о кадастре кадастровый инженер обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документа, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований Закона о кадастре, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.

Таким образом, за включение заведомо ложных сведений в состав технического плана ответственность, предусмотренную действующим законодательством, несет кадастровый инженер (ст. 14.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Административным истцом, в ходе рассмотрения дела никаких требований к кадастровым инженерам, разрабатывающим технический план, предъявлено не было.

Довод стороны административного истца, о том что ответчиком при постановке на кадастровый учет необходимо было провести правовую экспертизу представленных документов, судом во внимание принято быть не может, поскольку, Закон о кадастре действовавший на момент постановки сооружения на учет не содержит норм, в соответствии с которыми органу кадастрового учета надлежит осуществлять правовую экспертизу представленных документов.

Судом установлено, что при проведении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета осуществлял проверку представленных документов на соответствие Закона о кадастре и Требованиям к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке», что стороной административного истца оспорено не было.

Согласно п.5 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 01.01.2017г. по правилам, установленным Законом о кадастре и Федерациям г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое ним", в частности, в отношении требований к представляемым государственной услуги документам, оснований для приостановления в государственной регистрации прав.

Кроме того, при проведении проверки документов, представленных для кадастрового учета, ни соответствие Закону о кадастре органом кадастрового учета не было выявлено основании для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами , имеют пересечения, при этом имеют разную протяженность (данная характеристика является одной их основных для такого сооружения). С точки зрения кадастра недвижимости, порядка ведения кадастра недвижимости эти объекты являются самостоятельными неидентичными объектами недвижимости. Контуры разных объектов недвижимости могут пересекаться. В Законе о кадастре отсутствуют основания для приостановления государственного кадастрового учета или отказа в его осуществлении по причине пересечения контура здания, сооружения, выявленного при осуществлении его кадастрового учета, с контуром здания, сооружения, сведения о котором внесены в ГКН.

Суд учитывает также, что орган кадастрового учета не наделен полномочиями по осуществлению выезда на местность для возможности установить фактическое расположение спорного железнодорожного пути на земельном участке с кадастровым номером или его отсутствие у органа кадастрового учета отсутствовала. Таким образом, сведения о сооружении с кадастровым номером , внесенные в ГКН на основании представленных в орган документов позволяли определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. и документов представленных вместе с ним, а также Заявления о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет и Технического плана от ДД.ММ.ГГГГ. представленного вместе с ним, органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе в связи с несоответствием адресов сооружений, адресу, указанному в разделе «Общие сведения о кадастровых работах».

Для устранения причины приостановления кадастрового учета заявителю было рекомендовано предоставить технический план, подготовленный с учетом требований, в том числе уточнить сведения об адресе объектов указанных в техническом плане с адресами указанными в документе «О переименовании объектов недвижимого имущества и уточнении их местоположении» от ДД.ММ.ГГГГ, а также привести в соответствие адреса в документе «О переименовании объектов недвижимого имущества и уточнении их местоположении» от ДД.ММ.ГГГГ со сведениями технического паспорта.

В дальнейшем для устранения причин приостановления кадастрового учета в орган кадастрового учета были представлены дополнительные документы: Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства №б/н от ДД.ММ.ГГГГ., Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства №б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные документы были представлены в орган кадастрового учета, в том числе для устранения несоответствия адресов (местоположений) объектов недвижимости. Так, в реквизите «1» раздела «Общие сведения о кадастровых работах» технического плана в отношении сооружений кадастровым инженером указано, что «Технический план сооружения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с: образованием сооружения (сооружений), расположенного (расположенных): Российская Федерация, Кемеровская обл, Анжерская дистанция пути в результате раздела сооружения (сооружений) с кадастровым номером (кадастровыми номерами):

В разделе «Характеристики сооружения» указывается такая характеристика сооружения, как «Адрес (описание местоположения) сооружения», «Иное описание местоположения». Для объекта Железнодорожный путь необщего пользования <адрес> - б (ООО ПК "АгроСиб"), от знака Граница подъездного пути через СП СС до упора в строке «Адрес (описание местоположения) сооружения» и в строке «Иное описание местоположения» указано - Российская Федерация, Кемеровская обл, Анжеро- Судженский городской округ, г Анжеро-Судженска.

Согласно заключению кадастрового инженера в связи с отсутствием присвоенного, в установленном порядке адреса согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" адреса объектов внесены в соответствии с требованиями оформления технического плана.

Согласно Требованиям к подготовке технического плана, а также Письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.06.2014 N 10-2093-ЮГ "О направлении информации" при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса сооружения указывается в структурированном виде в соответствии с ФИАС описание местоположения сооружения с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село и т.д.), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар и т„д.), в том числе с учетом сведений, содержащихся в представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта сооружения.

В строке "Иное описание местоположения" указываются сведения об описании местоположения сооружения, в случае если оно не указано в структурированном виде в соответствии с ФИАС.

В отношении линейного сооружения указывается наименование субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, на территории которых располагается такое линейное сооружение.

Согласно п.56 Требований схема предназначена для отображения местоположения сооружения относительно границ:

земельного участка (земельных участков; при наличии в ГКН описания местоположения границ земельного участка (земельных участков) в виде списка координат характерных точек границ), а также других объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка (земельных участков);

кадастрового квартала (при отсутствии в ГКН описания местоположения границ земельного участка в виде списка координат характерных точек границ).

Согласно п.57 указанных Требований на схеме отображаются:

границы земельного участка (земельных участков), его частей;

контур сооружения, в отношении которого проводятся кадастровые работы;

необходимые обозначения.

Также на схеме допускается схематичное отображение местоположения улиц, дорог общего пользования, иных объектов, позволяющих определить местоположение сооружения (части сооружения).

Отсутствие на схеме другого объекта недвижимости (сооружения), в отношении которого не проводятся кадастровые работы, не являлось основанием для приостановления либо отказа в осуществлении кадастрового учета.

Таким образом, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером были внесены государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, подготовленными в соответствии с законодательством, действовавшим на момент постановки данного объекта недвижимости на кадастровый учет.

Доводы стороны истца о том, что при проверке документов орган кадастрового учета должен был выявить противоречия между заявленными и зарегистрированными правами на земельный участок с кадастровым номером , со ссылкой на декларацию объекта недвижимости, в отношении которого представлено заявление о постановке на кадастровый учет, несостоятелен, поскольку в указанной декларации содержался сведения о правообладателях объекта недвижимости сооружения, в отношении которого представлено заявление о постановке на кадастровый учет (ОАО «РЖД»), а не о правообладателях земельного участка (ФИО1).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по постановке на кадастровый учет 10.01.2017г. Железнодорожного пути необщего пользования <адрес> - «б» (ООО ПК «Агросиб», от знака граница подъездного пути через СП СС до упора), протяженностью 598 м., местоположение: <адрес>, кадастровый соответствуют требованиям закона и не нарушают права и законные интересы административного истца, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Административный истец, оспаривая действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет спорного объекта с кадастровым номером , заявляет требование о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Объект недвижимости с кадастровым номером был образован в результате раздела сооружения с кадастровым номером который является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 13.12.2013г.

В соответствии с ч.3 ст. 41 Закона о регистрации снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

В составе приложения к техническому плану сооружения с кадастровым номером содержится Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на сооружение - Анжерская дистанция пути, которому впоследствии в соответствии с Законом о кадастре был присвоен кадастровый . Также в составе приложения было представлено Распоряжение филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога от 21.10.2016г. «О переименовании объектов недвижимого имущества и уточнении их местоположения» согласно приложению к которому в состав объектов недвижимого имущества ОАО «РЖД», находящихся на участках Анжерской дистанции пути Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги, внесенных в состав сооружения-комплекса и подлежащих пообъектной государственной регистрации прав содержится объект «Железнодорожный путь необщего пользования <адрес> - (ООО ПК «Агросиб»)», т.е. до расформирования комплекса Анжерской дистанции пути для пообъектной постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права, право на спорный объект было зарегистрировано за ОАО «РЖД» в составе данного комплекса.

Доводы административного истца, направленные на оспаривание местоположения спорного объекта недвижимости, о наличии (отсутствии) его в натуре на земельном участке свидетельствуют о наличии спора о праве, данные доводы не могут быть предметом рассмотрения административного дела, что не препятствует реализации истцом права на осуществление судебной защиты путем предъявления соответствующего иска в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 175–180КАСРФ, суд
Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по постановке на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожного пути необщего пользования <адрес>» <данные изъяты> от знака граница подъездного пути через до упора), протяженностью 598 м., местоположение: <адрес>, кадастровый , обязании ответчика снять с кадастрового учета указанный объект, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 14.10.2016 г.

Судья: О.Г. Маковкина

Копия верна