<Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 23 октября 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием представителей административного истца – ФИО4, ФИО5, представителя административного ответчика – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зейского городского Совета народных депутатов к главе <адрес>Гибадуллин СР, администрации <адрес> о признании бездействия в части невнесения на рассмотрение проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества на <Дата обезличена> год» и возложении обязанности предоставить на рассмотрение и утверждение реестра муниципального имущества <адрес> за <Дата обезличена> год,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Зейский городской Совет народных депутатов, обратился в суд с административным исковым заявлением к главе <адрес>Гибадуллин СР, администрации <адрес> о признании бездействия в части невнесения на рассмотрение проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества на <Дата обезличена> год» и возложении обязанности предоставить на рассмотрение и утверждение реестра муниципального имущества <адрес> за <Дата обезличена> год. В обоснование заявленных требований указав, что в соответствии с п. 29 ч. 13 ст. 32 Устава <адрес> в редакции решения Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен>, в компетенции городского Совета находится утверждение реестра муниципального имущества. Действующее законодательство не запрещает муниципальным органам власти разрабатывать и вносить дополнительные положения, не противоречащие законодательству, в локальные нормативные с целью повышения эффективности работы и максимального соблюдения принципов прозрачности в управлении, в том числе и муниципальным имуществом. В соответствии со ст. 17 Регламента Зейского городского Совета народных депутатов, право внесения на рассмотрение городского Совета проектов решения городского Совета принадлежит: председателю городского Совета, депутатам городского Совета, постоянным депутатским комиссиям, главе города; контрольно-ревизионной комиссии; инициативным группам граждан при реализации правотворческой инициативы граждан, прокурору <адрес>, депутатским фракциям. В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом <адрес> (утвержденного решением ЗГСНД от <Дата обезличена><Номер обезличен>), управление муниципальным имуществом - организованный процесс принятия и исполнения органами местного самоуправления решений по вопросам учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, обеспечения надлежащего содержания муниципального имущества, а также участия муниципального образования в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечения эффективности координации, регулирования и контроля за их деятельностью. Реестр муниципального имущества утверждается решением Зейского городского Совета народных депутатов. Контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют уполномоченный орган, Зейский городской Совет народных депутатов, контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования. Депутатами Зейского городского Совета народных депутатов, для рассмотрения на очередной сессии, неоднократно выносился вопрос «Об утверждении реестра муниципального имущества за <Дата обезличена> год», однако со стороны администрации города приходили письма, о том, что у городского Совета нет правовых оснований для утверждения реестра муниципального имущества представительным органом местного самоуправления. Ссылаясь на то, что Положением об учете муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества <адрес>, предусмотрено ежегодное утверждение главой администрации годового отчета об изменениях в реестре, связанных с возникновением и прекращением права муниципальной собственности на недвижимое и движимое имущество. При этом Уставом <адрес> утверждение реестра муниципального имущества относится к компетенции Зейского городского Совета народных депутатов. При определении порядка управления муниципальным имуществом, которое относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, депутаты утвердили такой порядок, что ведение реестра и внесение изменений в данный реестр относится к компетенции администрации города, а утверждение данного реестра относится к компетенции Зейского городского Совета народных депутатов. Соответственно утверждение реестра собственности муниципального образования <адрес> носит исключительно контрольную функцию, направленную на реализацию п. 29 ч. 13 ст.32 Устава <адрес>, в рамках ч. 5 ст. 35 ФЗ от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации». То есть, при не утверждении реестра муниципального имущества городской Совет не может осуществлять контрольные функции по сохранности муниципального имущества <адрес>.
В судебном заседании представители административного истца ФИО4, ФИО5 на удовлетворении заявленных требований настаивали, приведя доводы аналогичные изложенным, в административном исковом заявлении. Также пояснили, что считают, что административным истцом срок исковой давности не пропущен.
Административный ответчик – глава <адрес>Гибадуллин СР в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя ФИО3.
Представитель административных ответчиков – главы <адрес>, администрации <адрес>ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями административного истца не согласилась, изложив позицию аналогичную позиции изложенной в письменных возражениях на административное исковое заявление.
В силу ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
<Дата обезличена> Зейским городским Советом народных депутатов <адрес> (шестой созыв) принято решение <Номер обезличен> «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом <адрес>». <Дата обезличена> в абз. 5 п. 1.13 Положения решением Зейского городского Совета народных депутатов <адрес><Номер обезличен> внесены изменения, согласно которым абз. 5 п. 1.13 изложен в следующей редакции: «Реестр муниципального имущества утверждается решением Зейского городского Совета народных депутатов. Периодичность утверждения реестра представительным органом 1 раз в год с 1 мая года, следующего за отчетным. Допускается утверждение реестра по разделам».
При этом, указанным Положением не установлен крайний срок до которого данный реестр должен быть утвержден, разрешено утверждение реестра по разделам.
<Дата обезличена> администрацией <адрес> в адрес Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> направлены следующие документы: распоряжение администрации <адрес> «О внесении на рассмотрение Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> проекта решения», пояснительная записка и проект решения Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> «Об утверждении реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на <Дата обезличена> года».
<Дата обезличена> Зейский городской Совет народных депутатов <адрес> направил в адрес администрации <адрес> выписку из протокола заседания городского совета <Номер обезличен> и отклоненный городским советом проект решения «Об утверждении реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на <Дата обезличена>».
В проект повестки очередного собрания Зейского городского Совета народных депутатов <адрес>, утвержденного решением Совета от <Дата обезличена><Номер обезличен> внесен вопрос об утверждении реестра муниципального имущества <адрес> за <Дата обезличена> год.
<Дата обезличена> администрацией <адрес> направлено сообщение о том, что оснований для внесения главой города на рассмотрение городского Совета народных депутатов проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества за <Дата обезличена> год» не имеется, данный вопрос, включенный в повестку очередного заседания Совета на <Дата обезличена>, подлежит снятию с повестки.
<Дата обезличена> Зейский городской Совет народных депутатов обратился в Зейский районный суд с настоящим административным исковым заявлением.
Таким образом, суд находит, что достоверно о невнесении главой <адрес> на рассмотрение Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества за 2019 год» административному истцу стало известно <Дата обезличена>, а соответственно трёхмесячный срок для обращения в суд административным истцом, соблюдён.
При рассмотрении иных вопросов, подлежащих выяснению судом при рассмотрении настоящего дела, указанных в ч. 9 ст. 226 КАС, суд приходит к следующему.
Приказом Минэкономразвития России от <Дата обезличена><Номер обезличен> (в ред. от <Дата обезличена>) утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (Зарегистрировано в Минюсте России <Дата обезличена><Номер обезличен>), в соответствии с которым ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров (п. 3).
Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса (п. 8).
Необходимость утверждения реестра за определенные периоды Приказом Минэкономразвития России от <Дата обезличена><Номер обезличен> не предусмотрена.
Как установлено в судебном заседании, <Дата обезличена> постановлением администрации <адрес><Номер обезличен> утверждено Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества <адрес>, которое устанавливает состав подлежащего учету муниципального имущества <адрес>, порядок его учета, порядок ведения реестра муниципального имущества <адрес> (далее - реестр), порядок предоставления информации из реестра, а также иные требования, предъявляемые к системе учета муниципального имущества.
Согласно данному положению, «реестр муниципального имущества» - систематизированная база данных, содержащая перечень объектов учета и сведений, характеризующих эти объекты; «ведение реестра муниципального имущества» - внесение в реестр сведений об объектах учета, систематическое обновление сведений об объектах учета и исключение их из реестра.
Ведение реестра осуществляется путем внесения в автоматизированную базу данных наименований объектов учета и сведений о них, обновления данных в связи с изменившимися сведениями об объектах учета и их исключения из указанной базы данных при наличии соответствующих оснований. Решение о включении объектов учета в реестр и исключении из него принимается главой администрации города в форме постановления. Решения и требования администрации города и уполномоченного органа по вопросам формирования и ведения реестра являются обязательными для органов местного самоуправления <адрес>, их структурных подразделений, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений (п. 3.1-3.3).
Сведения об объектах учета, содержащиеся в реестре, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестра. Предоставление сведений об объектах учета осуществляется уполномоченным органом на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса, без взимания платы за предоставление информации. Уполномоченный орган ежегодно, до 1 апреля текущего года, формирует и представляет на утверждение главе администрации города годовой отчет об изменениях в реестре, связанных с возникновением и прекращением права муниципальной собственности на недвижимое и движимое имущество за предшествующий год (п. 3.14-3.15).
По состоянию на <Дата обезличена> положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества <адрес>, утвержденное <Дата обезличена> постановлением администрации <адрес><Номер обезличен>, признано утратившим силу на основании постановления администрации <адрес><Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Вместе с тем, <Дата обезличена> Зейским городским Советом народных депутатов <адрес> (шестой созыв) принято решение <Номер обезличен> «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом <адрес>», которое разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом <адрес> (п. 1.1). Постановление от <Дата обезличена><Номер обезличен>, вышеуказанным решением не изменено и не отменено.
Настоящее Положение устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования <адрес> (далее - муниципальное имущество), с участием органов местного самоуправления <адрес>, а также определяет их компетенцию в этой сфере. Управление муниципальным имуществом – организованный процесс принятия и исполнения органами местного самоуправления решений по вопросам учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, обеспечения надлежащего содержания муниципального имущества, а также участия муниципального образования в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечения эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью (п. 1.2-1.3).
Распоряжение муниципальным имуществом – действия органов местного самоуправления по определению юридической судьбы муниципального имущества, в т.ч. передаче его иным лицам в собственность, на ином вещном праве, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог и т.п (п. 1.4). Собственником муниципального имущества является муниципальное образование <адрес>, которое самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами <адрес> (п. 1.5). Муниципальное образование <адрес> осуществляет свои права собственника через органы местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом определяется законодательством Российской Федерации, Уставом <адрес>, настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами (п. 1.6).
Представительный орган муниципального образования – Зейский городской Совет народных депутатов – определяет правовые основы управления и распоряжения муниципальным имуществом и осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. От имени муниципального образования <адрес> правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация <адрес> (п. 1.7).
В силу п. 1.13 положения Муниципальное имущество подлежит обязательному учету в реестре муниципальной собственности. Реестр муниципальной собственности создается и ведется в целях всестороннего учета имущества, находящегося в муниципальной собственности, и организации управления им. Формирование и ведение реестра муниципальной собственности осуществляются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города. Уполномоченный орган ведет реестр муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Абз. 5 п. 1.13 в редакции по состоянию на 2014 года изложен в следующей редакции: реестр муниципального имущества утверждается постановлением администрации города.
Решением Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> от <Дата обезличена> в абз. 5 п. 1.13 Положения, в соответствии с п. 12 ст. 32 Устава города внесены изменения, в новой редакции абз. 5 изложен как: Реестр муниципального имущества утверждается решением Зейского городского Совета народных депутатов.
<Дата обезличена> в абз. 5 п. 1.13 Положения решением Зейского городского Совета народных депутатов <адрес><Номер обезличен> внесены изменения, согласно которым абз. 5 п. 1.13 изложен в следующей редакции: «Реестр муниципального имущества утверждается решением Зейского городского Совета народных депутатов. Периодичность утверждения реестра представительным органом 1 раз в год с 1 мая года, следующего за отчетным. Допускается утверждение реестра по разделам».
Контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют уполномоченный орган, Зейский городской Совет народных депутатов, контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования (п. 1.14).
По вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом <адрес>, не урегулированным настоящим Положением, органы местного самоуправления <адрес> руководствуются законодательством Российской Федерации, <адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес> (п. 1.15).
Согласно ч. 4 ст. 32 Устава <адрес>, городской Совет принимает решения по вопросам организации деятельности городского Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Кроме полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета, в компетенции городского Совета также находится: утверждение реестра муниципального имущества (п. 29 ч. 13 ст. 32, введен решением городского Совета от <Дата обезличена><Номер обезличен>).
Также, Городской Совет заслушивает ежегодные отчеты главы города, главы администрации города о результатах их деятельности, деятельности администрации города и иных подведомственных главе города органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных городским Советом (п. 15 ст. 32). Городской Совет осуществляет контроль над исполнением собственных решений (п. 18 ст. 32).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, <Дата обезличена> решением Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> (седьмой созыв) <Номер обезличен> утвержден план работы на <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> в 10.00 часов должно состояться заседание Зейского городского Совета народных депутатов <адрес>, в том числе по вопросу утверждении реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на <Дата обезличена> (в количестве 3 разделов).
<Дата обезличена> Зейским городским Советом народных депутатов <адрес> (седьмой созыв) принято решение <Номер обезличен> о проекте повестки очередного заседания, главе города поручено внести на рассмотрение городского Совета проекты решений с предусмотренными к ним материалами в срок до <Дата обезличена>, в том числе проект «Об утверждении реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на <Дата обезличена>».
<Дата обезличена> администрацией <адрес> в адрес Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> направлены следующие документы: распоряжение администрации <адрес> «О внесении на рассмотрение Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> проекта решения», пояснительная записка и проект решения Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> «Об утверждении реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на <Дата обезличена>».
<Дата обезличена> Зейский городской Совет народных депутатов <адрес> направил в адрес администрации <адрес> выписку из протокола заседания городского совета <Номер обезличен> и отклоненный городским Советом проект решения «Об утверждении реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на <Дата обезличена>».
<Дата обезличена> положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества <адрес>, утвержденное <Дата обезличена> постановлением администрации <адрес><Номер обезличен>, признано утратившим силу на основании постановления администрации <адрес><Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> Администрацией <адрес> подано заявление в прокуратуру <адрес> с просьбой провести проверку законности принятия Зейским городским Советом народных депутатов <адрес> решений <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, предусматривающих утверждение реестра муниципального имущества решением Зейского городского Совета народных депутатов <адрес>, а также установление периодичности утверждения реестра.
По результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки в адрес Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> вынесено представление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении нарушений законодательства о собственности, об общих принципах организации местного самоуправления.
<Дата обезличена> администрацией <адрес> направлено сообщение о том, что оснований для внесения главой города на рассмотрение городского Совета народных депутатов проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества за <Дата обезличена> год» не имеется, данный вопрос, включенный в повестку очередного заседания Совета на <Дата обезличена>, подлежит снятию с повестки.
Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит доводы административного истца о наличии бездействия со стороны административного ответчика в части невнесения на рассмотрение проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества на <Дата обезличена> год» несостоятельными. Так, административным ответчиком <Дата обезличена> в адрес Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> было направлено распоряжение администрации <адрес> «О внесении на рассмотрение Зейского городского Совета народных депутатов <адрес> проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества <адрес> по состоянию на <Дата обезличена>», которое было отклонено административным истцом <Дата обезличена>. Дальнейшие действия административных ответчиков, связанные с отказом внесения главой города на рассмотрение городского Совета народных депутатов проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества за <Дата обезличена> год» включенного в повестку очередного заседания Совета на <Дата обезличена> и снятию данного вопроса с повестки, связано с выявленными прокуратурой <адрес> нарушениями в части законности принятия решений <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, предусматривающие утверждение реестра муниципального имущества решением Зейского городского Совета народных депутатов <адрес>, а также установление периодичности утверждения реестра.
Что касается требований о возложении обязанности на администрацию <адрес> предоставить на рассмотрение и утверждение Зейского городского Совета народных депутатов <адрес>, реестра муниципального имущества <адрес> за <Дата обезличена> год, то суд исходит из следующего.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 и ч. 3 ст. 44 названного федерального закона, устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 132 Конституции Российской Федерации, статья 51 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 5 ст. 47 Устава <адрес>, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от <Дата обезличена><Номер обезличен> и устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 40 Устава <адрес>, ведение реестра муниципального имущества <адрес> отнесено к полномочиям администрации города.
Положениями статьи 215 Гражданского кодекса РФ, определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2); средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3).
В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В ч. 11 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, указано, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Таким образом, иные полномочия представительного органа могут быть установлены уставами муниципальных образований, если такие полномочия содержатся в федеральном законе, при этом федеральный законодатель определил исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Как следует, из положений Федерального закона № 131-ФЗ, представительные органы муниципального образования не наделены полномочиями по утверждению реестра муниципального имущества.
При указанных обстоятельствах вышеназванные положения Устава <адрес>, предусматривающие необходимость утверждение реестра муниципального имущества Зейским городским Советом народных депутатов, не подлежат применению к спорным правоотношениям, как противоречащие федеральному законодательству.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о возложении обязанности на администрацию <адрес> предоставить на рассмотрение и утверждение Зейского городского Совета народных депутатов <адрес>, реестра муниципального имущества <адрес> за <Дата обезличена> год, основаны на нормах муниципальных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, а соответственно не подлежащих применению, при этом нормы действующего федерального законодательства, не наделяют представительные органы муниципального образования полномочиями по утверждению реестра муниципального имущества, а соответственно какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца в рассматриваемом случае административными ответчиками нарушены не были, в связи с чем заявленные административные исковые требования полежат отказу в удовлетворении.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Зейского городского Совета народных депутатов к главе <адрес>Гибадуллин СР, администрации <адрес> о признании бездействия в части невнесения на рассмотрение проекта решения «Об утверждении реестра муниципального имущества на <Дата обезличена> год» и возложении обязанности предоставить на рассмотрение и утверждение реестра муниципального имущества <адрес> за 2019 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>
Судья А.А. Плешков