ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-857/2021 от 23.08.2021 Белоярского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 23 августа 2021 года

66RS0020-01-2021-001092-13

Дело № 2а-857/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2021 года пгт. Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Марьиной М.И.,

с участием административного истца Кирина С.Г., его представителя Швецова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирина С. Г. к главе Белоярского городского округа, Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа о признании незаконным решения,

установил:

Кирин С.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений от 05 августа 2021 года просил:

- признать незаконным пункт 1.2 заключения о результатах работы комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа об отклонении предложения Кирина С.Г. об отнесении земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией), утвержденное главой Белоярского городского округа 14 апреля 2021 года;

- возложить на главу Белоярского городского округа обязанность принять решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части установления территориальной зоны С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией) с видом разрешенного использования «специальная деятельность» (пункт 12.2 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков) применительно к земельному участку с кадастровым номером и направить указанное решение в Думу Белоярского городского округа;

- не позднее 10 дней со дня принятия решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки опубликовать сообщение о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, и иного специального назначения; вид разрешенного использования – для иных видов сельскохозяйственного использования.

С учетом решения Белоярского районного суда Свердловской области от 09 июня 2020 года по делу № 2а-368/2020 Кирин С.Г. 12 февраля 2021 года повторно обратился в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части установления в отношении спорного земельного участка территориальной зоны С-2 - специальная зона, связанная с утилизацией.

13 апреля 2021 года Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа уведомила административного истца об отказе в изменении территориальной зоны.

Кирин С.Г. считает, что действия главы Белоярского городского округа являются незаконными и необоснованными и нарушают права административного истца. Решение об отказе во внесении изменений в Правила землепользовании и застройки противоречит действующему законодательству, поскольку в нарушение требований статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, Комиссия формально рассмотрела заявление Кирина С.Г., в своем решении не указала причины для отклонения предложения административного истца. При этом глава Белоярского городского округа в нарушение пункта 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 6.4 Порядка не принял какого-либо решения по заявлению административного истца. В связи с этим Кирин С.Г. считает, что решение Комиссии нельзя принять законным, поскольку оно принято неуполномоченным лицом.

Административный истец считает, что в рассматриваемом случае имеется очевидное несоответствие Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа документу территориального планирования – Генеральному праву, поскольку согласно Выписки из Генерального плана Белоярского городского округа земельный участок административного истца расположен в границах функциональной зоны – территория производственного использования для размещения объектов промышленного, коммунально-складского назначения 1-го класса опасности обозначен как промышленная площадка севернее КС «Черемушки» на границе с городским округом Верхнее Дуброво», а согласно Правилам землепользования и застройки Белоярского городского округа спорный земельный участок находится в территориальной зоне СЗУ-РП (сельскохозяйственные угодья с перспективным развитием производства), что противоречит базовому принципу градостроительного законодательства.

Административный истец Кирин С.Г., его представитель Швецов А.В., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали, просили их удовлетворить. Указали, что распоряжением Правительства Свердловской области от 26 апреля 2019 года № 181-РП земельный участок с кадастровым номером , площадью 367 056 кв.м, принадлежащий административному истцу был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на Администрацию Белоярского городского округа возложена обязанность внести соответствующие изменения в документы территориального планирования. Также считают, что устранением допущенных нарушений прав административного истца будет являться возложение судом на административных ответчиком конкретных обязанностей по принятию решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, направлении указанного решения в Думу Белоярского городского округа и официального опубликование сообщения о принятии такого решения.

Административный ответчик глава Белоярского городского округа, представитель административного ответчика Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – электронной почтой, в том числе посредством размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области. Представитель административного ответчика главы Белоярского городского округа в возражениях на административное исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно письменным возражениям административного ответчика главы Белоярского городского округа, административный ответчик с заявленными административными исковыми требованиями не согласен. Оспариваемый протокол комиссии от 13 апреля 2021 года является техническим (процессуальным) документом, он отражает ход заседания, результаты голосования и принятое решение, но сам по себе не является решающим документом заседания комиссии, на основании которого орган местного самоуправления принимает окончательное решение, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным решения Комиссии от отклонении предложения Кирина С.Г. об отнесении земельного участка к территориальной зоне С-2 заявлены необоснованно м удовлетворению не подлежат. Также не подлежат удовлетворению требования Кирина С.Г. в части возложения судом на главу Белоярского городского округа обязанность принять решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, поскольку судебные орган не вправе подменять под собой органы местного самоуправления в принятии решений, отнесенных законом к их компетенции, и не вправе принимать решения в обход установленного законом порядка их принятия.

Поскольку указанные выше лица, участвующие в деле были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок утверждения и изменения правил землепользования и застройки урегулирован статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления; обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании Кирин С.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио вещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

15 февраля 2021 года в соответствии с пунктом 5 части 3 стати 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный истец обратился в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - Комиссия) с заявлением (предложением) о внесении изменения в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - ПЗЗ), согласно которому просил повторно организовать процедуру по внесению изменений в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером территориальной зоны С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией).

Указанное предложение было рассмотрено Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа 13 апреля 2021 года, и согласно протоколу от 13 апреля 2021 предложение Кирина С.Г. было отклонено.

14 апреля 2021 года Комиссией подготовлено заключение о результатах работы комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, в пункте 1.2 которого, главе Белоярского городского округа рекомендовано отклонить предложение в части отнесения спорного земельного участка с территориальной зоны СХУ-РП (сельскохозяйственные угодья с перспективным развитием производства) в территориальную зону С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией).

По результатам рассмотрения указанного заключения главой Белоярского городского округа Горбовым А.А. 14 апреля 2021 года принято решение в форме утверждения заключения Комиссии, путем проставления подписи на первой странице заключения об отклонении предложения Кирина С.Г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

Проанализировав представленные доказательства, проверив процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44, суд приходит к выводу, что принятое Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа от 14 апреля 2021 года, утвержденное главой Белоярского городского округа решение об отклонении предложения административного истца не может быть признано законным и обоснованным.

Постановлением главы Белоярского городского округа от 30 ноября 2018 года № 2078 утвержден Порядок деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - Порядок).

Согласно указанному Порядку Комиссия осуществляет функции, в том числе и по рассмотрению предложений о внесении изменений в ПЗЗ, подготовке и направлению главе Белоярского городского округа заключений, в которых содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в ПЗЗ, или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения (подпункт 2 пункта 3.1).

В силу пункта 5.1 Порядка предложения о внесении изменений в ПЗЗ в Комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в Правила рассматривает его и подготавливает заключение, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе Белоярского городского округа (пункт 6.3).

Согласно пункту 6.4 указанного Порядка глава Белоярского городского округа с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает одно из двух решений: о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ; об отклонении предложения о внесении изменения в ПЗЗ с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Вместе с тем, в нарушение части 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 6.4 указанного выше Порядка решение Комиссии не мотивировано, в нем не отражены основания, по которым административный ответчик пришел к выводу об отклонении предложения Кирина С.Г. и об отсутствии оснований для внесения изменений в ПЗЗ.

Кроме того, отдельного решения об отклонении предложения Кирина С.Г., как того требует часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации главой Белоярского городского округа не вынесено, причины отклонения не указаны, данное решение не направлено в адрес заявителя.

Принятие главой Белоярского городского округа решения об отклонении предложения, путем утверждения заключения Комиссии действующим законодательством не предусмотрено.

Принимая во внимание, что оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает права административного истца, имеются основания для признания такого решения незаконным с возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав административного истца Кирина С.Г. путем повторного рассмотрения предложения административного истца.

При этом суд не усматривает оснований для возложения на главу Белоярского городского округа обязанности принять решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части установления территориальной зоны С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией) с видом разрешенного использования «специальная деятельность» (пункт 12.2 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков) применительно к земельному участку с кадастровым номером и направить указанное решение в Думу Белоярского городского округа; а также не позднее 10 дней со дня принятия решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки опубликовать сообщение о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Возложение судом на административных ответчиков указанных обязанностей повлечет нарушение публичных прав органа местного самоуправления по решению вопроса, относящегося сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.

Так, в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа местного самоуправления.

Поскольку Правила землепользования и застройки являются действующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, то его проверка, в том числе на предмет противоречия генеральному плану городского округа возможна в порядке оспаривания в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рамках нормоконтроля. Указанное право принадлежит и административному истцу на основании части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Кирина С. Г. к главе Белоярского городского округа, Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа о признании незаконным решения - удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, изложенное в пункте 1.2 заключения о результатах работы комиссии от 14 апреля 2021 года об отклонении предложения Кирина С. Г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденное Главой Белоярского городского округа.

Возложить на Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, главу Белоярского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца Кирина С. Г., путем повторного рассмотрения предложения административного истца от 15 февраля 2021 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа.

Об исполнении решения уведомить Кирина С. Г. и Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.

Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко