ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-857/2022 от 07.06.2022 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2022 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Клиновой Е.А., при секретаре Шутовой М.В., с участием административного истца Карташова Д.С., его представителя – Сучковой С.В., представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» - Слинко Ю.В., действующей на основании доверенности № 52 от 05.07.2021, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-857/2022 по административному исковому заявлению Карташова Дениса Сергеевича к призывной комиссии Тайшетского района Иркутской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административных исковых требований Карташов Д.С., с учетом уточнений указал, что состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Тайшета, Тайшетского и Чунского районов.

С 1994 года у него диагностировано заболевание - бронхиальная астма в связи с чем, решением призывной комиссии Тайшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ Карташов Д.С. признан ограниченно годным к военной службе.

С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент истец проживал и продолжает проживать по адресу регистрации, кроме того, официально трудоустроен в ОАО «РЖД», Восточно-Сибирская дирекция по ремонту пути, ПМС-67.

Указывает, что аккуратно являлся по всем вызовам Военного комиссариата <адрес>, Тайшетского и <адрес>ов, являлся на медицинские комиссии.

Однако, по достижению 27-летнего возраста не смог получить военный билет, за которым обратился в 2018 году, истцу пояснили, что его вызовут на комиссию и вопрос будет решен.

В 2019 году через отдел кадров истца вызвали в Военный комиссариат <адрес>, Тайшетского и <адрес>ов. Он явился в Военный комиссариат <адрес>, Тайшетского и <адрес>ов, где у него изъяли приписное свидетельство и направили на для прохождения медицинской комиссии. Истец прошел комиссию.

Свое заключение медицинская комиссия не озвучила, пояснили, что потом вызовут в Военкомат.

Не дождавшись никаких вызовов и извещений истец вновь стал обращаться в Военный комиссариат <адрес>, Тайшетского и <адрес>ов.

Тот факт, что истец не извещался о дне и времени заседания призывной комиссии (ДД.ММ.ГГГГ) и более того, не присутствовал на ней подтверждается отсутствием уведомления о дне и времени заседания комиссии, а тем более административным ответчиком не представлено суду доказательств вручения указанного уведомления.

Более того, ответчик ссылается на то, что истец присутствовал на указанной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и на этом основании заявляет о пропуске истцом срока на обращение в суд. Данное обстоятельство не соответствует действительности, кроме того, установлен порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Если призывная комиссия действительно рассматривала вопрос о том, что истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и истец при этом присутствовал, ему огласили решение комиссии, то в этом случае, в соответствии с п. 34-36 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" военный комиссар обязан, как указано в вышеназванном Постановлении оформить соответствующие документы, а истцу назначить срок явки в военный комиссариат для их получения.

В этом случае, даже если бы истец не явился, документы были бы датированы хотя бы 2019 годом, но справка, выданная взамен военного билета с номером 0033409 датирована ДД.ММ.ГГГГ, днем, когда истец в очередной раз обратился в Военный комиссариат <адрес>, Тайшетского и <адрес>ов и настоял, чтобы ему выдали хоть какой-то документ о его статусе.

С решением (заключением) призывной комиссии истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим право на получение военного билета, создающим незаконные

ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

После принятия решения призывной комиссией Тайшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ,которым истец, по состоянию здоровья, из-за имеющейся бронхиальной астмы, признан ограниченно годным к военной службе, истец никогда на ВВК не вызывался, на переосвидетельствовании никто не настаивал.

Законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует, а административный ответчик мероприятия, связанные с призывом истца на военную службу, не проводил.

В связи с изложенным, административный истец Карташов Д.С. просил суд признать незаконным и отменить решение (заключение) призывной комиссии Тайшетского района Иркутской области от 11.04.2019 о признании Карташова Д.С. не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований; обязать ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» выдать Карташову Д.С. военный билет; восстановить срок на подачу административного иска в случае его пропуска, т.к. о дне и времени заседания призывной комиссии в апреле 2019 года он не извещался, после 2019 года - в 2021 году извещался о необходимости пройти ВВК и призывную комиссию, что давало ему основание полагать, что в отношении него никаких решений призывной комиссией не принято, после принятия призывной комиссией решения о зачислении в запас, на ВВК никто не направляется.

В судебном заседании административный истец Карташов Д.С., его представитель Сучкова С.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» Слинко Ю.В. просила суд в удовлетворении требований отказать, поскольку Карташовым Д.С. пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным иском. В обоснование возражений указала, что Карташов состоял на воинском учете призывников в военном комиссариате в период с 21.02.2008 по 13.09.2018. При первоначальной постановке на учет признан «В» - ограниченно годен к военной службе, 21.02.2008 Карташову выдано удостоверение гражданина подлежащего призыву и под роспись доведены обязанности граждан, подлежащих призыву. 11.11.2008 Карташов Д.С. встал на учет призывников в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска - убыл без снятия с учета, чем нарушил федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». 05.11.2009 Карташову Д.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2013. 15.04.2010 Карташов Д.С. отчислен за академическую неуспеваемость с 01.04.2010 и 13.04.2010 Карташов Д.С. снят с учета призывников военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска. В нарушение закона в отдел военного комиссариата г. Тайшета и Тайшетского района для постановки на учет Карташов Д.С. не явился. 20.09.2010 встал на учет призывников, поскольку Карташовым Д.С. утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной отсрочки, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. 22.04.2011 Карташов Д.С. направлен на дополнительное медицинское освидетельствование с повторной явкой 29.04.2011 и 29.04.2011 вынесено заключение об освобождении Карташова Д.С. от призыва, однако ВВК Иркутской области вынесла решение о необоснованности заключения, 15.07.2011 Карташов Д.С. проинформирован о необходимости пройти контрольное медицинское освидетельствование. В апреле 2013 года Карташов Д.С. вызвался повесткой, но ехать на контрольное медицинское освидетельствование отказался, тем самым уклонился от мероприятий по обеспечению воинской обязанности. Кроме того, из материалов личного дела усматривается, что в период с сентября 2010 года по июнь 2014 года Карташов Д.С. учился очно и проживал в г. Красноярске, при этом не сообщал комиссариату о своем месте пребывания, на учет по месту пребывания и обучения не встал. Для установления место нахождения гражданина в ОВД г. Тайшета и Тайшетского района направлялись обращения об установлении места нахождения Карташова Д.С. 13.09.2018 Карташов снят с воинского учета призывников по достижению возраста 27 лет, т.е. призыву в вооруженные силы не подлежал. После вынесения решения ВВК Иркутской области о необоснованности заключения при постановке диагноза и представлении на контрольное медицинское освидетельствование в период с 2011 года по сентябрь 2018 года Карташов Д.С. в военный комиссариат не являлся, уважительных причин неявки на контрольное медицинское освидетельствование не сообщал, сведений с места пребывания, места работы, получении образования, изменение семейного положения не представлял, что указывает об уклонении Карташова Д.С. от мероприятий по обеспечению воинской обязанности, в связи с чем, призывной комиссией принято законное решение о том, что Карташов Д.С. не прошел военную службу без законных на то оснований. Комиссия принимает решение в присутствии гражданина, только по требованию выдается выписка из протокола, воинские документы выдаются только по заявлению гражданина, под его личную подпись в ведомости. Выдача Карташову Д.С. справки взамен военного билета не ограничивает право граждан состоять на воинском учете.07.04.2021 Карташовым Д.С. получена данная справка, доказательств нарушения прав Карташовым Д.С. не представлено. Просили суд учесть, что в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд в течении трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения). Поскольку решение призывной комиссии о признании Карташова Д.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вынесено 11 апреля 2019 года, срок для его обжалования в соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущен.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Административным истцом не представлено доказательств, об уважительности причин пропуска срока.

Карташов Д.С. неоднократно в судебном заседании подтверждал, что он вызывался в военный комиссариат через отдел кадров ПМС - 67. Согласно сведениям, содержащимся в журнале учета поведения сверок сведений содержащихся в документах воинского учета военного комиссариата со сведениями, содержащимися в документах первичного воинского учета органов местного самоуправления и организаций ПМС - 67 в журнал внесены данные о необходимости явки Карташова в военный комиссариат и о передаче повесток Карташову. Даты проведения сверок, вручение повесток и прибытие Карташова Д.С. в военный комиссариат прослеживаются: сверка 14.03.2019 (Карташов Д.С. прибыл на медицинское освидетельствование, прошел призывную комиссию, зачислен в запас, как гражданин не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований), сверка 24.02.2020 (являлся в ВК, но воинский документ так и не получил), сверка 03.03.2021 (получил воинский документ).

Так в феврале-марте 2020 года, после вручения ему повестки через отдел кадров, Карташов Д.С. в военный комиссариат явился, но справку взамен военного билета (формы 1/У) получать отказался и обратился в органы прокуратуры с заявлением (от 12.03.2020), в котором просил проверить правомерность действий должностных лиц военного комиссариата и принять меры к выдаче ему военного билета, мотивируя тем, что сотрудники военного комиссариата предлагают ему выдать справку, как лицу, уклоняющемуся от военной службы. Таким образом, Карташов Д. подтверждает в своем письменном обращении в Тайшетскую межрайонную прокуратуру, что осведомлен о том, что зачислен в запас как гражданин не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Представитель Призывной комиссии Тайшетского района Иркутской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя призывной комиссии Тайшетского района Иркутской области.

Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу частей 8, 9 и 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 и пункту 3 статьи26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также – Закон о воинской обязанности о военной службе) призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предписано, что оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении к этой Инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.

Статья 28 Закона о воинской обязанности и военной службе закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас (пункт 1).

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 названной статьи).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 34 Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета (п. 36 Положения).

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.

Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).

Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

На основании п. 5-8 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

После принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель - глава местной администрации или иной представитель местной администрации совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.

Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности (п. 10, 12 Положения).

Согласно п. 18 Инструкции и п. 7 Порядка организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу, в конце каждого рабочего дня председатель призывной комиссии проверяет, все ли граждане, которые были вызваны, прибыли на заседание призывной комиссии, принимает меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (по организации их розыска).

В случае уклонения гражданина от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, председатель призывной комиссии или военный комиссар в установленном порядке направляет в соответствующий территориальный орган внутренних дел персональные письменные обращения для принятия мер по обеспечению его прибытия на указанные мероприятия.

Военный комиссар организует учет призывников, уклоняющихсяот призыва на военную службу, и при необходимости заводит дело об административном правонарушении. При наличии оснований направляет запросы в органы внутренних дел на этих призывников.

Пунктом 1 статьи 10 Закона № 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).

Судом установлено, что Карташов Д.С. не привлекался к ответственности за уклонение от мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования (п.13 Положения)

В судебном заседании не отрицалось сторонами, что в 2019 году Карташов Д.С. проходил медицинскую комиссию, которая установила категорию годности к военной службе «В», со слов представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» данная категория годности не подтвердилась, Карташову Д.С. стало об этом известно, а также каким образом Карташову Д.С. предлагалось пройти контрольное медицинское освидетельствование из материалов личного дела не усматривается. Доказательств, что Карташов Д.С. вызывался на первичное и повторное заседание призывной комиссии, административным ответчиком не представлено.

По состоянию на момент принятия решения призывной комиссией Карташову Д.С. уже исполнилось 27 лет. Согласно п. 20 Положения призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.

В судебном заседании установлено, что 11.04.2019 в отношении Карташова Д.С. призывной комиссией Тайшетского района Иркутской области принято решение о признании административного истца не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, зачислен в запас, при этом указано, что по состоянию здоровья имеет категорию «В» - ограниченно годен к военной службе, данные сведения усматривается из выписки из протокола заседания призывной комиссии. Состояние здоровья Карташова Д.С., категория «В» - ограниченно годен к военной службе, не признаны незаконными. Выписка из протокола № 3/У заседания призывной комиссии Карташову Д.С. направлена 30.04.2021.

07.04.2021 Карташовым Д.С. получена справка взамен военного билета серии АЕ , из которой административный истец узнал, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него призывной комиссией Тайшетского м/о Иркутской области принято решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, категория «В» - ограниченно годен к военной службе. Доказательств того, что Карташов Д.С. ранее 07.04.2021 узнал о принятом в отношении него решении от 11.04.2019, административным ответчиком не представлено, как и доказательств того, что решение от 11.04.2019 принято в присутствии Карташова Д.С., Карташов Д.С. извещался о времени и месте заседания призывной комиссии Тайшетского м/о Иркутской области.

Карташов Д.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 12.09.2018 административному истцу исполнилось 27 лет, после этой даты он не подлежал призыву на военную службу.

Как усматривается из материалов личного дела призывника Карташова Д.С., органу производящему воинский учет было известно, что Карташов Д.С. работает в ПМС - 67 ОАО «РЖД», водителем автомобиля, о чем имеется запись на листе 01 дела. Ранее по состоянию на 21.02.2008, 05.11.2009, 29.04.2011 Карташов Д.С. также признавался ограниченно годным к военной службе, категория «В».

Согласно объяснительной от 16 июля 2018 года, ДД.ММ.ГГГГ проведена сверка учетных данных с ПМС-67, выявлен Карташов Д.С. подлежащий призыву на военную службу, уклоняющийся от прохождения медицинского освидетельствования и призывной комиссии. Специалисту отдела кадров ПМС-67 выдана повестка на ДД.ММ.ГГГГ для вручения по месту работы Карташову Д.С.

Из журнала учета проведения сверок сведений, содержащихся в документах воинского учета военного комиссариата г. Тайшета, Тайшетского и Чунского районов Иркутской области со сведениями, содержащимися в документах первичного воинского учета органов местного самоуправления, организаций, начатого 20.01.2015, следует, что специалисту по управлению персоналом ПМС-67 ФИО6 передавались для вручения Карташову Д.С. повестки ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами 27-летнего возраста, при этом в настоящее время не представляется возможным установить для чего Карташов Д.С. вызывался в военный комиссариат и на какое время, день, поскольку в материалах личного дела не имеется ни повесток, ни расписок. Как пояснил в судебном заседании Карташов Д.С. им получалась по месту работы повестка в 2019 году и в 2021 году, иных повесток он не получал, в противном случае явился бы в комиссариат. В 2019 году у него изъяли приписное свидетельство и направили на медицинскую комиссию, которую он прошел, решение медицинской комиссии ему не озвучили, пояснили, что вызовут в комиссариат, но вызов в комиссариат не последовал.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 пояснила, что работает в качестве ведущего специалиста по управлению персоналом ПМС-67, в ее должностные обязанности входит воинский учет работников ПМС-67, производит сверки с военкоматом, передает работникам ПМС-67 повестки. Карташов Д.С. работает в ПМС-67 с 2017 года, если военкомат передавал ей повестки для Карташова Д.С., она ему их вручала, расписки возвращала в военкомат, себе ничего не оставляла, все даты сверок с военкоматом по работникам ПМС-67 она отмечает в личной карточке работника, не помнит - производилась ли сверка в отношении Карташова Д.С. в 2017-2018 годах, в личной карточке данный факт не отмечен. Замечаний у комиссариата к ее работе никогда не имелось, ее работа всегда оценивалась «отлично», «удовлетворительно», что следует из акта от 18.05.2018.

Согласно личной карточке работника Карташова Д.С., трудовой книжке, административный истец работает в качестве водителя автомобиля на участке по эксплуатации и ремонту машин в ПМС-67 с ДД.ММ.ГГГГ. В отношении Карташова Д.С. сверка производилась ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, за пределами 27-летнего возраста, иных отметок о проведении сверок не имеется на личной карточке Карташова Д.С.

Из информации ОМВД по Тайшетскому району от 21.06.2021 усматривается, что предоставление сведений о поступлении в ОМВД обращений об установлении места нахождения Карташова Д.С. невозможно, в связи с тем, что журналы учета входящей корреспонденции за 2012, 2014-2015 годы уничтожены в связи с истечением срока хранения, обращение от 04.04.2016 в ОМВД не поступало. Согласно трудовой книжке, Карташов Д.С. работал по состоянию на 2011-2012 годы, 2015-2016 годы, являлся зарегистрированным по месту пребывания в период с 28.10.2008 по 30.06.2013 по адресу г. Красноярск, Борисова, 6, общ. 8, к. 416, зарегистрированным по месту жительства г. Бирюсинск, ул. Пушкина, 65; обучался в Красноярском строительном техникуме, а также с 01.04.2016 по 08.06.2016 по профессии водитель, предоставлял свои документы комиссариату, т.к. документы имеются в личном деле. 06.07.2018 Карташов Д.С. заключил брак, т.е. у комиссариата имелась возможность установить место нахождение Карташова Д.С., вручить повестки как на медосвидетельствование контрольное медосвидетельстование, на заседания призывной комиссии.

Кроме того, невыполнение Карташовым Д.С. обязанности сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, не влечет для него таких неблагоприятных последствий как признание непрошедшим военную службу без законных оснований.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановленииот 30 октября 2014 года -П, призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Закон о воинской обязанности и военной службе возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), в частности обязанность явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31).

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно явиться в военный комиссариат, названным законом не предусмотрено.

Как усматривается из материалов дела, Карташов Д.С. обратился в суд с административным иском 20.05.2021 (штамп Почты России на почтовом конверте л.д. 16). Справку взамен военного билета Карташов Д.С. получил 07.04.2021, выписка из протокола заседания призывной комиссии направлена Карташову Д.С. 30.04.2021. Доказательств того, что Карташов Д.С. о решении призывной комиссии узнал 11.04.2019, административным ответчиком не представлено, ссылка в данном случае на ответ Тайшетской межрайонной прокуратуры от 10.04.2020 (л.д. 170 т. 1) не состоятельна, поскольку Тайшетская межрайонная прокуратура предоставила Карташову Д.С. на его обращение информацию, т.е. произвела действия предусмотренные законом, данная информация не является извещением военного комиссариата, призывной комиссии о принятом в отношении Карташова Д.С. решении от 11.04.2019.

В связи с изложенным, суд считает возможным восстановить Карташову Д.С. срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, частью 7 статьи 219 КАС РФ предусмотрена возможность восстановления срока обращения в суд с административным иском, срок пропущен Карташовым Д.С. по уважительной причине, призывная комиссия не уведомила Карташова Д.С. ранее ДД.ММ.ГГГГ о принятом ими решении от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, перечисленные нормы закона, суд считает необходим признать незаконным решение призывной комиссии Тайшетского района Иркутской области от 11.04.2019 в отношении Карташова Дениса Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, так как не прохождение административным истцом военной службы по призыву обусловлено не его поведением, а вызвано не выполнением военным комиссариатом и призывной комиссией вышеуказанных, возложенных на них Законом «О воинской обязанности и военной службе» обязанностей связанных с призывом истца на военную службу. При этом отсутствуют основания полагать, что истец не выполнил какие-либо обязанности связанные с призывом на военную службу. Как и отсутствуют основания полагать, что истец уклонялся от призыва на военную службу.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В соответствии с п. 15 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ выдача документов воинского учета гражданам осуществляется после их постановки на воинский учет в военном комиссариате.

Выдача военных билетов осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации (пп. 14 п. 16 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Воинский учет ведется, и военный билет гражданину выдается военными комиссариатами по месту жительства гражданина, в связи с чем, суд считает необходимым возложить на ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обязанность по выдаче военного билета Карташову Денису Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Довод представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о том, что Карташов Д.С. обеспечен документом воинского учёта – справкой взамен военного билета, Военный комиссариат не ограничивает его в праве на труд, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.

Согласно п.11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.

Следовательно, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что он лишается права проходить государственную гражданскую службу.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Карташова Дениса Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии Тайшетского района Иркутской области от 11.04.2019 в отношении Карташова Дениса Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Иркутской области» выдать военный билет Карташову Денису Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.А. Клинова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.06.2022.