Дело №2а-858/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 17 февраля 2016 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Фисюк О.И.
при секретаре – Федотовой С.В.,
с участием истца – Плавко О.О., представителя истца – Лебедева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Плавко О.П. к УФМС России по г. Севастополю об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
29.01.2016 года Плавко О.О. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать незаконным решение УФМС России по г. Севастополю об отказе в признании Плавко О.О. гражданином Российской Федерации; признать за Плавко О.О. право на получение гражданства Российской Федерации в порядке оптации, обязав УФМС России по г. Севастополю выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы тем, что согласно заключению №8375/онг/2015 от 14.12.2015 года Плавко О.О. гражданином РФ не является. 23.12.2015 года в адрес Плавко О.О. было направлено уведомление, в котором указывалось, что по её заявлению была проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) у неё гражданства Российской Федерации. В результате проверки установлено, что Плавко О.О. гражданином Российской Федерации не является.
Истец указывает, что все условия для признания её гражданином РФ, предусмотренные ст. 4 ФКЗ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а именно: гражданство Украины и постоянное проживание в Севастополе, имелись, что является основанием для признания её гражданином Российской Федерации.
В судебном заседании истец и её представитель иск поддержали, пояснили, что согласно ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 года граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на 18 марта 2014 гола на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации. Плавко О.О. является гражданином Украины, на 18.03.2014 г. постоянно проживала на территории города Севастополя, что подтверждается решением суда, вступившим в законную силу, а потому заключение УФМС России по г. Севастополю является незаконным. Кроме того, представитель истца указывал, что Плавко О.О. приобрела право на получении гражданства Российской Федерации в порядке оптации – правила установленного ст. 17 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», предоставила все необходимые документы, подтверждающие факт приобретения гражданства, в том числе решение суда, устанавливающее факт ее проживания на территории города Севастополя, однако данный факт не признается ответчиком.
Представитель УФМС России по г. Севастополю в судебное заседание не явилась, подала ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заслушав участников, изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФКЗ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Как усматривается из решения Ленинского районного суда города Севастополя от 01 июня 2015 года, установлен факт постоянного проживания Плавко О.О. в г. Севастополе с сентября 2013 года по настоящее время, включая 18 марта 2014 года. Решение вступило в законную силу 02.07.2015 года.
Согласно заключению УФМС России по г. Севастополю №8375/онг/2015 от 14.12.2015 года Плавко О.О. гражданином РФ не является.
23.12.2015 года в адрес Плавко О.О. ответчик направил уведомление о результатах проверки, проведенной по её заявлению, которой установлено, что Плавко О.О. гражданином Российской Федерации не является. Разъяснено, что приобрести гражданство РФ на территории России Плавко О.О. имеет право в упрощенном порядке при наличии оснований, предусмотренных статьей 14 ФЗ №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» либо в общем порядке в соответствии со статьей 13 вышеназванного закона, предварительно оформив разрешение на временное проживание в Российской Федерации, а затем – вид на жительство.
Согласно ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют полномочия по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.
Из оспариваемого заключения усматривается, что орган ФМС оценил в совокупности все представленные Плавко О.О. документы, в т.ч. и решение Ленинского районного суда города Севастополя от 01.06.2015 г., которое не является для органа ФМС единственным и безусловным основанием для принятия положительного решения о гражданстве РФ. Таким образом, каких-либо нарушений органа ФМС при даче заключения судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заключение № №8375/онг/2015 от 14.12.2015 вынесено законно, обоснованно и в пределах полномочий органа государственной власти.
В отношении требования истца о признании за ней права на приобретение гражданства РФ в порядке ст.17 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» суд отмечает следующее. Данное требование обосновано тем, что в результате подписания Договора между РФ и Республикой Крым и городом Севастополем о принятии в РФ Республики Крым и города Севастополя, принятия ФКЗ №6-ФКЗ от 21.03.2014 г., принадлежность территории, на которой постоянно проживала истец, т.е. г. Севастополя, была изменена, а потому она имеет право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.
Согласно ст. 17 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. Вопросы оптации гражданства Российской Федерации предусмотрены в ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Кроме того, вопросы оптации гражданства в дополнение к международному договору были дополнительно регламентированы в ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Оптация гражданства Российской Федерации была предоставлена гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Согласно порядку оптации настоящие лица признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Особенностью оптации как основания приобретения российского гражданства является то, что лица, оптирующие его, освобождаются от требований, установленных при приеме в гражданство (к которым, как правило, относится дееспособность, проживание на территории государства, знание государственного языка и истории, финансовая самостоятельность, отсутствие правонарушений в целом и относительно принимающего государства и др.). При оптации решение вопроса о гражданстве носит не индивидуальный, а массовый характер, т.е. принимается в отношении всех проживающих на данной территории. Суд обращает внимание на то, что данный порядок распространяется на лиц, зарегистрированных на территории Республики Крым и в г. Севастополе по состоянию на 18.03.2014г. Истец же на указанную дату была зарегистрирована в г. <адрес>, а потому на нее данный порядок не распространяется. Решение суда об установлении факта ее проживания в г. Севастополе на указанную дату не заменяет собой регистрацию, а лишь является основанием для проведения ФМС по ее заявлению проверки о принадлежности к гражданству РФ.
Относительно требования о возложении на компетентный орган обязанности признать Плавко О.О. гражданином Российской Федерации суд отмечает, что данное требование не основано на законе, поскольку суд не может понудить уполномоченный орган признать лицо гражданином РФ, т.к. это не относится к компетенции суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 62, 111, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Плавко О.П. к УФМС России по г. Севастополю об оспаривании решения органа государственной власти отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2016 года.
Судья – подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя О.И. Фисюк