ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-858/2021 от 29.10.2021 Шелеховского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года город Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Шаучунайте Е.Ю., с участием представителя административного истца ФИО3, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от *дата скрыта*, помощника прокурора г.ФИО6 Колотовкиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-858/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Чистые Ключи» к администрации Баклашинского сельского поселения о признании недействующим постановления администрации Баклашинского сельского поселения в части со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Чистые Ключи» (далее – Общество) обратилось в Шелеховский городской суд с административными исковыми требованиями (уточненными в ходе судебного заседания) к администрации Баклашинского сельского поселения (далее – Администрация), в котором указало, что Общество в течение 2019-2020 годов оказывало услуги по холодному водоснабжению на территории Баклашинского муниципального образования.

Постановлением администрации Шелеховского муниципального района от 02.09.2019 № 578-ПА «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования Шелеховского района» ООО «Чистые Ключи» определено гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования на период с 02.09.2019 по 20.01.2021.

В связи с осуществлением регулируемого вида деятельности по холодному водоснабжению Администрацией в рамках осуществления отдельных государственных полномочий, установленных Законом Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением от 28.11.2019 № П-1551/2019 «об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» (с последующими изменениями) и постановлением от 27.04.2020 №П-449 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» (с последующими изменениями) с применение метода экономически обоснованных расходов (затрат) установило тарифы на оказываемые услуги.

26.01.2021 в адрес ООО «Чистые Ключи» с сопроводительным письмом поступило постановление администрации Баклашинского сельского поселения от 30.12.2020 № П-1545/2020 «Об отмене отдельных постановлений администрации Баклашинского сельского поселения», опубликованное в информационной газете «Правовые акты Баклашинского сельского поселения» № 171 от 31.12.2020, размещенное на официальном сайте Баклашинского сельского поселения, которым отменены со дня принятия:

постановление от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

постановление от 19.06.2020 № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

постановление от 12.08.2020 № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

постановление от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

постановление от 26.05.2020 № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи».

Однако Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что деятельность по холодному водоснабжению осуществляется на основании установленных тарифов.

Общество в период с февраля 2020 года по декабрь 2020 года приобретало у МУП «Водоканал» г. ФИО6 холодную воду и отпускало ее по водопроводным сетям потребителям с. Баклаши и п. Чистые Ключи по установленным тарифам. Тариф на холодную воду для населения был установлен ниже экономически обоснованного.

Пунктом 32 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), установлено, что период действия тарифов, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее 1 года, если иное не предусмотрено федеральными законами или актом Правительства РФ.

Пунктом 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. Кроме того, полномочиями по отмене тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Баклашинское муниципальное образование Законом Иркутской области № 114-ОЗ не наделено.

Административный истец полагает, что пункт 1 постановления Администрации от 30.12.2020 № 1545-/2020 «Об отмене отдельных постановлений администрации Баклашинского сельского поселения» противоречит действующему законодательству, влечет нарушение прав и законных интересов истца и неопределенного круга лиц, поскольку приводит к нарушению принципа тарифного регулирования – достижения и соблюдения баланса экономических интересов при осуществлении регулируемого вида деятельности – холодного водоснабжения. ООО «Чистые Ключи» имеет право на получение субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, определяемой исходя, в том числе, из размера экономически обоснованного тарифа.

Отмена установленного тарифа оспариваемым постановлением повлекла за собой отказ в предоставлении субсидии обществу, поставило под угрозу завершение расчетов с МУП «Водоканал» г. ФИО6, чем нарушены права и законные интересы Общества, поскольку услуги по холодному водоснабжению потребителям фактически оказаны, предъявлены к оплате по тарифам, отмененным оспариваемым постановлением.

В связи с несоответствием п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2004 № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения», ст. 4 Гражданского кодексаРФ, п. 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, административный истец просит признать недействующим со дня принятия постановление Администрации от 30.12.2020 № П-1545/2020 «Об отмене отдельных постановлений администрации Баклашинского сельского поселения» в части отмены постановлений от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 19.06.2020 № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 12.08.2020 № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 26.05.2020 № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи».

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Чистые Ключи» ФИО3, действующий на основании доверенности от *дата скрыта*, уточненные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что в соответствии с ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Постановление от 30.12.2020 № П-1545/2020 не отменено и не изменено, продолжает действовать. Поэтому срок для обращения в суд не пропущен. Ссылка административного ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-4840/2020, вступление в силу которого явилось основанием для отмены ранее установленных тарифов для потребителей ООО «Чистые Ключи» на оказываемые услуги по холодному водоснабжению, несостоятельна, поскольку административный ответчик ни стороной, ни участником указанного дела не являлся. При принятии оспариваемого постановления административным ответчиком нарушен п. 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым установлено, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. Ответчиком в материалы дела представлен ответ службы по тарифам Иркутской области от 13.01.2021, в котором указано на целесообразность признания утратившими тарифных решений на следующий период регулирования. Возражения административного ответчика основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Представитель административного ответчика администрации Баклашинского муниципального образования ФИО4, действующая на основании доверенности от *дата скрыта*, заявленные исковые требования не признала, заявив о пропуске административным истцом сроков на оспаривание данного акта, поскольку копия оспариваемого постановления была направлена на электронную почту *дата скрыта*, предусмотренного ч. 1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока для обжалования.

Полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» законами субъектов Российской Федерации отдельные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения могут быть переданы для их исполнения на уровень органов местного самоуправления и городских округов.

На основании Перечня муниципальных образований Иркутской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения (Приложение 1 к Закону Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения») Баклашинское муниципальное образование наделено соответствующими государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст. 2 указанного Закона № 114-ОЗ к государственным полномочиям в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов.

В силу ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на техническую воду, тариф на транспортировку воды, тариф на подвоз воды, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47.

27.09.2019 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о рассмотрении тарифа на холодную питьевую воду на 2019-2020 годы для потребителей, расположенных на территории Баклашинского муниципального образования. Администрация, являющаяся органом регулирования, рассмотрев заявление регулируемой организации ООО «Чистые Ключи» утвердила тарифы на питьевую воду постановлением Администрации Баклашинского сельского поселения от 28.11.2019 № П-1551/2019 (в редакции постановлений от 19.06.2020 № П-590/2020, 12.08.2020 № П-934/2020), постановлением Администрации от 27.04.2020 № П-449/2020 (в редакции постановления от 26.05.2020 № П-527/2020).

Решения Администрации об установлении тарифа для ООО «Чистые Ключи» не оспаривались заинтересованными лицами, как противоречащие федеральному законодательству, в связи с чем, полагает представитель ответчика, Правила отмены решений государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочийпо государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 № 123.

Согласно пп. «а» п. 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, комиссионных соглашений, при реорганизации юридического лица – передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

При установлении тарифов в качестве правоустанавливающих документов Общество предоставлен договор аренды муниципального имущества от 15.07.2019 № 12/19, заключенный между Управлением по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района (далее – УМИ Администрации Шелеховского муниципального района) и ООО «Чистые Ключи», по которому арендатору были предоставлены объекты водоснабжения, указанные в приложении *номер скрыт* к договору, для эксплуатации имущества в соответствии с его назначением.

07.08.2019 между УМИ Администрации Шелеховского муниципального района (арендодателем) и ООО «Чистые Ключи» (арендатором) было заключено дополнительное соглашение к договору аренды муниципального имущества от 15.07.2019 *номер скрыт*, в соответствии с которым стороны дополнили договор аренды приложением *номер скрыт* в прилагаемой к соглашению редакции. Арендодатель передает арендатору по акту приема-передачи бесхозяйные объекты холодного водоснабжения на территории Баклашинского муниципального образования в соответствии с перечнем, указанным в приложении *номер скрыт* к настоящему соглашению, на содержание и обслуживание на период до момента оформления права муниципальной собственности на указанные объекты.

Однако решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2020 по иску заместителя прокурора Иркутской области к УМИ Администрации Шелеховского муниципального района, ООО «Чистые Ключи» по делу № А19-4840/2020 договор аренды муниципального имущества *номер скрыт* от 15.07.2019 признан недействительным с момента его заключения, в том числе по причине нарушения законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Решение вступило в законную силу. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.12.2020 Администрации Шелеховского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на пять месяцев, до указанного срока ООО «Чистые Ключи» обязали возвратить незаконно полученное в аренду муниципальное имущество арендодателю.

Поскольку договор аренды муниципального имущества *номер скрыт* от 15.07.2019 является недействительным с момента его совершения, следовательно, в течение срока действия установленных в отношении ООО «Чистые Ключи» тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Баклашинского муниципального образования, данная организация эксплуатировала объекты водоснабжения в отсутствие каких-либо правовых оснований. При этом ООО «Чистые Ключи» в силу прямого указания п. 1 ст.167 Гражданского кодекса РФ не считается действовавшим добросовестно, поскольку знало или должно было знать об основаниях недействительности сделки в течение всего периода эксплуатации соответствующих объектов водоснабжения.

С учетом положений ч. 1 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разъяснений ФАС России в письме от 14.07.2016 № АД/40064/16, поскольку спорные объекты коммунальной инфраструктуры введены в эксплуатацию более пяти лет назад, передача прав владения и (или) пользования должна осуществляться только по концессионному соглашению. Согласно разъяснениям ФАС России в письме от 13.11.2015 № СП/63933/15, в случае отсутствия законного основания владения, пользования и распоряжения объектами соответствующей инфраструктуры, принятие решения об установлении цен (тарифов) регулирующими органами, не представляется возможны. Часть 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт, отменить его, или судом.

Поскольку в судебном порядке установлен юридический факт эксплуатации ООО «Чистые Ключи» системы водоснабжения в отсутствие правовых оснований, Администрацией Баклашинского сельского поселения в порядке самоконтроля в рамках актуализации нормативной правовой базы при установлении регулируемых тарифов на следующий период регулирования было принято обоснованное и законное решение об отмене постановлений от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «ЧистыеКлючи», от 19.06.2020 № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 12.08.2020 № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 27.04.2020 № П-449/2019 «Обустановлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 26.05.2020 № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи».

Представитель заинтересованного лица службы по тарифам Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

В представленном письменном отзыве представителем службы по тарифам Иркутской области ФИО5, действующей на основании доверенности от *дата скрыта*, указано, что в соответствии с Законом Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении ООО «Чистые Ключи» осуществляется администрацией Баклашинского муниципального образования.

В рамках исполнения поступившего 05.02.2020 требования прокуратуры Иркутской области, на основании материалов тарифного дела, представленных администрацией Баклашинского муниципального образования в прокуратуру ФИО6 и перенаправленных в службу, экспертом службы было подготовлено заключение по результатам проверки экономической обоснованности тарифов на питьевую воду, установленных в отношении ООО «Чистые Ключи» постановлением от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», в котором указаны нарушения со стороны администрации требований действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э утверждены методические рекомендации по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В соответствии с п.п. 17, 17.1 Правил регулирования, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на отчетную дату. Вместе с тем, в нарушение указанной нормы, копии статистической отчетности на последнюю отчетную дату в тарифном деле отсутствуют.

Кроме того, приложенные к заявлению документы не соответствуют требованиям законодательства. Согласно заявлению ООО «Чистые Ключи» от 27.09.2019 *номер скрыт* организация просит установить тариф на 2019-2020 годы методом экономически обоснованных расходов, однако расчет тарифа представлен на 2020-2021 годы, на 2019 год расчет отсутствует. Уведомление администрации об открытии дела датировано 02.10.2019, при этом документы, подтверждающие направление его в адрес предприятия, отсутствуют. Учитывая, что заявление об установлении тарифов ООО «Чистые Ключи» поступило в администрацию 30.09.2019, запрос о предоставлении недостающих материалов в тарифное дело должен был быть направлен в адрес предприятия не позднее 14.10.2019.

Протокол заседания тарифной комиссии по регулированию тарифов Баклашинского МО от 28.11.2019 не содержит сведений, предусмотренных п.п. «а», «б», «в», «д», «ж», «к» п. 29 Правил регулирования. В ходе проверки выявлены существенные нарушения, повлиявшие на экономическую обоснованность установленных тарифов.

Представитель заинтересованного лица МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменном пояснении директор МУП «Водоканал» ФИО7 указал, что МУП «Водоканал» является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, находящуюся в муниципальной собственности Шелеховского городского поселения и осуществляющей водоснабжение абонентов, присоединенных к централизованной системе водоснабжения г. ФИО6.

Система водоснабжения, расположенная на территории Баклашинского муниципального образования и состоящая из водопроводных сетей, находящихся в муниципальной собственности, частной собственности и бесхозяйных сетей имеет непосредственное присоединение к централизованной системе водоснабжения г. ФИО6, в связи с чем, до декабря 2020 года услуги по водоснабжению потребителям, находящимся на территории Баклашинского муниципального образования, оказывало МУП «Водоканал» на основании заключенных договоров.

В связи с передачей сетей водоснабжения, находящихся на территории Баклашинского муниципального образования, в аренду ООО «Чистые Ключи», данное Общество обратилось в МУП «Водоканал» с заявлением о заключении договора водоснабжения для целей водоснабжения населения Баклашинского муниципального образования. Договор поставки холодной воды был подписан 31.01.2020, с указанием даты начала поставки холодной воды 25.01.2020.

Одновременно МУП «Водоканал» обратилось в ФАС Иркутской области для оценки правомерности договора аренды муниципального имущества, заключенного между Администрацией Шелеховского муниципального района и ООО «Чистые Ключи».

По договору от 31.01.2020 МУП «Водоканал» отпускало холодную воду ООО «Чистые Ключи» и предъявляло счета для оплаты, в связи с несвоевременной оплатой предъявленных счетов неоднократно обращалосьв Арбитражный суд Иркутской области о взыскании долга за отпущенную холодную воду. В настоящее время долга по оплате нет.

18.02.2020 Управлением ФАС по Иркутской области Администрации Шелеховского муниципального района выдано предупреждение о необходимости прекращения действий по передаче муниципального имущества – сетей водоснабжения на территории Баклашинского сельского поселения, произведенных с нарушением требований федеральных законов о водоснабжении и концессионных соглашениях, в срок до 20.08.2020. Впоследствии срок был продлен.

27.07.2020 Арбитражным судом Иркутской области договор аренды муниципального имущества *номер скрыт* от *дата скрыта* признан недействующим (ничтожным).

Постановление от 30.12.2020 № П-1545/2020, отменяющее тарифы, установленные для ООО «Чистые Ключи», принято администрацией Баклашинского сельского поселения с учетом решения Арбитражного суда Иркутской области.

Учитывая данные обстоятельства, директор МСУП «Водоканал» полагал, что действия администрации Баклашинского муниципального образования соответствующими требованиям действующего законодательства.

Помощник прокурора г. ФИО6 Колотовкина М.С. полагала, что исковые требования ООО «Чистые Ключи» подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пунктам 1-4 части 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об спаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1, 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Полномочие по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления наделяются, в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 3 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые по вопросам осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных законодательством.

Согласно приложению 1 к указанному Закону Иркутской области в Перечень муниципальных образований Иркутской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения включено Баклашинское муниципальное образование.

В силу ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на техническую воду, тариф на транспортировку воды, тариф на подвоз воды, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Как следует из представленных службой по тарифам Иркутской области в судебное заседание документов и материалов тарифного дела, ООО «Чистые Ключи» представило в Администрацию заявление об установлении тарифов и обосновывающие материалы, в числе которых имелся договор аренды муниципального имущества *номер скрыт* от 15.07.2019.

Постановлением администрации Баклашинского муниципального образования от 02.09.2019 № 578-ПА «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования Шелеховского района» (л.д. 7) гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования Шелеховского района, определено ООО «Чистые Ключи».

Зоной деятельности гарантирующей организации определена территория Баклашинского муниципального образования Шелеховского района.

ООО «Чистые Ключи» надлежит:

1) обеспечить холодное водоснабжение в пределах зоны деятельности;

2) заключить договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

3) заключить договоры с любым обратившимся к нему лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения в пределах зоны деятельности.

В рамках переданных государственных полномочий администрацией Баклашинского муниципального образования, учитывая итоги рассмотрения предложения и документов ООО «Чистые Ключи» принято постановление от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», которым установлен тариф на питьевую воду для населения и прочих потребителей в с. Баклаши и п. Чистые Ключи на период с 29.11.2019 по 31.12.2020.

Также в данном постановлении указано о том, что компенсация выпадающих доходов ООО «Чистые Ключи», возникающих вследствие предоставления населению услуг водоснабжения и водоотведения по льготным тарифам, осуществляется в соответствии со ст. 5 Закона Иркутской области от 01.10.2014№ 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения».

Постановлениями администрации Баклашинского муниципального образования от 19.06.2020 № 590/2020, от 12.08.2020 № П-934/2020 внесены изменения в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», изменен тариф за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 (л.д.113, 124).

Кроме того, постановлением администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» установлен тариф на питьевую воду для населения и прочих потребителей в п. Куйтун Шаманского муниципального образования на период с 01.01.2020 по 31.12.2020, действующий с 27.04.2020 по 31.12.2020.

Постановлением администрации Баклашинского муниципального образования от 26.05.2020 № П-527/2020 внесены изменения в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», изменен тариф для населения (л.д. 126).

ООО «Чистые Ключи» в качестве гарантирующей организации 31.01.2020 заключило с МУП «Водоканал» (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) договор № 19 поставки холодной воды (л.д. 67-72), в соответствии с которым МУП «Водоканал» обязуется подавать гарантирующей организации через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Гарантирующая организация обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, установленного качества, в объеме, определенном настоящим договором.

В подтверждение исполнения договора № 19 поставки холодной воды от 31.01.2020 ООО «Чистые Ключи» суду представлены платежные поручения за период с 10.02.2020 по 18.03.2021 об оплате счетов, а также платежное поручение от 21.04.2021 об оплате счета ООО «Атэк» за ООО «Чистые Ключи» в пользу МУП «Водоканал».

Кроме того, в подтверждение отпуска питьевой воды через присоединенные инженерные сети системы водоснабжения потребителя, административным истцом представлены: договор холодного водоснабжения *номер скрыт* от *дата скрыта*, заключенный между ООО «Чистые Ключи» и ФИО1, проживающим по адресу: *адрес скрыт*, и выписка по лицевому счету ФИО1 (л.д. 114-118); договор холодного водоснабжения *номер скрыт* от *дата скрыта*, заключенный между ООО «Чистые Ключи» и ФИО2, проживающей по адресу: *адрес скрыт*, и выписка по лицевому счету ФИО2 (л.д. 119-123).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2020 по делу № А19-4840/2020 удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Иркутской области в интересах Шелеховского муниципального образования, Баклашинского муниципального образования к УМИ имуществом Администрации Шелеховского муниципального района, ООО «Чистые Ключи» о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки. Признан недействительным договор аренды муниципального имущества *номер скрыт*, заключенный 15.07.2019 между УМИ Администрации Шелеховского муниципального района и ООО «Чистые Ключи». Применены последствия недействительности ничтожности сделки путем возложения на ООО «Чистые Ключи» обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу возвратить УМИ Администрации Шелеховского муниципального района имущество согласно приложениями *номер скрыт*, 4 к договору аренды муниципального имущества *номер скрыт*, заключенному 15.07.2019 между УМИ Администрации Шелеховского муниципального района и ООО «Чистые Ключи», приложению *номер скрыт* к дополнительному соглашению к указанному договору.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу № А19-4840/2020 вышеуказанное решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2020 оставлено без изменения.

С учетом приведенных судебных актов Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2020, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 администрацией Баклашинского муниципального образования издано постановление от 30.12.2020 № П-1545/2020 «Об отмене постановлений администрации Баклашинского сельского поселения» (л.д. 5), в соответствии с пунктом 1 которого отменены со дня принятия следующие постановления администрации Баклашинского сельского поселения:

1) от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

2) от 19.06.2020 № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

3) от 12.08.2020 № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

4) от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,

5) от 26.05.2020 № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи».

Указанное постановление направлено директору ООО «Чистые Ключи», согласно письму и.о. главы Баклашинского сельского поселения от 30.12.2020 *номер скрыт* (л.д. 6).

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 заявила о пропуске ООО «Чистые Ключи» трехмесячного срока для обжалования постановления, указав на направление постановления от 30.12.2020 в тот же день Обществу по электронной почте, представив скриншот с электронной почты Администрации Баклашинского МО на электронный адрес Ushackovsckaya.

Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы представителя административного истца о том, что срок обжалования постановления Администрации от 30.12.2020 № П-1545/2020 не пропущен, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Обжалуемое постановление в настоящее время действует, не признано незаконным.

Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области в адрес ООО «Чистые Ключи» направлено требование о возврате субсидии от 28.05.2021 *номер скрыт*, согласно которому министерством на основании п. 22 Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп, распоряжением министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 11.05.2021 № 58-12-мр «О признании утратившими силу отдельных распоряжений министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и о внесении изменений в пункты 1, 2 распоряжения министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25 марта 2020 года № 58-210-мр» субсидия за 2020 год в сумме 9884554 рубля 20 копеек подлежит возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего требования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе обращаться в исполнительный орган государственной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, за оказанием методической помощи по вопросам осуществления государственных полномочий.

Из представленных суду документов следует, что Администрация неоднократно обращалась за разъяснениями по вопросу отмены тарифных решений Администрации в службу по тарифам Иркутской области, являющуюся уполномоченным исполнительным органом власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.

Так, службой по тарифам Иркутской области в письме от 13.01.2021 (л.д.216-217) указано, что в рассматриваемом случае контрольные мероприятия в отношении администрации Баклашинского муниципального образования службой не проводились, предписание либо решение службы об отмене отдельных тарифных решений органу местного самоуправления не направлялись. Информация об оспаривании нормативных правовых актов администрации Баклашинского муниципального образования в судебном порядке и признании недействующими со дня их принятия в службе отсутствует. При таких условиях служба полагала целесообразным признание утратившими силу тарифных решений администрации Баклашинского муниципального образования, которыми были установлены тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые Ключи», в рамках актуализации нормативной правовой базы при установлении регулируемых тарифов ООО «Чистые Ключи» на следующий период регулирования (после подтверждения законных оснований для эксплуатации объектов водоснабжения на территории Баклашинского муниципального образования) либо в отношении иной ресурсоснабжающей организации.

Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47.

В соответствии с п. 32 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», период действия тарифов, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее 1 года, если иное не предусмотрено федеральными законами или актом Правительства РФ.

Пунктом 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

Отмена решений органов местного самоуправления, принятых в рамках реализации переданных государственных полномочий, предусмотрена ст. 9 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» при неисполнении органом местного самоуправления письменного предписания уполномоченного органа государственной власти Иркутской области по устранению нарушений требований законодательства по вопросам осуществления государственных полномочий и вслучае принятия органом местного самоуправления решения, противоречащего законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Служба по тарифам Иркутской области по результатам проверки на основании требования заместителя прокурора Иркутской области выдала заключение о том, что установленные Администрацией для ООО «Чистые Ключи» тарифы являются экономически необоснованными.

Вместе с тем, предписание об устранении нарушений требований законодательства службой по тарифам Иркутской области в адрес Администрации не выдавалось. Постановления Администрации, которыми установлены тарифы на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», в том числе прокуратурой в интересах неопределенного круга лиц по итогам проведенной проверки не обжаловались.

В ответе от 26.12.2020 на обращения Администрации с просьбой высказать позицию по вопросу отмены тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» от 26.11.2020 и об установлении тарифа для ООО «Чистые Ключи» на 2021 год от 01.12.2020 служба по тарифам Иркутской области указала, что при условии, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020, договор аренды муниципального имущества от 15.07.2019 *номер скрыт* признан недействительным с момента его заключения, в том числе по причине нарушения законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), данный договор не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего наличие законных оснований для эксплуатации ООО «Чистые Ключи» объектов водоснабжения на территории Баклашинского муниципального образования, и быть использован при установлении регулируемых тарифов на питьевую воду.

Для реализации органом местного самоуправления полномочий по государственному регулированию тарифов, Администрации необходимо обратиться к собственнику имущества – Администрации Шелеховского муниципального района за выяснением организации, осуществляющей фактическую эксплуатацию объектов водоснабжения и оказание коммунальных услуг потребителям Баклашинского муниципального образования, а также наличия у такой организации документов, подтверждающих законные основания для эксплуатации.

При установленных обстоятельствах, в силу положений федерального законодательства администрация Баклашинского муниципального образования не имела оснований для издания постановления 30.12.2020, влекущего отмену постановлений, которыми установлены тарифы для ООО «Чистые Ключи» на период по 31.12.2020.

В этой связи, уточненные административные исковые требования ООО «Чистые Ключи» суд находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Чистые Ключи» к администрации Баклашинского сельского поселения о признании недействующим постановления администрации Баклашинского сельского поселения в части со дня его принятия, удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 30.12.2020 № П-1545/2020 «Об отмене отдельных постановлений администрации Баклашинского сельского поселения» в части отмены постановления администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», постановления администрации Баклашинского муниципального образования от 19.06.2020 № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 12.08.2020 № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28.11.2019 № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», постановления администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», постановления администрации Баклашинского муниципального образования от 26.05.2020 № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27.04.2020 № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течении месяца с момента его принятия в окончательной форме 8 ноября 2021 года в 17 часов 30 минут.

Судья О.И. Плындина