ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-859 от 16.12.2015 Каргапольского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-859

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Каргаполье 16 декабря 2015 года

Каргапольский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Гончарука С.Е.,

при секретаре судебного заседания Колчеданцевой М.С.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС №3 по Курганской области о признании недействительным в части налогового уведомления,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС №3 России по Курганской области, в котором просил признать налоговое уведомление №66522 от 08.06.2015 недействительным в части оплаты земельного налога за 2014 год. В обоснование доводов иска указывал, что он не согласен с расчётом размера земельного налога за земельные участки, расположенные по <адрес>, с кадастровыми номерами №* в сумме <данные изъяты> рублей и №* в сумме <данные изъяты> рублей с применением налоговой ставки в размере 1,5 %, так как решениями Шатровской сельской Думы от 31.10.2014 № 22 и от 21.11.2014 № 27 соответственно налоговая ставка земельного налога на 2014 год на указанные земельные участки ему была уменьшена до 0,3%, в связи с тем, что данные земельные участки им не использовались в промышленных целях. 02.09.2015 он обратился с жалобой в Управление федеральной налоговой службы по Курганской области, ему был дан ответ, что отменять налоговое уведомление не собираются. В сентябре 2015 года ему также прислали ответ из Шатровской сельской Думы об отмене решений Шатровской сельской Думы от 31.10.2014 № 22 и от 21.11.2014 № 27. Указывает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В связи с этим административный истец просил признать налоговое уведомление №66522 от 08.06.15 недействительным в части оплаты земельного налога за 2014 год по налоговой ставке 1,5 % за земельные участки, расположенные по <адрес>, с кадастровым номером №* в сумме <данные изъяты> рублей и кадастровым номером №* в сумме <данные изъяты> рублей, обязать Межрайонную ФНС № 3 по Курганской области внести изменение в налоговое уведомление №66522 и произвести перерасчет в части оплаты земельного налога за 2014 год за указанные земельные участки по налоговой ставке 0,3 %, взыскать с административного ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и расходы на юридические услуги в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал свои требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1 по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление от 07.12.2015. Пояснил, что налоговая инспекция, установив, что Шатровская сельская Дума вышла за пределы своих полномочий, произвольно изменив своими решениями от 31.10.2014 № 22 и от 21.11.2014 № 27 ставку земельного налога до размера 0,3% в отношении конкретных земельных участков, не учитывая их категорию, произвела начисление земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами №*, №*, расположенным по адресу: <адрес>, с применением ставки в размере 1,5%, поскольку данные земельные участки отнесены к категории земель – земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования – для производственных целях. В последствии по протесту в порядке надзора прокурора Шатровского района данные нарушения со стороны Шатровской сельской Думы были устранены, решением Шатровской сельской Думы от 15.09.2015 №74 ранее принятые решения от 31.10.2014 № 22 и от 21.11.2014 № 27 были отменены, ставка земельного налога на 2014 год в отношении спорных земельных участков установлена в размере 1,5%. Инспекцией в адрес Шатровской сельской Думой 30.09.2015 был направлен запрос с просьбой дать официальное толкование решения от 15.09.2015 № 74, а также поставлен вопрос о том, какая ставка по земельному налогу подлежит применению за 2014 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №*, №*, расположенных по адресу: <адрес>. Был представлен ответ, что ставка земельного налога в отношении указанных земельных участков согласно решению Шатровской сельской Думы от 15.09.2015 №74 составляет 1,5%. Также представитель административного истца указал, что нельзя признать ухудшающим положение налогоплательщика акт, отменяющий незаконно установленное льготное налогообложение. Считает действия инспекции правомерными. Размер заявленных судебных расходы считал необоснованным. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Налогового Кодекса Российской Федерации, далее НК РФ, нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов (п. п. 1); изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом (п. п. 7); изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе (п. п. 8); иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса (п. п.9).

Согласно п. 2 ст. 6 НК РФ нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Порядок определения налоговой базы установлен ст. 391 НК РФ, в соответствии с положениями которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для налогоплательщика - физического лица определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу положений пунктов 1, 4 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Ставки земельного налога на 2014 год на территории Шатровского сельсовета были установлены решением Шатровской сельской Думы Курганской области от 11.11.2013 № 225 «Об установлении земельного налога на территории Шатровского сельсовета» в соответствии с требованиями п. 1 ст. 394 НК РФ.

Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление №66522 от 08.06.2015, в котором произведен расчет земельного налога за 2014 год, в том числе по земельным участкам с кадастровыми номерами №* и №*, расположенным по адресу: <адрес>. Сумма земельного налога по земельному участку с кадастровым номером №* составила <данные изъяты> рублей, по земельному участку с кадастровым номером №*<данные изъяты> рублей.

Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 45:21:030208:362, 45:21:030208:18 отнесены к категории земель «земли населенных пунктов» и имеют вид разрешенного использования «для производственных целей», в связи с чем при расчете земельного налога налоговой инспекцией применена ставка налога в размере 1,5%.

Решением Шатровской сельской Думы от 31.10.2014 № 22 в отношении земельного участка с кадастровым номером №*, расположенного по адресу: <адрес>, установлена ставка земельного налога на 2014 год в размере 0,3% в связи с тем, что данный земельный участок не используется в промышленных целях.

Решением Шатровской сельской Думы от 21.11.2014 № 27 в отношении земельного участка с кадастровым номером №*, расположенного по адресу: <адрес>, установлена ставка земельного налога на 2014 год в размере 0,3% в связи с тем, что данный земельный участок не используется в промышленных целях.

<адрес> в порядке надзора были принесены протесты об устранении нарушений со стороны Шатровской сельской Думы в части снижения ставки земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №* и №*.

Решением Шатровской сельской Думы от 15.09.2015 № 74 ранее принятые решения от 31.10.2014 № 22 и от 21.11.2014 № 27 отменены. Ставка земельного налога на 2014 год в отношении указанных земельных участков установлена в размере 1,5%.

В силу ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По смыслу ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Суд пришёл к выводу о том, что в данном случае положения статьи 4 ГК РФ и статьи 5 НК РФ неприменимы, так как нельзя признать ухудшающим положение налогоплательщика акт, отменяющий незаконно установленное льготное налогообложение.

Снижение налоговой ставки с 1,5% до 0,3% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №* и №*, расположенных по адресу: <адрес>, было принято Шатровской сельской Думой незаконно, в связи с чем решением Шатровской сельской Думы от 15.09.2015 №74 были отменены решения Шатровской сельской Думы от 31.10.2014 № 22 и от 21.11.2014 № 27, на основании которых были установлены пониженные налоговые ставки в отношении указанных земельных участков. Отмена льготного налогообложения, не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации, не может расцениваться как нарушение законных прав налогоплательщиков и как нарушающее их имущественные права.

На основании изложенного, суд признаёт, что Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами №* и №*, расположенным по адресу: <адрес>, начислен с применением ставки в размере 1,5% правомерно.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области о признании налогового уведомления №66522 от 08.07.2015 в части оплаты земельного налога за 2014 год за земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами №* и №* недействительным и возложении обязанности внести изменения в указанное налоговое уведомление, произвести перерасчет в части оплаты земельного налога за 2014 год за указанные земельные участки по налоговой ставке 0,3%, и о возмещении судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд.

Председательствующий: С.Е. Гончарук