ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8590/2021 от 30.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Шипуновой М.Н.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий и решений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в учете изменений назначения и наименования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:49:0000000:4020, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, участок .

В обоснование требований указывает, что является собственником здания площадью 1972,2 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0000000:4020, расположенным на земельном участке площадью 1765 кв.м. по адресу: Краснодарский край, <адрес>, участок , категория «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для размещения гостиниц, гостиничное обслуживание».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений назначения и наименования здания с «жилой дом» на «гостиница» в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на «гостиничное обслуживание».

Осуществление регистрационных действий было приостановлено со ссылкой на необходимость предоставления документов, свидетельствующих о переводе жилого помещения в нежилое, а уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в государственном кадастровом учете изменений назначения и наименования здания отказано.

ФИО1 полагает действия и решения органа государственной регистрации недвижимости незаконными, ссылаясь, что изменение назначения и наименования здания произведено его собственником, а не в связи с техническими изменениями объекта, техническая возможность использования здания как гостиницы без его реконструкции подтверждается представленными техническими заключениями. Принятое административным ответчиком решение считает незаконным, ущемляющим его права и законные интересы, что послужило поводом для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Краснодарскому краю – по доверенности ФИО5 просила в удовлетворении административного иска отказать, указывая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, принято по результатам проведения правовой экспертизы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - ФЗ ).

В соответствии с положениями ст. 14 указанного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Росреестра по КК с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта капитального строительства с КН: 23:49:0000000:4020. расположенного по адресу: 354392, Краснодарский край, <адрес>, р-н. Адлерский, <адрес>, уч-<адрес>, в части изменения наименования с «жилой жом» на «гостиница» и назначения с «жилого» на «не жилое».

Согласно данным ЕГРН объект с КН 23:49:0000000:4020 имеет следующие характеристики: вид объекта недвижимости - Здание, площадь - 1972.2 кв.м, количество этажей (в том числе подземных) - 5, назначение здания - Жилое, наименование здания - Жилой дом, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, <адрес> участок .

Жилой дом с КН 23:49:0000000:4020 зарегистрирован на праве собственности за ФИО1 (запись ДД.ММ.ГГГГ).

При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета.

В соответствии с пунктами 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения, в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования.

В пункте 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ указано, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом статьями 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. I ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12 2004 N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве живого или нежилого помещения).

Согласно ч. 4 ст. 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган

В силу ч. 5 ст. 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма у содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

При этом согласно ч. 6 ст. 23 ЖК РФ в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержась требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

В соответствии с ч 7 ст. 23 ЖК РФ предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 ст. 23 ЖК РФ, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетам проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 ст. 23 ЖК РФ, и (или) иных работ с учетам перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 ст. 23 ЖК РФ документе (ч. 8 ст. 23 ЖК РФ).

Согласно ч. 9 ст. 23 ЖК РФ завершение указанных в части 8 ст. 23 ЖК РФ переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии и, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения, и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Согласно части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (иди) государственной регистрации прав прилагаются. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений.

Ввиду вышеуказанных норм права государственный регистратор правомерно указал, что документами, подтверждающими в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения, являются следующие документы:

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - в случае выполнения реконструкции объекта (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации; форма документа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации г ДД.ММ.ГГГГ №». 698);

2. Уведомление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение - если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (часть статья 23 Жилищного кодекса Российской Федерации; форма документа установлена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

3. Решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение - если реконструкция соответствующего объекта не производилась (часть 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации;

4. Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (часть 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации: форма документа не установлена);

5.Вступившее в законную силу решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии (часть 1 и 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, ФИО1 с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением назначения и наименования здания не представил ни один из указанных документов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление

государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению о государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, о чем административному истцу направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-7066623/1.

В связи с истечением срока приостановления и на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ ФИО1 было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета (уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. № КУВД- 001/2021-7066623/3).

Доказательств в обоснование законности оспариваемого решения (действия), в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Управлением Росреестра по Краснодарскому краю не представлено.

В силу части 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика внести изменения в сведения государственного кадастрового учета по изменению основных характеристик объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес> участок 45 является законным и обоснованным.

С учетом требований статей 22, 23, 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что ФИО1 с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части назначения и наименования объекта недвижимости не представил решения уполномоченных органов о переводе жилого здания в нежилой фонд, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для осуществления государственной регистрации изменения назначения и наименования данного здания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении назначения и наименования здания с <данные изъяты> – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий –