ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-859/2022 от 06.07.2022 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

№ 2а-859/2022

УИД 72RS0008-01-2022-001069-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Упорово06 июля 2022 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьиСеврюгиной И.В.,

при секретареМкртчян Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску № 2а-859/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Катанаеву Александру Владимировичу о взыскании налоговой задолженности, подлежащей уплате в бюджет и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области (далее административный истец) обратилась в суд с административным иском к Катанаеву Александру Владимировичу (далее административный ответчик) о взыскании налоговой задолженности, подлежащей уплате в бюджет и пени.

Свои требования истец мотивирует тем, что МИФНС №8 по Тюменской области в адрес ответчика выставлены требования:

- № 2326 от 16.11.2017 года об оплате недоимки по налогу на имущество за 2015 год в сумме 111 рублей 35 копеек и пени в сумме 6 рублей 58 копеек, в общей сумме 117 рублей 93 копейки, срок исполнения до 24.01.2018 года. На момент подготовки административного искового заявления налог в сумме 111 рублей 35 копеек погашен, остаток задолженности по пени в сумме 6 рублей 35 копеек.

- № 2868 от 14.02.2018 года об оплате недоимки по налогу на имущество за 2016 гол в сумме 148 рублей и пени в сумме 2 рубля 86 копеек, земельный налог в сумме 950 рублей и пени в сумме 18 рублей 40 копеек в общей сумме 1119 рублей 26 копеек, срок исполнения до 27.03.2018 года. На момент подачи административного искового заявления налог на имущество и пени погашены в полном объеме, земельный налог в сумме 95 рублей погашен, остаток задолженности по требованию пени по земельному налогу в сумме 18 рублей 40 копеек.

- № 8859 от 06.02.2019 года об уплате недоимки по налогу на имущество за 2017 год в сумме 148 рублей, земельный налог в сумме 645 рублей и пени в сумме 10 рублей 60 копеек, в общей сумме 803 рубля 60 копеек, срок исполнения до 26.03.2019 года. На момент подачи административного искового заявления налог на имущество погашен в полном объеме, земельный налог погашен частично 340 рублей, остаток задолженности по требованию земельный налог в сумме 305 рублей и пени в сумме 10 рублей 60 копеек.

- № 2410 от 09.12.2020 года об оплате недоимки по земельному налогу за 2019 год в сумме 223 рубля и пени в сумме 22 копейки, в общей сумме 223 рубля 22 копейки, срок исполнения до 12.01.2021 года.

Причиной выставления требований послужило неисполнение ответчиком обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством. Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области выставлено требование № 2326 от 16.11.2017 года, в котором указан срок его исполнения до 24.01.2018 года, срок подачи заявления истек 24.07.2021 года. Определением мирового судьи судебного участка №1 Заводоуковкого судебного района Тюменской области от 09.11.2021 года административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с истечением срока установленного ст. 48 НК РФ.

На основании вышеизложенного, административный истец просит:

- признать причину пропуска срока уважительной и восстановить срок по ст.48 НК РФ для обращения в суд;

- взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области с Катанаева Александра Владимировича, подлежащий уплате в бюджет налог в сумме 528 рублей и пени в сумме 35 рублей 75 копеек. В общей сумме 563 рубля 75 копеек (с восстановлением пропущенного срока).

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть дело отсутствие представителя Межрайонной ИФНС (л. д. 8).

Административный ответчик Катанаев А. В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по адресу, указанному в исковом заявлении и по адресу регистрации ответчика: .... Вернувшиеся почтовые уведомления, свидетельствует о том, что Катанаев А. В. не получает извещения по субъективным причинам, то есть по обстоятельствам, зависящим от него.

В силу разъяснений содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Таким образом, суд считает административного ответчика, учитывая также положения ст.100 КАС РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания по данному делу.

На основании ст.ст.100, 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд проводит судебное заседание в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. C 01.01.2015 порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ. Объектами налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 2 настоящей статьи. Расчет налога осуществляется на основании информации о налоговой базе, налоговых ставках, о характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого имущества, а также о налоговых льготах. Положениями главы 32 НК РФ предусмотрены два случая определения налоговой базы - исходя из инвентаризационной стоимости (ст. 404 НК РФ), либо исходя из кадастровой стоимости в случае принятия такого решения уполномоченным органом. В настоящее время на территории Тюменской области налог на имущество физических лиц (в том числе за налоговый период 2015 год) исчисляется в соответствии со ст. 404 НК РФ исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы органами технической инвентаризации до 1 марта 2013 года. Указанное ограничение применения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками определяются Решением Заводоуковской городской думы от 25 ноября 2014 г. N 435 «Об установлении налога на имущество физических лиц» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ст. 409 главы 32 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно статье 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, пунктом 1 которой (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) было закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество; 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

По правилам абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу пункта 1 статьи 389 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 4 статьи 397 НК Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица, установлено, что Катанаеву А. В., ИНН ... на праве собственности от 08.12.2011 года, принадлежит земельный участок ..., расположенный по адресу: ... (л. д. 14).

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из материалов дела судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области в адрес ответчика направлялись:

- налоговое уведомление № 346275 от 02.07.2017 года (л. д. 15) для уплаты налога, с расчетом налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты и сумма налога, подлежащая уплате: за период 2014 года земельного налога в размере 451 рубль 00 копеек, за период 2015 года земельного налога в размере 475 рублей 00 копеек срок, за период 2016 года земельный налог в размере 475 рублей 00 копеек, налог на имущество физических лиц 148 рублей 00 копеек, всего к уплате 1549 рублей 00 копеек, срок уплаты установлен до 01.12.2017 года;

- налоговое уведомление № 8641170 от 06.09.2018 года (л. д. 15 оборотная сторона) для уплаты налога, с расчетом налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты и сумма налога, подлежащая уплате: за период 2017 года земельного налога в размере 645 рублей 00 копеек, налог на имущество физических лиц 159 рублей 00 копеек, всего к уплате 804 рубля 00 копеек, срок уплаты установлен до 03.12.2018 года;

- налоговое уведомление № 82155906 от 01.09.2020 года (л. д. 16) для уплаты налога, с расчетом налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты и сумма налога, подлежащая уплате: за период 2019 года земельного налога в размере 223 рубля 00 копеек, всего к уплате 223 рубля 00 копеек.

Данный расчет налога ответчиком не оспорен, иной расчет не представлен.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно расчетам сумм пени представленными административным истцом (л. д. 17 - 20), за период с 01.05.2017 года по 15.11.2017 года пени по налогу на имущество физических лиц Катанаева А. В. составили 6 рублей 58 копеек, за период с 01.12.2017 г. по 13.02.2018 г. пени по налогу на имущество физических лиц Катанаева А. В. составили 18 рублей 40 копеек, за период с 02.12.2017 года по 13.02.2018 года пени по земельному налогу с физических лиц Катанаева А. В. составили 18 рублей 40 копеек, за период с 04.12.2018 года по 05.02.2019 года пени по земельному налогу физических лиц Катанаева А. В. составили 10 рублей 60 копеек, за период с 02.12.2020 года по 08.12.2020 года пени по земельному налогу физических лиц Катанаева А. В. составили 0 рублей 22 копейки.

Суд соглашается с расчетом налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019, 2020 годы и пени, представленным административным истцом, данный расчет ответчиком не оспорен, иной расчет не предоставлен.

Для оплаты суммы налога на имущество физических лиц и пени, в адрес ответчика истцом было направлены:

- требование № 8859 для уплаты налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 06 февраля 2019 года в сумме 793 рубля 00 копеек и пени в размере 10 рублей 60 копеек, срок уплаты до 26.03.2019 года (л. д. 12),

- требование № 42410 для уплаты налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09 декабря 2020 года в сумме 223 рубля 00 копеек и пени в размере 0 рублей 22 копейки, срок уплаты до 12.01.2021 года (л.д.13).

По вышеуказанным требованиям о взыскании налога на имущество физических лиц и пени срок обращения Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области с иском, предусмотренный ст.48 НК РФ не истек.

Как усматривается из материалов дела:

- в требовании № 2326 (л. д. 10) установлен срок уплаты денежных взысканий: недоимки по налогу на имущество в сумме 111 рублей 35 копеек и пени в сумме 6 рублей 58 копеек – до 24.01.2018 года;

- в требовании № 2868 (л. д. 11) установлен срок уплаты денежных взысканий: недоимки по налогу на имущество в сумме 148 рублей 00 копеек, по земельному налогу 950 рублей 00 копеек и пени в сумме 21 рубль 26 копеек – до 27.03.2018 года;

Таким образом, в силу абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять после истечения трехлетнего срока, который отсчитывается после истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа:

- требование № 2326 от 16.11.2017 года (срок добровольного исполнения до 24.01.2018 года), то есть после истечения трех лет с 24.01.2018 года, начинает исчисляться шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд, следовательно, срок на обращение в суд истек 24.07.2021 года;

- требование № 2868 от 14.02.2018 года (срок добровольного исполнения до 27.03.2018 года), то есть после истечения трех лет с 27.03.2018 года, начинает исчисляться шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд, следовательно, срок на обращение в суд истек 27.09.2021 год;

Таким образом, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

В качестве обоснования пропуска срока на подачу искового заявления налоговым органом указано, что срок пропущен по причине увеличения объема подачи заявлений о выдаче судебного приказа в мировые суды, а также обязательного направления требований об уплате платежа в добровольном порядке в соответствии с п.7 ст.123.3 КАС РФ, сотрудниками Налоговой инспекции.

Тем не менее, Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Между тем, с данным административным исковым заявлением административный истец обратился в Заводоуковский районный суд только 27.04.2022 года, что следует из квитанции об отправке административного искового заявления (л.д.33).

К мировому судье судебного участка № 1 Заводоуковского судебного района Тюменской области 29.10.2021 года (то есть за пределами срока по требованиям о взыскании задолженности штрафа о налогах и сборах, предусмотренные НК РФ, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС) поступило заявление Межрайонной ИФНС № 8 по Тюменской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Катанаева А. В. задолженности по налогам. 09 ноября 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 Заводоуковского судебного района Тюменской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа послужило то, что заявленное требование является бесспорным, срок подачи 24.07.2021 года истек (л. д. 23).

В Заводоуковский районный суд административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России к Катанаеву Александру Владимировичу о взыскании налога на имущество физических лиц за 2016 год и пени, налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2017 год и пени, поступило 27 апреля 2022 года, то есть за пределами срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ по требованиям о взыскании задолженности штрафа о налогах и сборах, предусмотренные НК РФ.

Таким образом, в связи с тем, что МИФНС России № 8 по Тюменской области пропустила срок обращения в суд с административным иском и основания для восстановления пропущенного срока по указанным требованиям отсутствуют, то указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении иска в части взыскания задолженности налогам и сборам, предусмотренные НК РФ. В остальной части заявленных административных исковых требований, иск подлежит удовлетворению.

На основании ст. 114 КАС РФ, подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от её уплаты, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в доход федерального бюджета. Размер данной госпошлины судом определяется по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявления Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Катанаеву Александру Владимировичу о взыскании налоговой задолженности, подлежащей уплате в бюджет и пени, удовлетворить частично.

Взыскать с Катанаева Александра Владимировича, ... года рождения, уроженца ..., (...) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области (ОГРН 1047200279708) денежные средства в сумме 538 рублей 82 копейки, в счет уплаты задолженности по земельному налогу с физических лиц:

- за 2018 в размере 305 рублей и пени по земельному налогу с физических лиц за 2018 в размере 10 рублей 60 копеек;

- за 2019 в размере 223 рублей и пени по земельному налогу с физических лиц за 2019 в размере 0 рублей 22 копеек.

Реквизиты для перечисления налога и пени:

ИНН/КПП (получателя): 7207007527/72070101

Получатель: УФК по Тюменской области (МИФНС России № 8 по Тюменской области);

Р/счет: 40101810300000010005; Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г. Тюмень; БИК 047102001; ОКТМО 71703000.

КБК 1821060604310 1 000110 земельный налог с физических лиц;

(1-налог, 21-пени).

Взыскать с Катанаева Александра Владимировича, ... года рождения, уроженца ..., (...) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 21 (двадцать один) рубль 55 копеек.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать, ввиду пропуска срока для обращения с административным исковым заявлением.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 20 июля 2022 года.

Судья подпись И. В. Севрюгина