Административное дело №2а-85/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Спирово, ул. Пушкина, д. 93 13 июля 2018 года
Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Астахова В.А., с участием представителя административного истца Алексеева М.В., представителя административного ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области по доверенности – Суязовой А.В., при секретаре Власовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-85/2018 по административному исковому заявлению Сеткиной Светланы Александровны к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным Уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29.01.2018 года № 389/07-08 об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков,
установил:
Сеткина С.А. обратилась в суд с указанным административным иском к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным Уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29.01.2018 года № 389/07-08 об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков, расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв. м., в обоснование административного иска указав, что обратилась в администрацию Спировского района Тверской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов вышеуказанных земельных участков. Администрацией Спировского района Тверской области 19 февраля 2018 года ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков на основании п.11 ст.3.5 Федерального Закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Отказ администрации был основан на уведомлении Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года №389/07-08 об отказе в согласовании схемы. Считает указанное уведомление Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года №389/07-08 об отказе в согласовании схемы незаконным, поскольку согласно ч.1, ч.6 ст.3.5 Федерального Закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» законодатель установил для органа исполнительной власти единственное основание для отказа в согласовании схемы это пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. При этом к такому уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие указанное обстоятельство. Как следует из уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области, основанием для отказа в согласовании схемы явилось наличие материалов лесоустройства 1990 года спорных земельных участков, на основании которых был сделан вывод о принадлежности спорных земельных участков к лесному фонду. При этом Министерство лесного хозяйства Тверской области ссылается на нахождение ранее лесов во владении совхоза «Красный Городок» части кварталов. Указанные обстоятельства являются предположением, основанном на неверном толковании норм закона и не являются основанием для отказа в согласовании, предусмотренным законом. 26.02.2018 года Сеткина С.А. обратилась в Министерство лесного хозяйства Тверской области с претензией, в которой указала, что уведомление носит незаконный характер, просила его отменить, однако до настоящего времени ответа на нее не получила. Министерство лесного хозяйства Тверской области является государственным органом, в связи с чем его действия носят публичных характер и могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства. 11.04.2018 года она обратилась с аналогичным иском в Заволжский суд г. Твери, но определением Заволжского суда от 13.04.2018 года заявление было возвращено в связи с неподсудностью, с указаванием, что данный иск подсуден Спировскому районному суду Тверской области. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с указанным административным иском.
Административный истец Сеткина С.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, представила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, доверила защиту своих интересов представителю Алексееву М.В., представила заявление, в котором просила суд отказать в удовлетворении ходатайства административного ответчика о прекращении производства по делу, поскольку она еще не определилась, каким из видов деятельности будет заниматься на данных земельных участках, будет ли использовать их для собственных нужд или для предпринимательской деятельности.
Представитель административного истца Алексеев М.В., действующий на основании доверенности № 69 АА 2040099 от 19.02.2018 года и диплома № ВСГ 0979782 от 11.04.2008 года, в судебном заседании поддержал административный иск Сеткиной С.А. по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что на обращение Сеткиной С.А. в администрацию Спировского района Тверской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления семи земельных участков без проведения торгов в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв. м., администрацией был дан отказ в согласовании предоставления земельных участков на основании того, что уполномоченным органом - Министерством лесного хозяйства Тверской области не были согласованы схемы расположения спорных земельных участков, поскольку на земельных участках имеется лесная растительность. Полагает, что действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в согласовании схем расположения земельных участков, поскольку Федеральным Законом от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено для органа исполнительной власти единственное основание для отказа в согласовании схемы это пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. Сведений о имеющихся пересечениях границ спорных участков с землями, относящимися к лесным, не имеется. Тот факт, что, по мнению Министерства лесного хозяйства Тверской области, испрашиваемые истцом земельные участки лесоустроены и ранее относились к колхозным лесам, в настоящее время не позволяет их отнести к землям лесного фонда. Сведения о категории земельных участков содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в данном случае сведения о том, что спорные земельные участки являются землями лесного фонда, отсутствуют. Испрашиваемые земельные участки не входят в состав земель лесного фонда и относится к землям сельскохозяйственного назначения. Административный истец Сеткина С.А. осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, но с заявлением о предварительном согласовании границ данных земельных участков она обращалась для личных целей. Как в случае предоставления указанных земельных участков в аренду она будет их использовать – в личных целях или для нужд своей предпринимательской деятельности, она еще не определилась.
Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области Суязова А.В., действующая на основании доверенности от 21.05.2018 года и диплома № ВСГ 0978918 от 23.06.2007 года, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административного иска, пояснила, что испрашиваемые в аренду земельные участки покрыты лесом. Земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом, являются непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства, то есть использование данных участков в соответствии с заявленной целью не предоставляется возможным по причине фактического состояния земельных участков. В настоящее время на испрашиваемых в аренду земельных участках сложилась экологическая система - лес. В отношении спорных земельных участков имеются материалы лесоустройства. Наличие материалов лесоустройства свидетельствует о том, что земельные участки предназначались для ведения лесного хозяйства и были отнесены к лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций. По материалам лесоустройства 2002 года, имеющимся в Министерстве, земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв.м., расположенные в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, лесоустроены, определены их количественные и качественные характеристики - леса, ранее находившиеся во владении совхоза «Красный Городок», части кварталов 11, 12, 13, 16, 17, 18, 21, 22, 23 и 30. Леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и переданные им в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с ранее действующим законодательством всегда были частью государственного лесного фонда. Согласно Лесному кодексу РСФСР, единый государственный лесной фонд состоит, в том числе, и из колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии со ст.ст.36, 130 Лесного кодекса РФ, леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельхозорганизациям на праве безвозмездного пользования. Ссылаясь на положения ст.4 Закона СССР от 17.06.1977 «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», ст.ст.2, 10, 53 Основ лесного законодательства РФ, ст.ст. 8, 19. ч.1,2 ст.130 Лесного кодекса РФ, представитель Суязова А.В. указала, что леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда государственной, а в дальнейшем федеральной собственности. По запросу Министерства лесного хозяйства Тверской области комиссией специалистов ГКУ «Торжокское лесничество Тверской области» были проведены осмотры испрашиваемых Сеткиной С.А. земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв. м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области. При обследовании указанных участков было выявлено, что земельные участки имеют лесные насаждения, представленные основными древесными породами такими как ель, береза, осина, ольха, сосна, высотой деревьев более 20 метров, диаметром более 16 см, о чем составлен соответствующий акт осмотра от 26.04.2018. Предоставление указанных земельных участков в аренду для сельскохозяйственного производства может повлечь за собой ущерб окружающей среде и нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное Конституцией РФ. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе и на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Поэтом, если земли сельскохозяйственного назначения покрыты лесом и непригодны для осуществления сельскохозяйственного производства, использование административным истцом указанных земельных участков в соответствии с заявленной целью не предоставляется возможным ввиду фактического их состояния. Наличие на всех испрашиваемых земельных участках лесных насаждений делает невозможным их использование для целей, указанных Сеткиной С.А. На основании изложенного, земельные участки, о предварительном согласовании схем расположения которых просила Сеткина С.А., не могут быть ей предоставлены для целей, указанных в заявлениях, в том числе и для сенокошения. Кроме того, основной деятельностью Сеткиной С.А., как предпринимателя, является лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, и заготовка древесины на указанных земельных участках в случае предоставления их административному истцу в аренду нарушит права и законные интересы граждан. В связи с чем просила суд в удовлетворении требований административного истца Сеткиной С.А. к Министерству Лесного хозяйства Тверской области отказать. Указанные доводы приведены также в представленном суду письменном возражении и заявлении представителя Министерства лесного хозяйства Тверской области по доверенности Морозовой А.С.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании определения суда от 14 мая 2018 года МУ Администрация Спировского района Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрении дела извещено, представило ходатайство о рассмотрении административного дела без их участия, оставило принятие решения на усмотрение суда.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на основании определения суда от 14 мая 2018 года МУ Администрация Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области и на основании определения суда от 30.05.2018 года, содержащегося в протоколе судебного заседания, Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств от них в адрес суда не поступило.
Допрошенный по ходатайству истца в качестве специалиста ведущий эксперт отдела ведения лесного реестра, экспертизы проектов освоения лесов управления лесами Министерства лесного хозяйства Тверской области ФИО7 в судебном заседании указал на «плане Городецкого сельского округа. Спировский сельский лесхоз – филиал ФГУ «Тверьлес» Спировского района Тверской области. Лесоустройство 2002 г.» ориентировочное расположение участков площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв. м., указанных в иске, и подтвердил, что все указанные земельные участки частично накладываются на землеустроенные участки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленный Сеткиной С.А. административный иск к Министерству лесного хозяйства Тверской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 декабря 2017 года Сеткина С.А. в качестве физического лица обратилась в Администрацию Спировского района Тверской области с 7-ю аналогичными по содержанию заявлениями, в каждом из которых просила предварительно согласовать предоставление в аренду земельных участков в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв. м., соответственно, расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, с видом использования: животноводство, с целью использования: для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов. К каждому заявлению прилагалась схема расположения земельного участка.
В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений Администрацией Спировского района Тверской области, в соответствии установленным порядком предварительного согласования предоставления земельных участков, 15 января 2018 года был направлен запрос в Министерство лесного хозяйства Тверской области, являющееся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений, о согласовании схем расположения земельных участков.
Из уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года № 389/07-08, адресованного Администрации Спировского района Тверской области, следует, что Министерство отказывает в согласовании схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв.м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, с целью предоставления их для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, на основании того, что данные участки лесоустроены, определены их количественные и качественные характеристики. Леса, находившиеся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, относились к лесному фонду и являлись государственной, а впоследствии федеральной собственностью. Предоставление в аренду для сельскохозяйственного производства земельных участков, на которых фактически произрастает лес, может повлечь причинение ущерба окружающей среде и нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное Конституцией РФ. Согласно п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В связи с указанными обстоятельствами, Администрация Спировского района Тверской области по результатам рассмотрения заявлений Сеткиной С.А. письмом №415 от 19 февраля 2018 года уведомила ее об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков на основании п.11 ст.3.5 Федерального Закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Отказ администрации Спировского района Тверской области в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков был обжалован административным истцом в судебном порядке, и на основании решения Спировского районного суда Тверской области от 08 мая 2018 года в удовлетворении административного иска Сеткиной С.А. к Администрации Спировского района Тверской области о признании незаконным отказа Администрации Спировского района Тверской области от 19 февраля 2018 года №415 в предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв. м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области и возложении обязанности устранить нарушения путем предварительного согласования предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, указанных земельных участков было отказано.
Данное решение суда не вступило в законную силу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Положениями ч.8 ст.226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и имеются ли нарушения прав, свобод и законных интересов лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок образования земельных участков регламентирован положениями гл.I.1 Земельного кодекса РФ. Так из положений п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подп.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст.39.14 Земельного кодекса РФ, который среди прочих процедур, предусматривает необходимость подачи в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.п.2 п.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п.8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании.
Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.
Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суд.
Основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
Как установлено судом в ходе изучения представленных документов, в том числе отзыва администрации Спировского района Тверской области на административное исковое заявление о 28.05.2018 года, схемы расположения земельных участков для согласования были направлены в Министерство лесного хозяйства Тверской области 15.01.2018 года, из чего следует, что уведомление от 29.01.2018 года № 389/07-08 об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков было направлено Министерством в администрацию Спировского района Тверской области в сроки, установленные п. 4 ст. 3.5 ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судом, на основании пояснений представителя заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Суязовой А.В., показаний специалиста ФИО7, представленных письменных доказательств, в том числе материалов лесоустройства 2002 года, акта осмотра земельных участков от 26.04.2018, установлено, что земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв.м., расположенные в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, имеют лесные насаждения, представленные основными древесными породами ель, береза, осина, ольха, сосна, высотой более 20 метров, диаметром более 16 см и запасом более 150 куб.м. на 1 га, то есть, испрашиваемые административным истцом Сеткиной С.А. земельные участки покрыты лесом.
В силу положений ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст.3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе устойчивого управления лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение охраны и защиты лесов; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.
Согласно ст.3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрено, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Из анализа указанных норм следует, что возникновение отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как экологической системы имеет мест не только в отношении лесов, находящихся на землях лесного фонда, но и лесных насаждений, расположенных на землях иных категорий, которым относятся, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
В силу п.31 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Законом Тверской области от 09 апреля 2008 года №49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» определено, что законами Тверской области устанавливаются условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота (п.4 ст.2).
Вместе с тем, на момент рассматриваемых правоотношений и принятия настоящего решения, закона, устанавливающего условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота, в Тверской области не принято.
При этом, п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу положений ст.1 Закона РФ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 02.07.2018 года, Сеткина С.А. является индивидуальным предпринимателем, в качестве основного вида ее деятельности указано лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, в качестве дополнительных видов – сельскохозяйственная деятельность по выращиванию различных культур, разведению крупного рогатого скота, свиней, сельскохозяйственной птицы, охота, лесозаготовки, производство деревянных изделий, пиломатериалов, торговля ими, перевозка грузов и пр.
Представитель административного истца Алексеев М.В. в судебном заседании в своих объяснениях уточнил, что предоставление Сеткиной С.А. испрашиваемых земельных участков необходимо для сенокошения. Вместе с тем, доказательств подтверждения ведения административным истцом Сеткиной С.А. сельскохозяйственной деятельности, наличие у нее сельскохозяйственных животных (скота), суду не представлено, равно как и обоснований осуществления деятельности, указанной в заявлениях Сеткиной С.А., в Спировском районе, расположенном на значительном территориальном удалении от места проживания заявителя (с.Кушалино Рамешковского района).
Доводы, указанные в обоснование административного иска, поддержанные в судебном заседании представителем административного истца Алексеевым М.В. о том, что для органа исполнительной власти установлено единственное основание для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка - пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка, суд относит к несостоятельным в связи с вышеизложенными нормами права.
Рассматривая заявленное административным ответчиком ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку Сеткина С.А. является индивидуальным предпринимателем, основным видом ее деятельности является лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, и в связи с этим отказ Министерства затрагивает интересы истца в ее производственной (предпринимательской) деятельности, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец обратился в администрацию Спировского района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, как физическое лицо, и ее доводы о том, что она еще не определилась, будут ли в случае предоставления в аренду земельные участки использоваться ею для личных нужд или для предпринимательской деятельности, не были опровергнуты в судебном разбирательстве ни показаниями участников процесса, ни иными представленными доказательствами.
Сведений о том, что на испрашиваемых административным истцом земельных участках расположены сельскохозяйственные угодия, суду сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца Сеткиной С.А. о признании незаконным Уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29.01.2018 года № 389/07-08 об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 69:31:0000008, площадью 367450, 2349891, 1260046, 384840, 2567020, 155015, 67430 кв. м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
По правилам ч.1 ст.111 КАС РФ судебные расходы административному истцу возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных требований Сеткиной Светланы Александровны к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным Уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29.01.2018 года № 389/07-08 об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.А. Астахов
Решение в окончательной форме принято 18 июля 2018 года.