ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-85/2020230013-01-2019-002968-67 от 29.06.2020 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-85/2020 23RS0013-01-2019-002968-67

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 29 июня 2020 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Соколенко А.В.,

при секретаре – Богатыревой К.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО2, предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва – ФИО3, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва о признании незаконным решения от 18.10.2019 № 3/2 Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва,

установил:

Представитель ФИО1 действующий по доверенности ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва о признании незаконным решения от 18.10.2019 № 3/2 Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва, в котором просит признать незаконным решение от 18.10.2019 № 3/2 Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района.

В ходе судебного разбирательства административным истцом уточнены требования административного иска, согласно которым административный истец просит признать незаконным распоряжение от 16.10.2019 № 3 председателя Совета Гулькевичского городского поселения «О внесении вопроса в повестку дня очередной сессии Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского районаIV созыва»; признать незаконным решение от 18.10.2019 № 3/2 IV Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района; признать незаконным протокол заседания профильных комиссий от 16.10.2019 Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района.

Административные исковые требования обоснованы тем, что ФИО1 является депутатом Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV Созыва. В соответствии с ч. 2 ст. 112 Регламента Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 01.10.2015 № 2/14, председатель Совета ФИО4 уведомил о повестке дня очередной сессии депутатов, назначенной на 18.10.2019 с повесткой дня: Об избрании председателей постоянных комиссий Совета Гулькевичского городского поселения; Об избрании заместителей председателей и секретарей постоянных комиссий Совета Гулькевичского городского поселения.Однако, 16.10.2019 на предварительном заседании профильных комиссий выяснилось, что председатель Совета ФИО4 вынес также многочисленные дополнительные вопросы, в том числе о расходовании бюджетных средств на различные цели на десятки миллионов рублей.Так, сотрудник администрации - докладчик, а также глава города Гулькевичи ФИО5 вообще не представили депутатам никаких документов в обоснование расходования бюджетных средств.Другие же депутаты Совета от Единой России, которые всегда единогласно поднимали руки и утверждали все суммы, указанные главой г. Гулькевичи, не интересовались конкретным происхождением цифр, их размером, местом и видом работ, где предполагается освоение бюджета, утверждали о необходимости идти домой и что не надо вникать в суть вновь представленных вопросов повестки дня. Среди прочих вопросов был вопрос об увеличении расходов на муниципальную программу «Капитальный ремонт» в части изготовления проектно-сметной документации на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на сумму 1 750 000 рублей. Депутат ФИО1, указывал, что данный дом является аварийным и «освоение» бюджета на колоссальные суммы является не целесообразным. Требовал предоставить документы, изучить вопрос. Глава г. Гулькевичи не представил никаких документов, а председатель Совета ФИО4, также указал на отсутствие необходимости изучать документы, ограничившись лишь прочтением сумм расходов из бюджета поселения. Таким образом, председатель Совета ФИО4 нарушил требование Регламента о заблаговременном (не позднее чем за 7 дней) уведомления депутатов о повестке дня, что лишило возможности предметно изучить вопросы повестки дня. 18.11.2019 было принято решение от 18.10.2019 № 3/2 Совета Гулькевичского городского поселения, где все вопросы были утверждены, в том числе те, которые были внесены с нарушением регламента за 2 дня до сессии. Депутат ФИО1 голосовал против повестки дня, куда были включены вопросы о расходовании бюджетных средств с нарушением регламента. Однако, депутаты от ЕР проголосовали «За».То есть, глава города ФИО5, действуя по предварительному сговору с председателем Совета ФИО4 совершают действия по «освоению» бюджета ударными темпами, вопреки интересам жителей города, здравому смыслу и Закону. Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ было основано на том, что межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда на территории Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района при администрации Гулькевичского городского поселения, назначенной постановлением администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 23 июля 2015 года № 398 «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда на территории Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района» в составе ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Синило Н.В., ФИО11, ФИО12 по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ жильцов многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> вынесли заключение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с цель приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям.

Таким образом, решение от 18.10.2019 № 3/2 Совета Гулькевискогогородского поселения Гулькевичского района подлежит отмене в связи с нарушением регламента (ст. 112 нарушении сроков вынесения повестки дня, должно быть не позднее чем за семь дней до начала депутатских слушаний), принятие решения при полном отсутствии каких – либо документов, обосновывающих необходимость трат бюджетных средств, когда даже не возможно индивидуализировать, на что конкретно будут израсходованы бюджетные средства, исчисляемые в миллионах рублей. Депутат ФИО1 в соответствии со своей выборной должностью, несет ответственность за принимаемые Советом решения, поэтому со своей стороны в судебном порядке принимает меры по устранению нарушений, допускаемых Советом Гулькевичского городского поселения (председателем Совета ФИО13 действующего в связке с главой города Гулькевичи ФИО5), где сам Coвет превращен фактически в технический орган по поднятию рук и утверждению всего что укажет глава города Гулькевичи ФИО5 Деньги из бюджета списаны на основании заведомо незаконного заключения которое отменено. ФИО1, как депутат, реализует свое право на влияние законности принимаемых решений Советом в установленном законом судебном порядке, оспаривая незаконные решения Совета, в котором он является избранным депутатом.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, его представитель ФИО2 в судебном заседании поддержал требования изложенные в административном исковом заявлении, с учетом уточненных требований, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика действующий по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования административного искового заявления не признал, поддержал доводы ранее направленного возражения на административное исковое заявление, в котором указано, что ознакомившись с доводами административного истца, указанными в административном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик возражает в удовлетворении административного иска, просит отказать. Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. В административном исковом заявлении о признании незаконным решения Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 18 октября 2019 года № 3/2 административный истец основывает свою правовую позицию на доводах о том, что оспариваемое решение Совета подлежит отмене в связи с нарушением регламента работы Совета, выраженное в нарушении срока уведомления истца о повестке дня, что якобы лишило его возможности предметно изучить вопросы повестки дня, истец указывает, что принятие оспариваемого решения производилось при отсутствии каких-либо документов, обосновывающих необходимость расходования бюджетных средств, однако указанные доводы не соответствуют действительности так как, оспариваемый нормативно правовой акт принят представительным органом Гулькевичского городского поселения в пределах своей компетенции, в соответствии с установленным порядком и права административного истца не нарушает.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Совет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Уставом Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, принятым решением Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 29 марта 2017 года № 1/36 (с учетом изменений и дополнении), Регламентом Совета Гулькевичского городствого поселения Гулькевичского района принятым решением Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 01 октября 2015 года № 2/17 (с учетом изменений и дополнении), а также иными нормативно-правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно названному федеральному закону местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу положений ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, из чего следует что формирование, утверждение, исполнение бюджета Гулькевичского городского поселения и контроль за исполнением данного бюджета относит к вопросам местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения определяет как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, при этом в силу ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа.

Согласно положений Устава Гулькевичского городского поселения, представительным органом местного самоуправления городского поселения является Совет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района численным составом 30 депутатов.

Заседание представительного органа (сессия) может считаться правомочным, если на нем присутствует более половины от числа избранных депутатов. В исключительной компетенции Совета находятся вопросы рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета.

Статьей 63 Устава Гулькевчского городского поселения Гулькевичского района предусмотрено, что решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Порядок проведения заседаний (сессий), правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются Уставом Гулькевчского городского поселения или регламентом представительного органа.

В соответствии с положениями главы 4 регламента Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по основным направлениям деятельности Совет образует постоянные комиссии из числа депутатов Совета, постоянные комиссии образуются для разработки и предварительного рассмотрения проектов и поправок к проектам решений Совета, внесенным на рассмотрение Совета, и подготовки вопросов, отнесенных к компетенции Совета, организации работы депутатов в период между сессиями Совета, контроля за выполнением решений Совета.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Например, не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда: процедура принятия закона субъекта Российской Федерации противоречит части 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Судом установлено, что Советом Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района 18 октября 2019 года принято решение № 3/2 «О внесении изменений в решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 14 декабря 2018 года № 2/67 «О бюджете Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2019 год», которым Совет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района решил:«1. Внести в решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 14 декабря 2018 года № 2/67 «О бюджете Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2019 год» следующие изменения:

1) пункт 1 решения изложить в следующей редакции:

1. Утвердить основные характеристики бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района (далее – бюджет поселения) на 2019 год:

1) общий объем доходов в сумме 286 703,7 тыс. рублей;

2) общий объем расходов в сумме 294 088,7 тыс. рублей;

3) верхний предел внутреннего долга Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 1 января 2020 года в сумме 12 450,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в сумме 0,0 тыс. рублей;

4) дефицит бюджета поселения в сумме 7 385,0 тыс. рублей;

2) Приложения № 2, 5, 6, 7, 8, 10 к решению изложить в новой редакции (прилагаются № 1, 2, 3, 4, 5, 6)».

На указанном заседании (сессии) Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района присутствовало 24 депутатов из 30 избранных, в работе сессии принимали участие глава Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района ФИО5, начальник отдела финансов, экономики, и потребительской сферы администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района ФИО14, заместитель главы Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, начальник управления жилищно-коммунального и дорожно-транспортного хозяйства ФИО15, заместитель прокурора Гулькевичского района Меретуков А.А., представители средств массовой информации - районной общественно-политической газеты «В 24 часа», телекомпании «Полис».

После заслушивания доклада, представленного начальником отдела финансов, экономики, и потребительской сферы администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района ФИО14 и обсуждения вопроса повестки дня, депутаты Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района проголосовали следующим образом: за принятие решения 21 из 24 присутствующих депутатов, против – 3 депутата, воздержались – 0.

Решение Совета опубликовано в общественно-политической газете Гулькевичского района «В 24 часа» и размещено на официальном сайте администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в сети «Интернет».

В соответствии со статьей 64 Устава Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района председатель Совета Гулькевичского городского поселения издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета.

Распоряжение председателя Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 16 октября 2019 года № 3 «О внесении вопроса в повестку дня очередной сессии Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва», которое административный истец просит признать незаконным, издано в соответствии с положениями Устава Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района и Регламента Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района (пункт 1 статьи 55), является письменным доказательством, исходит от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписано лицом, имеющим право на подписание указанного распоряжения, содержит все неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств, является действующим, не отменялось и не изменялось, соответственно основания для признания оспариваемого распоряжения незаконным отсутствуют.

Вопрос о внесении изменений в решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 14 декабря 2018 года № 2/67 «О бюджете Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2019 год» был включен в повестку дня на основании распоряжения председателя Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 16 октября 2019 года № 3, как вопрос требующий оперативных решений, поскольку несвоевременное внесение изменений в бюджет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района негативно скажется на работе органа местного самоуправления по осуществлению бюджетных полномочий возложенных на администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, по итогам работы постоянной комиссии по бюджету, налогам, сборам и муниципальной собственности, что подтверждается протоколом от 16 октября 2019 года № 1, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 55 Регламента Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района.

Статьей 55 Регламента Совета Гулькевичского городского поселения (приложение к решению Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 01.10.2015 № 2/14) регламентировано, что сессии Совета созываются председателем Совета. Не позднее чем за 7 дней до даты проведения сессии председатель Совета извещает депутатов о месте и времени проведения, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение сессии Совета. Председатель Совета организует вручение депутатам Совета и главе муниципального образования проектов решений и сопутствующих материалов по вопросам, предложенным для внесения в повестку дня сессии, не позднее чем за 7 календарных дней до даты проведения сессии Совета. По вопросам, требующим оперативных решений, указанное время по решению председателя Совета может быть сокращено до 1 дня.

Административный истец членом комиссии по бюджету, налогам, сборам и муниципальной собственности не является.

16.10.2019 административный истец являясь членом, образованной Советом, постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, архитектуре, градостроительству, транспорту и связи, принимал участие в работе указанной постоянной комиссии 16 октября 2019 года, членом которой и является, и заслушивал доклады приглашенных специалистов администрации Гулькевичского городского поселения и проектов решений, поступивших в Совет.

В силу положений статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации граждане не являются участниками бюджетного процесса, в связи с чем оспариваемое в рамках настоящего дела решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 18 октября 2019 года №3/2, права административного истца как гражданина Российской Федерации и члена комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, архитектуре, градостроительству, транспорту и связи нарушать не может, более того его личное присутствие на заседании представительного органа, активное участие в обсуждении вопросов утвержденной повестки дня, само содержание административного искового заявления свидетельствует о том, что административный истец предметно изучил вопросы повестки дня.

Факт принятия Советом Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района оспариваемого решения, не может служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным данного нормативного правового акта, который путем опубликования в установленном порядке доведен до сведения жителей городского поселения, чем фактически было реализовано их право на получение информации о расходовании бюджетных средств, а равно и о работе органов местного самоуправления.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение, распоряжение принято по вопросу местного значения представительным органом Гулькевичского городского поселения в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленными регламентами, опубликовано с соблюдением установленных правил.

Протокол заседания комиссии по бюджету, налогам, сборам и муниципальной собственности от 16.10.2019 не является нормативным правовым актом, права и законные интересы административного истца не нарушает, в связи с чем не подлежит обжалованию в порядке административного судопроизводства.

Суд, принимая во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, считает, что нарушений процедуры принятия решения Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 18 октября 2019 года № 3/2, распоряжения председателя Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 16 октября 2019 года № 3 не допущено, решение и распоряжение приняты в рамках предоставленных Совету депутатов Гулькевичского городского поселения и председателю полномочий и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем отсутствуют достаточные основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов незаконными.

С учетом изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требований административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 к Совету Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва о признании незаконным решения от 18.10.2019 № 3/2 Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района IV созыва – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 08 июля 2020 года.

Судья Гулькевичского

районного суда А.В. Соколенко